29 Марта 2024

Пятница, 10:32

"БОЛЬШОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО"

Чем грозит Ближнему Востоку суверенизация курдов?

Автор:

15.07.2017

Решение курдской автономии Ирака провести референдум о независимости вызвало бурные споры в мировых политических кругах о возможных последствиях данной инициативы на всю ближневосточную ситуацию. Если Запад и его союзники в целом благосклонно относятся к "суверенитетным" устремлениям курдов, рассматриваемых евроатлантистами в качестве инструментов своего геополитического влияния, то ряд стран отнюдь не в восторге от демарша Эрбиля. Тем более с учетом той роли, которую курды играют в многолетнем противостоянии в Сирии, над которой, как и в случае с Ираком, нависла угроза окончательного раскола.

 

На севере Ирака назначен референдум

Власти Иракского Курдистана назначили проведение референдума о независимости на 25 сентября 2017 года. Несколько позже, 6 декабря, запланированы президентские выборы, поэтому в Эрбиле предвкушают избрание главы государства уже в правовом поле независимого Курдистана.

Собственно, курдская автономия на севере Ирака уже де-факто существует как самостоятельное образование. Здесь сложилась своя властная структура, на вершине которой в ранге президента восседает Масуд Барзани, функционируют правоохранительные ведомства и даже открыты консульства различных государств и представительства ряда международных организаций. За период автономии Иракского Курдистана, возникшего в результате свержения американскими войсками режима Саддама Хусейна, местные власти уже однажды провели референдум. В 2005 году его организовали общественные организации, в результате агитационной кампании которых около 98% иракских курдов проголосовали за независимость. Однако, в отличие от всенародного волеизъявления 12-летней давности, предстоящий референдум проводят сами власти автономии. Не говоря уже о том, что тогда референдум проходил на территории меньшей, чем та, которую правительство Барзани контролирует в данный момент.

Лидер иракских курдов уверен в том, что результаты референдума будут воплощены в жизнь. И, похоже, главное, что вселяет ему уверенность, - это высокий уровень международной поддержки Эрбиля.

Решение Эрбиля о проведении референдума в Вашингтоне расценили хоть и дипломатично, но весьма недвусмысленно. Госдепартамент заявил, что США "поддерживают единый, стабильный, демократический Ирак", однако при этом "ценят законные стремления народа Ирак-ского Курдистана". Присутствует в данном заявлении и укор в адрес Эрбиля: мол, референдум лишь отвлечет внимание от более серьезных задач в регионе, таких, как разгром ДАИШ (пресловутого "Исламского государства"). Хотя очевидно, что война с "джихадистами", скорее, содействует, нежели препятствует созданию независимого Курдистана, который видится Соединенными Штатами как важный инструмент поддержания своего влияния на Ближнем Востоке в режиме "контролируемого хаоса", эффективное орудие давления на традиционные региональные державы, такие, как, скажем, Турция, Иран, а также все еще барахтающиеся в омуте кровавых войн Ирак и Сирия.

Примечательно, что вскоре после того, как в середине мая в Вашингтоне была принята делегация совета безопасности Курдистана, директор разведывательного управления министерства обороны США генерал Винсент Стюарт говорил на слушаниях в Сенате о курдской независимости как о решенном вопросе, суть которого не в том, будет ли она вообще провозглашена, а в том, когда это произойдет. При этом Штаты не могут не отдавать себе отчета, что поддержка независимости Иракского Курдистана фактически означает поддержку распада самого Ирака. Поскольку с большой долей вероятности за отделением Иракского Курдистана последует окончательное размежевание между шиитской и суннитской частями Ирака. Впрочем, американские стратеги и не скрывают разработки ими проекта коренного переустройства региона, нареченного в вашингтонских досье "Большим Ближним Востоком".

С американским подходом солидарен, судя по всему, и Израиль - ближайший союзник США на Ближнем Востоке. Израиль поддерживает идею курдской независимости, и не только потому, что во враждебном для него арабском окружении обещает появиться дружественное государство. После того как Иракский Курдистан расширил свою территорию за счет нефтяного Киркука, Эрбиль стал одним из ключевых в регионе добытчиков "черного золота". Покупателем курдской нефти является и Израиль...

Между тем крупнейший нефте-промысловик арабского мира - Саудовская Аравия на неформальном уровне также поддержала благословленный Вашингтоном курдский референдум. Судя по всему, практически готовое к появлению курдское государство Эр-Рияд не прочь использовать в противостоянии с Турцией и Ираном, с которыми саудиты борются за лидерство в исламском мире. Но если поддержку курдской независимости Соединенными Штатами и их западными союзниками, Израилем и Саудовской Аравией, а также в целом лояльное отношение к подобной перспективе со стороны России можно рассматривать в качестве благоприятного для Эрбиля международного фона, то позиция Анкары и Тегерана способна стать камнем преткновения на пути к реализации "автономной" цели Масуда Барзани. Во всяком случае, провозглашение независимости Курдистана, с учетом неприятия ее Турцией и Ираном, чревато дальнейшим обострением ситуации и без того в неспокойном регионе.

 

Турецкий принцип

Турция и Иран не заинтересованы в суверенизации Иракского Курдистана, прежде всего, потому, что определенные районы их собственных территорий "заражены" идеями курдского сепаратизма. Особенно это касается Турции, вот уже несколько десятилетий борющейся с террористической Рабочей партией Курдистана (PПK).

