24 Апреля 2024

Среда, 18:34

В ПОИСКАХ МЕТАМОРФОЗЫ

В театре "Йуг" состоялась премьера спектакля "Метаморфоза" в жанре необычного сомнамбулического репортажа

Автор:

15.07.2017

В театре "Йуг" под занавес уходящего театрального сезона показали премьеру спектакля "Метаморфоза". Жанр спектакля определен режиссером Гюнай Саттар как сомнамбулический репортаж (сомнамбулизм - снохождение). Поставлен по рассказам Саиды Хагвердиевой. В центре внимания - женщина. Наша современница.У нее нет конкретного имени. Она - "Я": одна из многих, чья судьба обусловлена жизнью в мегаполисе. Эту роль в спектакле исполняет актриса Зумруд Гасымова. Почему "Я"? Повествование ведется от первого лица. Но "Я" - это собирательный образ и наивной девушки-тинэйджера, и повидавшей жизнь женщины, и, видимо, каждой сидящей в зале зрительницы. "Я" во вселенной большого города просто воплощение "Женщины" с ее многоликими ипостасями (послушная, покладистая, эпатажная, раскрепощенная, соблазнительно доступная и несчастная), которые, предположительно, и должны помочь зрителю разобраться в "метаморфозе". 

 

Метаморфоза "плыть по течению"

В переводе с греческого на рус-ский означает"превращение". В мифологии "метаморфоза" означала всеобщую изменчивость вещей и их единство во взаимопревращениях. Но ничего такого мы в спектакле не увидели. А потому в финале действия зададимся вопросом: а в чем же метаморфоза? В смене жизненных обстоятельств героини? Ее путешествии от плохой ситуации к худшей? Вопросов много. Ответов режиссер не дает. 

Два остальных персонажа названы тоже местоимениями - "Ты" и "Он". "Ты" - это Огтай Мехтиев. По сюжету драматической истории, нет, скорее сомнамбулической, он - турок. Человек, с которым наша героиня знакомится случайно. "Он" (актер Эльгюн Гамидов) - это человек, которого "Я" по логике любит. Или, по крайней мере, должна бы любить. Но нет! "Я" не любит никого. "Я" вообще не понятно, чего хочет от этой жизни, от себя, от мужчин, которые встретились на ее пути. Она просто проживает эту жизнь так, как получается. А получается - не очень красиво, не очень содержательно, не очень осмысленно, не очень достойно. Это что: мегаполис убивает душу и обезличивает? В мегаполисе, чтобы выжить - надо плыть по течению? 

 

Жанр спектакля

"Сомнамбулический репортаж"! Если учесть, что слово "сомнамбулический" означает не что иное, как неосознанные действия человека во время сна, то получится, что все герои сценической истории - это обезличенные городом и временем люди. Им материальный мир гораздо ближе, чем мир духовный, их игра в жизнь занимает гораздо больше, чем сама жизнь! Попытка вытащить эзотерические идеи Мирзакарима Норбекова (узбекский и российский деятель нетрадиционной медицины, писатель), Сергея Лазарева (российский парапсихолог, писатель) и др. не достигает нужного результата. Потому что бегство в ролевые игры и игры подмен в интерпретации режиссера не достигают своего результата. Однако есть еще одна интересная деталь, на которую мало кто обратил внимание: в определении жанра режиссер использует также слово "репортаж"!

И вот тут-то все вопросы и претензии, возникшие к режиссеру по ходу спектакля, уходят на второй план. А что? Это всего лишь информация, поступающая с места сегодняшних событий, и она не предполагает живого участия. "Наглядное изображение действительности" допускает такую форму подачи, которая делает "Я" то сторонним наблюдателем, комментирующим факты реальной жизни, то непосредственным участником событий. Режиссер, заявив такой жанр и поставив актеров в определенные условия профессионального существования, сама загоняет себя в угол. Потому что, если даже условно разделить действие на "репортаж" и "реальность", то "реальность" явно проигрывает. Почему? Реальности, созданной режиссером, явно не хватает той психологической убедительности, которой требует понятие реальности вообще: со всеми вытекающими понятиями причинно-следственных связей и конфликтно образующих начал. Однако режиссер больше увлеклась формой подачи, а не самим содержанием. Жаль. Потому что из этой истории мог бы получиться спектакль с гораздо большей смысловой нагрузкой. Он должен был стать спектаклем-диалогом, спектаклем-памфлетом, но не стал. Так как при этом условии режиссеру пришлось бы заявить и свою личную позицию. Проще говоря, заявить свое отношение к обозначенной проблеме современного мегаполиса. А эта проблема существует давно. Проблема, которую мы можем назвать актуальной, но о которой говорить не принято. И еще раз - жаль! Выбранный режиссером жанр "репортаж", как "наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события", давал такую возможность. Режиссер осознанно или нет, но ушла от этой возможности. Может быть, из-за того, что не хочет заострять и без того острую проблему, возможно, увлеклась формой, а возможно, отдает это на откуп зрителям, которые сами должны решить, нравится им такое "пособие" современной жизни или нет. И хорошо, если бы зрителю не нравилось: видеть свою жизнь со стороны без мифологической идеализации неприятно. И с точки зрения эстетики, и с точки зрения нравственности. Режиссеру, увы, в этом случае не удалась роль "художника-провокатора". А потому она лишила себя возможности произнести фразу: "Вам не нравится? Ну так не живите так!"

