29 Марта 2024

Пятница, 17:27

ПРОЕКТЫ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Усилия Азербайджана находят должный отклик среди иностранных партнеров

Автор:

15.06.2017

Остался всего один год - уже к середине 2018 года будет завершен основной этап работ на пути азербайджанского газа в Европу.

В данном контексте определяющее значение имеют работы по Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз", так как без достаточных объемов добычи газа говорить об экспорте не приходится. И именно в этом компоненте все работы уже практически на финишной прямой. 

В начале текущего месяца с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева состоялась церемония отправки в море одного из двух верхних строений платформ для добычи газа в рамках Стадии-2. 

"Несколько лет назад, особенно когда был подписан контракт по месторождению "Шахдениз", этого нельзя было даже представить. 90% тех, кто работал на строительстве этих установок, являлись гражданами Азербайджана. То есть за эти годы появился прекрасный кадровый потенциал, и это, конечно, усилит энергетический, экономический потенциал нашей страны", - отметил президент.

При разработке месторождений "Азери - Чираг - Гюнешли" (АЧГ) и "Шахдениз" построено уже 7 платформ, но все они большей частью собирались за границей с доставкой крупными блоками в Баку. Однако именно две платформы в рамках Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз" собраны на 100% на площадках вблизи Баку. В целом же работы по проекту Стадия-2 завершены на 93%, а по расширению Южно-Кавказского магистрального газопровода от Баку до грузино-турецкой границы - на 85%. 

Активно продвигаются работы и по другим компонентам глобального проекта "Южный газовый коридор", который и откроет путь азербайджанскому газу в Европу. В частности, строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP) с востока Турции на запад завершено на 72%. Уже в начале следующего года начнется тестирование трубопровода газом, чтобы к середине 2018 года сдать его в эксплуатацию. 

Относительно проблемных компонентов на этом маршруте остается Трансадриатический трубопровод (TAP), но и его завершение приближается к экватору. "Там уровень реализации составляет 42%. По плану уровень реализации ТАР на сегодняшний день должен был составлять 45%. Я хочу особо отметить это, так как общественности Азербайджана известно, что для препятствования проекту ТАР сейчас предпринимаются большие усилия, организуются группы, в качестве предлога выдвигаются экологические вопросы. По имеющимся у нас данным, за этим стоят большие деньги. То есть эти группы организуются искусственно, без всяких оснований. Но понятно, для чего: чтобы остановить проект или задержать его реализацию. Несмотря на все это, реализация проекта ТАР отстает от плана всего лишь на 3%. Поэтому уверен, что никаких проблем в реализации данного проекта не будет", - заявил президент Ильхам Алиев на торжественном вечере по случаю 99-летия Азербайджанской Демократической Республики.

Азербайджану не впервой сталкиваться с противодействием определенных политических групп на пути выполнения энергетических проектов. Еще при подписании "Контракта века" по разработке месторождений АЧГ в 1994 году шла активная пропаганда, что соглашение не будет работать в условиях неурегулированности политического статуса Каспийского моря и вложенные иностранными компаниями инвестиции будут растрачены впустую. Но если молодой Азербайджан еще на заре независимости справился с давлением извне, то чинить препятствия стране, уже утвердившейся на политической карте мира, сумевшей стать лидером региона и реализовавшей не один транснациональный проект, не имеет смысла. Хотя еще на памяти препоны при осуществлении проекта трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, открывшего путь "большой" азербайджанской нефти на мировой рынок. И тогда аргументы были аналогичны нынешним - якобы есть угроза экологии и т.д. Но проект был воплощен в жизнь с соблюдением всех самых строгих экологических норм и за 10 лет не было ни одного случая, способного нанести ущерб экологии. "За эти годы нам удалось создать диверсифицированную нефтегазотранспортную сеть. Особое место в ней, конечно, занимают нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан, Баку - Супса. Вот уже десять лет эксплуатируется газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум. Все это - исторические проекты. Если бы их не было, если бы в эти проекты не были вложены инвестиции, мы никуда не смогли бы экспортировать наши энергетические ресурсы. Потому что мы живем на закрытой территории и не имеем выхода к открытым морям и океанам. В таком случае нефте- и газопроводы поставляют наши энергетические ресурсы на внешние рынки. Одной только экономической стороны здесь недостаточно, обязательно необходимо еще и региональное сотрудничество. Мы вместе с партнерами создали и укрепляем это сотрудничество. Нефтегазовые проекты Азербайджана одновременно являются гарантом безопасности, стабильности и развития в регионе, так как в этих проектах были заняты десятки тысяч человек. В странах, реализующих сегодня вместе с нами данные проекты, ускоряется развитие в этой области. Конечно, это очень позитивно отражается и на отношениях между странами", - отметил на открытии выставки Caspian Oil&Gas президент Азербайджана. 

