18 Апреля 2024

Четверг, 14:15

"НАДО ДЕЛАТЬ СВОЕ КИНО"

Олег САФАРАЛИЕВ: "Самобытность - вот определяющий критерий. Не стоит использовать зарубежные выкройки"

Автор:

01.06.2017

Наш соотечественник Олег Мирзаага оглу Сафаралиев - советский, российский и азербайджанский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Окончил исторический факультет Азербайджанского педагогического института. Десять лет преподавал историю в Сальяне в школе №1. За эти годы созрело решение посвятить себя режиссуре. Поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в мастерскую Сергея Соловьева. В 1988 году по окончании института был приглашен на "Мосфильм", где снял фильм "Прямая трансляция". В дальнейшем остался в России на постоянное место жительства. Десять лет был генеральным продюсером кинокомпании "Евразия-фильм". Работал и в Баку. В 1991-м в Русском драматическом театре поставил спектакль "Семейный круг", имевший большой резонанс. В 2006-м на студии "Азербайджанфильм" закончил картину "Прощай, южный город", которая с успехом была показана на крупнейших кинофестивалях в Берлине, Монреале, Стамбуле, Хайфе, Рио-де-Жанейро…

В интервью нашему журналу режиссер рассказал о своем творчестве, вспомнил поучительную притчу и поразмышлял о герое сегодняшнего времени…

 

Фильмография

1987 год. "Мурад/Сад" по пьесе Петера Вайса "Марат/Сад" - дипломная работа выпускника ВГИКа (автор сценария и режиссер). 1989 год. "Прямая трансляция" - "Мосфильм", художественный фильм (режиссер-постановщик). 1996 год. "Президент и его женщина" - художественный фильм (продюсер), Гран-при Международного кинофестиваля в Онфлере (Франция), главный приз "Киношока-96", а еще и российская "Ника". 1999-2001 годы. "Слушается дело" - цикл телепередач (РТР и ТВЦ). 2006 год. "Прощай, южный город" - художественный фильм, производство Азербайджан - Россия (режиссер-постановщик). Три национальные кинематографические премии Азербайджана за 2006 год - "Гызыл чыраг", призы за лучший сценарий, за лучшее исполнение мужской роли, за лучший фильм. Приз ARRI на третьем МКФ "Евразия" в Алматы, приз зрительских симпатий на пятом фестивале "Московская премьера" (2007). Сериалы "Вдовы", "Пещера страха".     

- Олег Мирзаагаевич, как известно, вы окончили педагогический институт в Баку, а через какое-то время и ВГИК. Почему вы выбрали именно кино? 

- А вы считаете, что творчество можно выбрать? Это или есть в тебе, или нет и никогда не будет. Выбирать можно в менее тонких материях. Там, где требуется голова. Скажем, между учителем и врачом. А там, где в залог забирают сердце, - ты уже бессилен. Творчество - это приговор верховного суда и обжалованию он не подлежит. Здесь даже амнистия невозможна. 

- Вы учились в мастерской Сергея Соловьева, который всегда выделялся умением поразить зрителя изобразительными изысками. По вашим фильмам трудно догадаться, что Соловьев - ваш наставник. Чему он вас научил?

- Думаю, я и не должен быть похож на него. Нас в первой вгиковской мастерской Сергея Александровича было семь человек. Всем было уже по тридцать лет, все с высшим образованием. И, конечно, все со своими представлениями о том, каким должен быть кинематограф. Зачем нужны еще семь одинаковых "соловьят"? Главное, чему он нас учил, - честному и требовательному отношению к своему ремеслу. "И что нельзя беречься, и что нельзя беречься..." - как сказал поэт. Потому что только огромные душевные затраты могут чуть-чуть приблизить твою работу к критериям искусства. Чуть-чуть.

- Тогда кого вы можете назвать своими учителями?

- Знаете, в этом вопросе я, пожалуй, буду дзэн-буддистом. Там есть мудрый постулат: "Встретил Будду - убей его!" Речь идет о непризнании авторитета наставников и гуру. Убей, конечно, не физически, а в себе. Во-первых, никого и ничему в искусстве научить нельзя. Чем раньше человек это поймет, тем лучше для него. Во-вторых, культ наставников особенно вреден в творчестве - рано или поздно это приводит к большим разочарованиям. Рано или поздно Учитель начинает создавать культ личности и делает учеников заложниками собственных амбиций и комплексов. Творчество - это свободный бессознательный полет. Знаете, эту мудрую кавказскую притчу про курицу, которая летала быстрее и выше всех?

- Нет, расскажите, пожалуйста. 

- В давние времена лучше всех птиц умела летать курица. Однажды птицы собрались вместе и попросили курицу научить их секретам ее мастерства. Такой, знаете, семинар повышения квалификации, который у нас любят еще с советских времен. Курица с радостью согласилась и задумалась: с чего начать обучение? Думала, думала, пока не разучилась летать. 

- Значит, творчество для вас - это свободный полет?

- Я так думаю, как говорил один киногерой. Конечно, есть фильмы, которые очень сильно повлияли на меня, особенно в молодые годы. В первую очередь это "Пепел и алмаз" Вайды и "Плата за страх" Клузо.

- В своем первом фильме "Прямая трансляция" вы исследуете тему конфликта творческой личности и общества. Социалистическое общество подавляет и даже, как у вас в фильме, убивает творческую личность. Но ведь интересы общества выше интересов личности. И можно ли разрешить противоречие между личностью и обществом вообще?

