29 Марта 2024

Пятница, 01:48

РАЗДЕЛЕННЫЙ ОСТРОВ

Политолог Хусейн ИШЫГСАЛ: "Отказ греческой стороны от переговоров по объединению Кипра является результатом глубоких противоречий в позициях сторон"

Автор:

15.07.2017

Очередная попытка решить кипрский вопрос, который был очень близок к разрешению, потерпела неудачу. По обе стороны разделительной линии на острове обсуждали перспективу создания Кипрской Федерации, но не сбылось. Переговоры в швейцарском городе Кран-Монтана, в которых участвовали генсек ООН Антониу Гутерриш, лидер турецкой общины острова Мустафа Акынджи, глава греческой общины, президент Кипра Никос Анастасиадис, представители Великобритании, Греции и Турции, а также Евросоюза, зашли в тупик. О причинах фиаско переговоров читателям R+ рассказывает заведующий отделом международных отношений Ближневосточного университета Северного Кипра Хусейн ИШЫГСАЛ.

- В чем причина провала конференции по урегулированию кипрского вопроса в Кран-Монтане?

- Существует несколько причин того, что конференция по Кипру завершилась безрезультатно. Прежде всего надо отметить, что греческая сторона провела на международной арене пропагандистскую кампанию вокруг пяти согласованных принципов: это владение землей, имуществом, отношения с ЕС, экономика и управление и разделение власти. Однако по этим принципам между сторонами оставались значительные противоречия. Греки не приняли предложения турецкой общины по очередности президентской власти и механизмам принятия государственных решений. Они заявили, что эти вопросы могут быть решены после согласования принципов владения землей. Надо отметить, что в вопросе владения территориями между участниками переговоров также были глубокие разногласия. Доля владения территориями острова почти одинакова, разница в 1%. Но турецкая сторона не намерена отказываться от владения богатыми водными ресурсами и цитрусовыми плантациями региона Гюзельйурт и стратегически важного региона на востоке острова - Карпази. Между тем греческая община выдвигает условие безоговорочной передачи ей Гюзелйурта. Другим камнем преткновения стал вопрос применения права №1 Европейского союза о свободе места проживания. Если греки предлагают применение всех прав и свобод ЕС на Кипре, то турецкая сторона как этническое меньшинство желает сохранить демографический статус турецкого большинства на севере острова. Также есть проблемы в предоставлении проживающим на Кипре туркам прав и свобод, которыми наделены граждане Евросоюза. Турецкая община выступает за предоставление гражданам Турции статуса ЕС - "наибольшее благоприятствование". Этот аспект категорически не приемлют греки-киприоты. Но самыми глубокими оказались противоречия в вопросах безопасности и гарантий. Греческая община упорно настаивала на принципе: нет - военным других стран, нет - гарантиям безопасности. Но турецкая община, умудренная печальными событиями прошлого, такой подход к вопросам безопасности не приемлет. Подавляющее большинство турок-киприотов считают турецкие войска на Кипре гарантией безопасности. Кстати, и по этому вопросу турецкая сторона пошла на компромисс. На переговорах было заявлено, что Турция может пересмотреть принципы гарантий безопасности, если последуют определенные изменения, а также значительно сократить дислоцированный воинский контингент и через 15 лет рассмотреть вопрос о выводе войск. Однако греческая сторона, проявив непоследовательность, покинула зал переговоров.

- Можно ли сделать вывод о том, что никаких шансов объединить Кипр не осталось?

- Глава Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Мустафа Акынджи отметил, что никогда стороны не были так близки к достижению согласия. Очень сложно будет получить вторую такую возможность. Кстати, еще в 2004 году у генсека ООН Кофи Аннана был план по решению кипрского вопроса. Как известно, на прошедшем референдуме греки-киприоты большинством голосов отвергли этот план. Хотя большинство турок-киприотов проголосовали в поддержку плана Аннана. Нынешний отказ греческой стороны от переговоров является результатом глубоких противоречий в позициях сторон.

Глава МИД Турции Мёвлут Чавушоглу предположил, что конференция в Кран-Монтане, по всей видимости, может быть последней. Если учесть, что в 2018 году на греческой стороне состоятся президентские выборы, то в ближайшем будущем появление шансов на объединение не представляется возможным.

- Лидеры греков-киприотов обвиняют Турцию в срыве переговоров. В заявлении Никосии говорится, что Турция посредством армии и сохранения права на вмешательство стремится обеспечить военно-политический контроль над островом…

- Эти обвинения несостоятельны. Интересно, что при расхождениях во взглядах по пяти принципам греческая сторона акцентирует внимание только на одном - турецких войсках. Это стратегия лидеров греческой общины. С точки зрения желаний турецкой общины и сохранения региональной безопасности безоговорочный вывод турецких войск неприемлем.

- Есть ли связь между взаимоотношениями Турции с ЕС и урегулированием кипрского вопроса? На греческом Кипре уверены, что позиция Анкары зависит от того, как будут развиваться отношения Турции с Евросоюзом.

- На этот вопрос можно ответить и да, и нет. В действительности прямой связи не существует. В нынешней напряженности в отношениях Турции с ЕС никакой связи с Кипром не видно. Проблемами в этих отношениях являются позиция президента Эрдогана, курдский сепаратизм, чрезвычайное положение в Турции, FETO, проблемы с соблюдением прав в Турции и пр. Думаю, что ЕС использует по многим вопросам двойные стандарты и предвзятое отношение к Турции. К примеру, в вопросе вступления Турции в ЕС. С 1959 года Турция является одной из первых стран-кандидатов вступления в ЕС, тогда он назывался Европейское экономическое сообщество. После 58 лет переговоров нет никаких результатов. В 1995 году Турция подписала договор о Таможенном союзе. В первые годы его действия данное соглашение оказалось чрезвычайно разрушительным для экономики Турции. В этом соглашении были пункты, которые нарушали баланс импорта и экспорта между двумя субъектами в пользу европейских партнеров. Асимметрия в возможностях экспорта и импорта была заложена в основу соглашения. Могу привести конкретные примеры. Из договора о Таможенном союзе с Турцией были исключены сферы сельского хозяйства и текстильной промышленности. Кроме того, в договор с Турцией также было отказано внести пункты, предусмотренные в Таможенном союзе от 1973 года, касающиеся финансовой помощи и свободного передвижения труда, то есть работников. Турция единственная страна Таможенного союза, которая не получает финансовую помощь. Все другие страны, находящиеся в аналогичном социально-экономическом положении, - Португалия, Греция, Испания, средиземноморские государства - после подписания соглашения о Таможенном союзе были приняты в Европейский союз. Хотя Турция подписала договор о Таможенном союзе, но света в конце тоннеля не видно. В подписанном рамочном соглашении от 2005 года, где обозначены условия вступления в ЕС, в отношении Турции выдвинуты специфические условия. Такие условия не были предъявлены ни одной из стран-кандидатов. Причем в соглашении нет ясной гарантии того, что Турция будет принята, если будут выполнены эти условия. Интересно, что даже в случае членства в ЕС турецкие граждане будут определенное время ограничены в свободном передвижении по зоне союза, участии в общей политике содружества. Ограничения коснутся и сельскохозяйственной политики Турции, права на свободу места проживания, а также разрешения турецким гражданам работать в странах Евросоюза.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

478


Актуально