25 Апреля 2024

Четверг, 13:12

СТАРЫЙ ПРЕЗИДЕНТ, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Переизбрание Хасана Рухани президентом Ирана означает усиление реформаторских подходов в политике ИРИ

Автор:

01.06.2017

Президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани переизбран на второй срок. Это означает, что проводимый им курс на потепление диалога с Западом будет продолжен. Но примут ли на самом Западе, прежде всего в Вашингтоне, перспективу усиления региональных позиций Тегерана, которое неизбежно будет сопровождать процесс ожидаемого наращивания сотрудничества между ИРИ, с одной стороны, и Евросоюзом и Соединенными Штатами - с другой?

 

Реформаторы против консерваторов и наоборот

Президент в Иране - лишь второе лицо во властной иерархии после духовного лидера (аятоллы), коим еще с 1989 года является Али Хаменеи. Тем не менее президент отнюдь не символическая фигура, а облаченное достаточно широкими полномочиями должностное лицо, оказывающее существенное влияние на политическую линию официального Тегерана. Собственно сам Хасан Рухани еще в ходе первого срока президентства, которое начало отсчет в 2013 году, самолично доказал, что занимаемый им пост многое значит в реализации иранской политики.

Несмотря на противодействие наиболее консервативной части клерикальной элиты Исламской Республики, Рухани два года назад добился заключения сделки с Западом - принятия совместного всеобщего плана действий, суть которого сводится к ограничению ядерной программы Тегерана в обмен на отмену международных санкций против ИРИ. Это достижение Рухани  поддержала большая часть иранского общества, рассчитывающая на то, что выход страны из изоляции приведет к потоку крупных иностранных инвестиций, значительному улучшению экономической ситуации.

Определенное улучшение экономической конъюнктуры произошло уже за первый срок президентства Рухани, что явно сыграло в его пользу на выборах. В частности, если в 2013 году национальная валюта (иранский риал) обесценилась на 40%, то в прошлом году инфляция снизилась до 7,5%.

Многим избирателям импонирует курс Рухани на поддержание и развитие нормальных отношений с западными государствами, включая и США. К числу внешнеполитических достижений переизбранного иранского президента относят также расширение торговых и политических отношений с Японией, Китаем и другими ведущими экономиками Азии.

Поэтому не удивляет, что Рухани добился на выборах столь внушительной поддержки. Набрав голоса 57% избирателей, он значительно обошел своего основного конкурента - бывшего генерального прокурора Ибрахима Раиси, которого поддержали 35% пришедших на голосование.

Переизбрание Рухани можно считать еще одним успехом реформаторски настроенных кругов в иранском истеблишменте. Об усилении их позиций во внутрииранском раскладе свидетельствует и тот факт, что на муниципальных выборах, состоявшихся 19 мая (в тот же самый день, когда прошли и президентские выборы), победу одержали приверженцы реформ, большинство из которых являются сторонниками Рухани.

Однако означает ли это, что Хасана Рухани ожидает совершенно безоблачный период президентства, характерный отсутствием сколь-нибудь сильного внутриполитического давления? Отнюдь нет. Его противники в лице ортодоксальных клерикалов опираются на довольно многочисленную массу обездоленных, включая малоимущих крестьян. Кроме того, часть населения недовольна темпами прорыва из экономического кризиса, поскольку весьма высокими были ожидания стремительного выхода из изоляции страны вследствие заключения сделки с Западом и отмены антииранских санкций.

Отдельно стоит сказать о Корпусе стражей исламской революции (КСИР) - мощной организации, обладающей не только карательным потенциалом, но и немалыми финансовыми ресурсами. Руководство КСИР недовольно усилением позиций реформаторов в результате переизбрания Рухани, поэтому для преодоления противодействия реформам со стороны "стражей" тому придется еще больше мобилизовать свою социальную опору. И есть все основания считать, что для Рухани, успешно выстоявшего первый президентский срок, подобная задача - из разрешимых.

 

Давление извне

Между тем гораздо большую головную боль для Рухани обещает создать складывающаяся вокруг Ирана новая внешнеполитическая конъюнктура. Судя по всему, возможен очередной виток эскалации так называемой иранской проблемы. Причина тому - недовольство нового президента США Дональда Трампа условиями ядерной сделки с ИРИ. Вашингтон в последнее время значительно ужесточил антииранскую риторику, открыто пре-дупреждая о намерении воспрепятствовать укреплению позиций Тегерана на Ближнем Востоке. Добавим к этому неугасимый антииранский пыл Израиля, который после ухода прежней американской  администрации во главе с Бараком Обамой, неоднократно выражавшим недовольство неуступчивостью Тель-Авива в палестино-израильском конфликте, вновь с удовлетворением имеет дело с проеврейским президентом США в лице Дональда Трампа.