 

Эпатажные игры режиссера

Спектакль Гюнай Саттар начинается с того, что друг за другом появляются три персонажа: двое мужчин в рабочих комбинезонах оранжевого цвета и женщина в оранжевой куртке, похожей на куртку путевых обходчиц на железной дороге. Оранжевый цвет, с точки зрения художественной податливости под театральными софитами, легко меняется на пурпурный или малиново-красный. Это тоже своего рода режиссерская иллюстрация к сценам эмоциональной насыщенности. У каждого персонажа - свой порядковый номер. Как у игроков на спортивном поле или у заключенных в тюрьмах. Затем у героев спектакля в руках появляются огромные, серебристого цвета шары-мячи и зонты. Зачем же понадобились режиссеру эти метафорические символы? Шар-мяч, как прообраз земного шара, играя которым можно намекнуть зрителю на то, что не только мы такие вот растерянно-беспринципные, это все так сегодня живут?! Прекрасно! Вот и еще раз снята ответственность за происходящее. Но не только с режиссера, теперь уже и со зрителя! А что? Не мы одни такие несовершенные в этом мире! Весь мир тонет в нравственной грязи! Мы-то против целого мира - как? Так и нечего огорчаться! Уйдем скопом в ролевые игры подмен!

Теперь - зонты. Зонты как полусферы, обозначающие ареал обитания каждого персонажа? Может быть. Но может и не быть. В руках артистов это всего лишь реквизит: эпатирующая деталь, претендующая на оригинальность, а на самом деле подталкивающая к опереточному ходу и способу существования актера-персонажа в пространстве сценической истории. А жаль! Деталь могла бы и сработать, если бы режиссер не оставила ее на уровне претензии на оригинальность. И еще не забудем о цифрах! Они-то зачем? Ведь не просто так у "Ты" на груди три единицы, у "Он" - тройка-четвёрка-единица, у "Я" - три семерки! Ну, если это игра, судя по заявке открытого театрального хода в прологе действия, то во что: эзотерическую нумерологию, блэкджек или русский вариант в двадцать одно очко - в народной версии просто "очко"? Но и это тоже - на откуп зрителю. Как он решит, так и будет! Зритель, может, и решил бы, если бы у режиссера на этот счет была, кроме желания эпатировать, еще и постановочная мысль: с чем связывать эти цифры? С играми судьбы? Тогда это нумерология. Следовательно, эзотерика. И еще одна претензия на философичность, провоцирующая на реальные духовные и нравственные поиски персонажей. Но этого не случилось, увы. Если же цифры связаны с развлечениями азартных (или не совсем азартных!) игроков? Тогда это блэкджек! В любом случае решать это должна режиссер. Потому что при любом раскладе даже этих двух вариантов (а их может быть гораздо больше!) способ существования актера на сцене, его игра и взаимоотношения персонажей -зритель должны быть конкретно направлены на эту мысль. И это определяет режиссер, которая все еще находится в поисках заявленной метаморфозы…

 

Об актерах

Зумруд Гасымова - "Я". Прекрасная актриса с хорошей профессиональной подготовкой и практическим опытом. Ее героиня плывет по течению в поисках не самой себя, а комфортного приспособленчества. Если три семерки - это цифры азартной карточной игры, то она потенциальный победитель. А если это так, то будущее у нас, скажем так, совсем неприглядное!

Огтай Мехтиев - "Ты". Актер, персонаж которого не лишен брутальности. Наделен магнетизмом и особой выразительностью физических действий.

Эльгюн Гамидов - "Он". Выра-зительный актер, персонаж которого ближе к амплуа лирического героя. Наделен нерешительностью и склонностью к рефлексии, но способен к поступкам и действиям "как все".

 

Эпилог

В театре "Йуг" нескучно, и поэтому мы любим сюда приходить. Всегда. Здесь живет дух основателя этого театра - Вагифа Гасанова. Здесь всегда в поиске: новых форм, нового звучания, новых возможностей. Здесь живут и служат идее большого искусства люди, сердца которых ранены Театром навсегда. Руководство театра, актеры, цехи - объединены творчеством. Здесь нет голого кассового расчета, но есть поиск: идеи и способы его выражения. Здесь с легкостью экспериментируют, понимая, что не только в спорах рождается истина. Она рождается и в практических поисках своего пути.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

377


Актуально