Официальный Тегеран твердо выступил за необходимость сохранения территориальной целостности Ирака. Еще в более бескомпромиссном тоне прокомментировала предстоящий в Иракском Курдистане референдум Анкара.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал "ошибкой" решение Эрбиля. "Заявление руководства Северного Ирака нас глубоко огорчило. Это ошибочный шаг, угрожающий территориальной целостности Ирака. Данный шаг никому пользы не принесет", - предупредил турецкий лидер.

"Решение о проведении референдума о независимости мы считаем ужасной ошибкой. Сохранение территориальной целостности и политического единства Ирака является фундаментальным принципом турецкой политики по отношению к этой стране", - говорится в заявлении МИД Турции.

Можно предположить, что Эрдоган сожалеет о том, что сразу после американского вторжения в Ирак в 2003 году он отказался направить турецкие войска в северную часть этой оккупированной страны. А ведь решившись на данный шаг, Анкара могла бы воспрепятствовать созданию курдской автономии, а также, что еще важнее, обеспечить безопасность проживающих на севере Ирака кровнородственных туркам туркманов. Оказавшись за бортом деятельности оккупировавших Ирак сил международной коалиции, Турция фактически допустила не только создание курдской автономии, но и последующее расширение ее территории за счет районов проживания туркманов.

Официальная Анкара всегда заявляла, что не признает курдской принадлежности города и провинции Киркук, значительную долю в населении которых составляют туркманы. Сам Эрдоган жестко осудил политические притязания Эрбиля на Киркук и потребовал спустить в городе флаг Курдистана. Тем не менее, в целом у Анкары сложились весьма неплохие отношения с курдской автономией. Турция экспортирует нефть из Иракского Курдистана и в диалоге с Барзани добилась даже того, что тот отрекся от террористической PПK. Однако сама идея выхода курдской автономии из состава Ирака представляет угрозу для безопасности Турции. Поскольку, вне всяких сомнений, суверенизация иракских курдов будет способствовать сплочению курдского движения, а значит, приведет к еще большей активизации курдских сил, борющихся против турецкого государства. Речь идет не только о PПK, но и союзных с ней организациях сирийских курдов, фактически создавших для Анкары еще один фронт антитеррористической борьбы.

 

Сирия под очередным ударом

Судя по всему, сирийские курды также не прочь воспользоваться опытом Эрбиля для получения большей независимости. Еще в ноябре 2013 года в курдонаселенных районах на севере Сирии было создано переходное правительство. В марте 2016 года сирийские курды провозгласили образование федеративного региона Рожавы и Северной Сирии. И не исключено, что следующим этапом в процессе суверенизации сирийских курдов, по аналогии с Иракским Курдистаном, станет автономия с расширенными полномочиями.

Однако для Турции проблемой является то, что автономию Рожавы продвигают курдская партия "Демократический союз" (PYD) и курдские отряды самообороны (YPG), которые считаются филиалами PПK. Поэтому Анкара пытается предотвратить сценарий автономизации Сирийского Курдистана. То, что подобный сценарий действительно существует, подтверждается ничем иным, как покровительством, оказываемым Рожаве Соединенными Штатами. Не случайно Вашингтон проигнорировал требования Анкары, которая выступала категорически против участия сирийских курдов в боях за Ракку против ДАИШ. И тем более не случайно, что американцы отказались забрать предоставленное ими оружие у сирийских курдов после освобождения Ракки, хотя Турция пригрозила "привлечением к ответственности любой стороны", которая поставляет вооружение Рожаве.

В условиях, когда США укрепляют военно-политический союз с курдами, Эрбиль запланировал проведение референдума о самоопределении иракских курдов, а Рожава движется к автономии, у Турции не остается иной альтернативы, кроме силового воздействия на ситуацию. Турецкий генштаб объявил о разработке плана, призванного дать "решительный отпор любым атакам боевиков ответвлений террористической организации PПK - YPG и PYD". А президент Турции Эрдоган четко дал понять, что развернет крупную военную операцию на севере Сирии в ответ на укрепление военно-политических позиций местных курдов. Эксперты полагают, что новая военная операция Турции может превзойти по своим масштабам "Щит Евфрата", который в период с августа 2016 года по март 2017-го позволил Анкаре взять под контроль приграничный с Сирией район площадью около 3000 кв. км с городами Джераблус и Эль-Баб.

"Автономные" устремления сирийских курдов вызывают неприятие и у официального Дамаска, тем более что YPG и PYD поддерживают решение Иракского Курдистана о проведении референдума. Деятельность Рожавы угрожает территориальной целостности Сирии так же, как и политика Эрбиля, направленная на полную дезинтеграцию и распад Ирака. Но и в том, и в другом случае судьбы народов - сирийского и иракского - зависят во многом от воли и интересов внешних сил.

Одной из площадок сирийского урегулирования является переговорный процесс в Астане, ведомый совместными посредническими усилиями России, Турции и Ирана. На днях в казахстанской столице завершился пятый раунд переговоров, в ходе которого обсуждалось установление зон деэскалации в Восточной Гуте, Северном Хомсе и Идлибе. Речь идет о размежевании сил умеренной и радикальной оппозиции, очерчивании границ зон их присутствия. Несмотря на то, что участникам не удалось подписать каких-либо соглашений, встречу нельзя считать безрезультатной. Поскольку достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы, которая и займется непосредственно подготовкой деэскалации.

Однако до полного урегулирования и тем более стабилизации ситуации в Сирии, равно как и Ираке, еще далеко. Особенно если учесть, что определенные мировые силы в собственных интересах вынашивают и уже приступили к реализации планов "большого переустройства" Ближнего Востока.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

447


Актуально