- Ой, какие вопросы! Мы же сейчас заберемся в дебри исторического материализма, и вы меня там потеряете. Если очень коротко, то, конечно, налицо конфликт интересов. Далее надо отличать человека-функционера и человека-творца. Свобода творчества - главное условие творчества. Ни государству, ни партии нельзя водить рукой художника. 

Вспомните, сколько тонн идеологической чепухи было написано. Где все эти поэмы, пьесы, песни о Ленине и Сталине? Все же исчезает в мгновение ока, как только меняются власть и направление ветра. Какой театр сегодня будет ставить пьесы Шатрова о Ленине? Только драмкружок в психбольнице. А написал бы он, например, пьесу о своей любви к жене, которая оказалась агентом КГБ и доносила о его разговорах, а потом еще по приказу ушла от него к Березовскому, - вот это был бы бестселлер. Просто греческая трагедия. Или, например, Маяковский. Его поэма о Ленине сегодня никому не нужна, а "Облако в штанах" - на века. В одном случае - заказуха и желание понравиться, в другом - свобода творчества. Короче, никакого противоречия нет. Есть только выбор художника, каким идеалам служить. Как тут не вспомнить Пушкина: "Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно?" Но, пожалуйста, давайте вернемся к кинематографу. 

- В современном кино многое зависит от техники. Можно ли сказать, исходя из этого, что доля творчества в кино уменьшается?

- Конечно, это сложный вид искусства, связанный еще и с техническим прогрессом. Но, слава Богу, в основе всегда лежат драматургия, роль личности режиссеров и актеров и это пока перевешивает компьютерные фокусы для недалекого зрителя. Бороться с "Аватаром" сложно, но нужно.

- Какие темы можно и должно поднимать в кино?

- Разные. Самые простые и самые болезненные. Кино для этого и существует. Есть великие фильмы о любви и смертной казни, о праведниках и негодяях, даже о животных. Это не отменяет некоторых этических или религиозных ограничений.

- Значит, запретные темы существуют?

- Конечно, но каждый творческий человек определяет их для себя сам. 

- Каково ваше творческое кредо?

- Ну, этот вопрос прямо из "12 стульев". "Ваше политическое кредо?" - "Всегда!" Мой ответ такой же: "ВСЕГДА!"

- Дорога, как утверждается в известном легендарном фильме, должна вести к храму. А куда должно вести кино?

- Никуда. Кино не паровоз. Я бы хотел, чтобы кино вызывало боль. Чтобы после просмотра болело сердце или хотя бы зуб. Когда бывшие бакинцы пишут мне из Канады или Израиля, что они плакали после просмотра моей картины (не будем здесь говорить какой), а актеры, которые там снимались, даже не упоминают об этом факте в своих интервью, потому что картина кому-то не понравилась в Баку, то я начинаю верить, что сделал что-то стоящее. Хотя я был бы только рад, если бы мне объяснили, почему эта картина вызывает такое раздражение. 

- Ваше творчество связано не только с российским, но и с азербайджанским кинематографом. Как вы думаете, чего не хватает национальному кинематографу для того, чтобы выйти на международный уровень?

- Вопрос довольно болезненный и острый. Рецепта фестивального кино я, конечно, не знаю. Да его, наверное, и не существует. Я могу опираться только на свой опыт. Десять лет назад я снял по заказу Министерства культуры малобюджетную картину, которая представляла Азербайджан на двух десятках престижных кинофестивалей. Зрителям всегда интересно заглянуть за горизонт, узнать что-то новое для себя. На этом держится высокий рейтинг этнического кино. Думаю, самобытность - вот определяющий критерий. Надо делать свое кино и не использовать зарубежные выкройки. Ответ настолько же очевидный, насколько и банальный.

- Принято считать, что сериалы - далеко не высокое искусство. Вы, тем не менее, обращаетесь к этому жанру (сериалы "Дежурный ангел-2", "Савва Морозов", "Женщины и прочие неприятности")… 

- Что значит высокое или низкое? А "Твин Пикс" Линча или "12 мгновений весны" Лиозновой не искусство? Я могу назвать много высокохудожественных сериалов. Дело здесь не в бюджете, а в отношении к делу. Аристотель говорил, что даже сапожник может стать великим, если будет относиться к своей работе творчески. Старайся не опускать планку, вот и все. Правда, чем более требователен режиссер, тем чаще он сидит без работы.

- В свое время Михаил Юрьевич Лермонтов, как известно, ввел понятие "герой нашего времени". Кто, на ваш взгляд, является героем нашего времени?

- Ну, Печорин сегодня почти как инопланетянин. Если искать литературные аналогии, то сейчас время Остапа Бендера и Швейка. Они основали фирму и продают китайские товары.

- Сейчас очень редко снимаются фильмы о собаках. Что с вашим проектом "Ка-Де-Бо", о котором периодически появляются сообщения в печати? 

- Это мой независимый проект, который я снимаю уже пятнадцать лет… В три приема каждые пять лет. Это история журналистского расследования о судьбе бойцовой собаки, которая рассказывается с помощью флеш-беков. Герои вспоминают события десятилетней давности и при этом все играют самих себя и тогда, и сейчас. Никакого грима и обмана. Уже отснято и смонтировано полтора часа.

- Финал близок?

- Кто знает? Мы все заложники своих замыслов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

397