Этими проектами Азербайджан дал миру не только новый источник энергоресурсов, но и обеспечил Каспийский регион новыми маршрутами их доставки на мировые рынки. В условиях актуализации вопроса диверсификации источников и маршрутов доставки энергоресурсов проекты, реализуемые Азербайджаном, приобретают первоочередное значение для стран региона, а также Европы. 

В особенности роль страны в обеспечении энергетической безопасности Европы возрастает с учетом ввода Южного газового коридора. 

"Преимущество реализуемых Азербайджаном проектов заключается в том, что диверсифицированными у нас являются как маршруты, так и источники. Ведь сегодня основной рынок для нас - европейский рынок, и для Европы новые источники также имеют большое значение. Конечно, важны и маршруты. Но когда мы говорим об основной энергетической безопасности и энергетической диверсификации, то в первую очередь подразумеваем новые источники. Единственным новым источником для европейских стран является Азербайджан, так как все остальные источники уже много лет питают Европу природным газом. А самое главное, у Азербайджанского государства есть твердая политическая воля, финансовые ресурсы для совместной реализации вместе с партнерами Южного газового коридора. Должен также отметить, что если бы Азербайджанское государство не вкладывало инвестиции в реализацию компонентов ЮГК, то ни один инвестор не вложил бы инвестиций", - заявил Ильхам Алиев. 

Усилия Азербайджана находят должный отклик и среди иностранных партнеров. В частности, кроме ЕС, который сам заинтересован в поставках азербайджанского газа, политическую поддержку оказывают США. Два послания президента Дональда Трампа - по случаю Дня республики, а также проведения нефтегазовой выставки, свидетельствуют о неизменности данного курса США. 

"США решительно поддерживают Южный газовый коридор, приветствуют усилия Азербайджана и его международных партнеров, направленные на завершение создания данного коридора. Я ценю важную роль, которую Азербайджан играет в укреплении глобальной энергетической безопасности, в том числе разработке и экспорте энергоресурсов в Каспийском регионе. Я поддерживаю и приветствую усилия Азербайджана в области диверсификации экономики и проведения реформ, желаю изучения и других сфер сотрудничества, служащих благосостоянию наших народов. Сегодня, когда вы продолжаете реформы в экономической, управленческой и судебной сферах, США готовы работать с вами.

Я высоко оцениваю партнерство, налаженное за последние    25 лет Соединенными Штатами Америки с Азербайджаном, и желаю устойчивого развития этого партнерства", - говорится в послании Трампа президенту Ильхаму Алиеву.

Эти послания показали значимость и важное место Азербайджана для региональной политики одного из мировых центров. Причем если в последние годы президентства Барака Обамы чувствовалась определенная напряженность в отношениях между двумя странами, то Трамп подошел к данному вопросу с точки зрения прагматизма, что выгодно выделяет политику новой администрации Белого дома. Дональд Трамп практически во всех вопросах выступает с точки зрения экономической целесообразности. Еще в период предвыборной борьбы Трамп высказывался за обеспечение Европы альтернативными источниками энергоресурсов и осознавал роль Азербайджана в этом вопросе. 

Еще более четко на эту тему высказался в своем обращении к участникам выставки вице-президент Европейской комиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович. "Азербайджан является одним из важнейших партнеров Европы и старается достичь поставленных целей путем реализации ЮГК, создания благоприятных условий для стратегической диверсификации ЕС своих энергетических источников, вносит важный вклад в сохранение геополитического баланса и стабильности в Европе. Сегодня мы абсолютно уверены в том, что до 2020 года азербайджанский газ достигнет Европы", - отметил Шефчович. 

Особенно важна доставка азербайджанского газа для балканских стран, некоторые из которых вообще не газифицированы. В частности, премьер-министр Черногории Душко Маркович заявил, что правительство этой страны готово сделать все для успешного воплощения проекта TAP. "На самом деле это единственный способ газифицировать Черногорию, поэтому правительство готово сделать все, чтобы успешно реализовать проект, поддерживая тем самым идею азербайджанской госкомпании SOCAR о соединении Каспийского и Адриатического морей", - сказал премьер-министр агентству Trend, отметив, что TAP открывает путь для строительства Ионическо-Адриатического трубопровода (IAP).