Новый хозяин Белого дома не прочь развернуть чуть ли не самый настоящий антииранский фронт на Ближнем Востоке. На это указывают, в частности, итоги его недавних визитов в Саудовскую Аравию и Израиль. На состоявшемся в Эр-Рияде арабо-исламо-американском саммите были озвучены призывы не только к объединению усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом, но и противодействию иранскому влиянию на Ближнем Востоке, которое бросает в дрожь не только США и Израиль, но также арабские монархии Персидского залива.

Сам Трамп был вполне откровенен на эту тему: "Во время моего визита в Саудовскую Аравию я встречался со многими лидерами арабского и исламского мира. Они выражали ту же озабоченность, которую разделяем и мы, - относительно "Исламского государства", возрастающих амбиций Ирана и опасности экстремизма". На совместной пресс-конференции с президентом Израиля Реувеном Ривлином Трамп был еще более категоричен: "Среди арабских лидеров растет понимание того, что у них с вами есть общая точка соприкосновения интересов - угроза, которую представляет Иран. То, что происходит с Ираном, привлекает многих на Ближнем Востоке на сторону Израиля".

Антииранский подход администрации Трампа проявился и во введении ею новых экономических санкций против Ирана в связи с дальнейшей разработкой этой страной ракетной программы. Тегеран отреагировал на данное решение быстро и резко. Президент Рухани заявил, что его страна и далее будет проводить испытания ракет, "если это будет технически необходимо", и ей не нужно чье-либо разрешение на проведение подобных мер.

К числу причин, побуждающих Вашингтон ужесточить разговор с Тегераном, который после заключения сделки с Западом получил возможность расширить свое сотрудничество с Евросоюзом, однозначно относится нежелание предоставить иранцам шанс на экономический прорыв. В то же время трудно себе представить отказ США от ранее заключенного соглашения по ядерной программе ИРИ. Эксперты допускают, что противостояние между Ираном и Западом будет развиваться в основном по линии уже существующих региональных конфликтов, прежде всего конфликта в Сирии.  В ходе многолетней кровавой войны в этой стране Тегеран выступает союзником президента Сирии Башара Асада. А значит, он вновь идет против США, стремящихся к низвержению правящего сирийского режима.

 

Север - Юг и "замечательное соседство"

Между тем ужесточение американского давления на Иран, в том числе и в сирийском направлении, будет подталкивать Исламскую Республику к дальнейшему сближению с Россией. Как известно, Москва и Тегеран совместно с Анкарой являются инициаторами Астанинского процесса по урегулированию ситуации в Сирии и выступают в качестве гарантов прекращения огня между силами сирийского правительства и оппозиции.

Впрочем, Иран и Россию сближают не только во многом совпадающие интересы в сирийском кризисе, но и реализация перспективных региональных проектов. Один из них - развитие транспортного коридора Север - Юг, который посредством объединения железных дорог Азербайджана, Ирана и России соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией.

Тем самым в качестве инфраструктурного узла между Россией и Ираном выступает именно Азербайджан, что было подтверждено и по итогам состоявшейся в Баку в августе прошлого года встречи президентов трех стран. На своей первой после переизбрания президентом пресс-конференции Хасан Рухани заверил, что сотрудничество в формате Иран - Азербайджан - Россия будет продолжено и следующая трехсторонняя встреча, скорее всего, состоится в Тегеране.

Примечательна и оценка Хасаном Рухани роли Азербайджана в политике ИРИ. В ходе вышеупомянутой пресс-конференции он дал высокую оценку уровню азербайджано-иранского сотрудничества, заявив, что обе страны имеют "хорошие отношения и координированное взаимодействие" и "Азербайджан является замечательным соседом Исламской Республики". Рухани особо подчеркнул, что отношения между Ираном и Азербайджаном носят стратегический характер. Аналогичное утверждение содержится и в поздравительном послании президента Азербайджана Ильxама Aлиeва на имя Хасана Рухани по случаю его победы на выборах. "Я придаю большое значение азербайджано-иранским отношениям. Выросшие до уровня стратегического сотрудничества, эти связи вызывают удовлетворение", - подчеркнул Ильxам Aлиeв.

Констатация стратегического характера азербайджано-иранского сотрудничества, а также ключевой роли нашей страны в реализации проекта "Север - Юг" опровергает аналитические выкладки армянских политиков и экспертов. Последние все еще питают иллюзии относительно того, что Армения в условиях осуществляемой ею агрессии против Азербайджана, оккупации земель способна преодолеть изоляцию от региональных процессов. Посредством якобы транзита через территорию Армении иранского газа, формирования коммуникационного коридора, связывающего Персидский залив и Черное море через Армению, и т.д. Однако всем этим несбыточным проектам суждено так и остаться в воображении ереванских стратегов. Во всяком случае прагматик Рухани - точно не помощник в реализации этих фантастических идей.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

356


Актуально