Стоить отметить, что ЮГК не ограничивается лишь поставкой газа с месторождения "Шахдениз", он открывает путь также для ускорения разработки других газовых структур страны. В частности, к 2020 году ожидается начало добычи газа с месторождения "Абшерон", а к 2026-му - с глубокозалегающих пластов блока "Азери - Чираг - Гюнешли". В последующие годы предполагается также разработка структур "Бабек", "Карабах", "Нахчыван", "Шафаг-Асиман" и прочих, что в целом доведет экспортный потенциал Азербайджана до 40 млрд. кубометров газа в год к 2030 году. В этом контексте консалтинговая компания SyEnergy предлагает Азербайджану активнее заявить о себе также на рынке сжиженного газа (СПГ). По словам директора компании Клаудио Стейера, возможно, в частности, строительство терминала по сжижению газа в Джейхане и газопровода Эрзурум - Джейхан. В качестве источника газа может быть заявлена третья стадия разработки месторождения "Шахдениз". При этом инвестиции в строительство трубопровода составят порядка $5 млрд., а терминала - $20-30 млрд. в зависимости от мощности. Среди преимуществ же проекта - это возможности доставить газ в любой регион, где наиболее высокий спрос и цены.

Однако ЮГК открывает путь в Европу не только для азербайджанского газа, но также из других источников. В первую очередь речь идет о возможности подключения газа из Туркменистана и Казахстана, а также Ирана и Ирака. По мнению экс-посланника премьер-министра Великобритании по вопросам торговли Чарльза Хендри, вопрос с газом с восточного побережья Каспия упирается в неурегулированность правового статуса. Но для получения туркменского газа Европа могла бы предложить Ашгабату особо привлекательные условия. По словам Хендри, ЕС постоянно говорит о диверсификации маршрутов и источников газа, но необходимо обещать поставщикам в Каспийском регионе и стабильный спрос на газ, а также использовать возможности финансирования проектов по поставкам газа, сохранить низкие ставки. 

Интересную идею по транспортировке туркменского газа предложил на конференции Caspian Oil&Gas Клаудио Стейер. Так, компания SyEnergy предлагает использовать морские перевозки сжатого газа внутри Каспийского бассейна. "Так как использование морского дна для строительства трубопроводов весьма щекотливая тема для России и Ирана, то можно использовать вариант сжатого газа и перевозить его из Туркменистана и Казахстана танкерами до Азербайджана с последующей закачкой в ЮГК", - отметил Стейер. 

Этот метод перевозки значительно дешевле, нежели перевозки сжиженного газа, и в конечном счете позволит Азербайджану превратиться в полноценный газовый хаб. По мнению Стейера, в Азербайджане есть составляющие газового хаба, кроме транзита: "У вас есть производство газа, имеются мощности по хранению и переработке газа, широко развита сеть локальных продаж, активно продвигается экспорт газа. Единственно, чего не хватает, чтобы стать полноценным газовым хабом региона, - это транзита. Договоренности по поставкам туркменского и казахского газа в Европу позволят восполнить и этот пробел". 

Таким образом, запуск ЮГК способствует поставкам газа в Европу из альтернативных источников. И если на данном этапе речь идет только об Азербайджане, то работоспособность системы ЮГК привлечет внимание и производителей на восточном побережье Каспия. Если по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан первоначально транспортировалась только азербайджанская нефть, то сейчас уже идут немалые объемы туркменской и казахской нефти. И никакой статус Каспия не может предотвратить межрегиональное сотрудничество, основанное сугубо на экономической выгоде.

 

 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 

"У Азербайджанского государства есть твердая политическая воля, финансовые ресурсы для совместной реализации вместе с партнерами Южного газового коридора. Должен также отметить, что если бы Азербайджанское государство не вкладывало инвестиции в реализацию компонентов ЮГК, то ни один инвестор не вложил бы инвестиций". 

Ильхам Алиев, президент Азербайджана

 

"США решительно поддерживают Южный газовый коридор, приветствуют усилия Азербайджана и его международных партнеров, направленные на завершение создания данного коридора. Я ценю важную роль, которую Азербайджан играет в укреплении глобальной энергетической безопасности, в том числе разработке и экспорте энергоресурсов в Каспийском регионе". 

Дональд Трамп, президент США 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

389


Актуально