19 Апреля 2024

Пятница, 03:28

РАЗНОШЕРСТНАЯ "ДВАДЦАТКА"

Основные итоги саммита G20 остались лишь в головах его участников

Автор:

15.07.2017

Результаты всех саммитов G20 давно можно разделить на две условные части - официальные и неофициальные. Официальные всегда касаются ранее заявленной повестки, обычно зафиксированы в финальной декларации и вызывают довольно сдержанный интерес, на что есть веские причины. Во-первых, все решения "двадцатки" носят декларативный характер; во-вторых, круг вопросов, которые за два дня пытаются охватить главы самых влиятельных стран мира, настолько широк, что прийти к эффективному согласию по большинству из них просто невозможно. Поэтому самое интересное для СМИ - это итоги неофициальные, которые в основном слагаются из двусторонних встреч на "полях" саммита. Внимание прессы также неизменно привлекают протесты антиглобалистов, которые, как ликерные вишенки, традиционно украшают этот двухслойный "пирог" под названием G20. Кстати, в этот раз протестные акции носили беспрецедентный характер. Так что прошедшая 7-8 июля в Выставочном центре Гамбурга очередная, 12-я по счету, встреча "двадцатки" исключением ни с какой стороны не стала. 

 

Климатический раздор

Хоть сейчас это уже как будто и не так важно, но основная задача G20 (неформального объединения 19 ведущих стран мира, Евросоюза и представителей крупнейших международных финансовых структур) заключается в попытке поиска ответов на самые насущные проблемы мировой экономики. Центральная экономическая тема также всегда разбавляется стандартным набором любых международных мероприятий - климат, коррупция, здравоохранение, миграция, международный терроризм, права женщин, цифровая безопасность и др. Как отмечают наблюдатели, в этот раз итоговое коммюнике готовилось дольше обычного, причиной чему стала позиция США по вопросам климата. В начале лета Дональд Трамп, как и обещал, все-таки вывел Вашингтон из Парижского соглашения, заявив, что оно в принципе несправедливо, покушается на национальное богатство США и может стоить американцам    2,7 млн. рабочих мест к 2025 году. Попытки переубедить Трампа ни к чему не привели (даже решительный настрой Меркель не помог). Заседание официальной части G20, посвященной проблемам климата, американский президент демонстративно пропустил, заговорившись с Путиным. В итоге в документе отражены две разные позиции - США, с одной стороны, и всех участников "двадцатки" - с другой. И как бы немецкий канцлер ни пыталась держать лицо, утверждая, что все равно Парижское соглашение будет действовать, понятно, что без США оно значительно теряет в силе. Самой большой опасностью является "бегство" других участников, о чем уже, например, намекнула Турция, которая согласна выполнять условия договора, но не как промышленная страна первого ряда. Или Россия, давшая понять, что будет настаивать на включении в регламентирующие документы пункта о поглощающей способности ее лесов. Что касается экономики, то мировые лидеры еще раз признали важность открытых рынков, борьбы с протекционизмом и верховенство норм ВТО в определении принципов международной торговли. Мировую финансовую систему будут поддерживать максимально прозрачной - к концу 2018 года должен начаться обмен информацией о финансовых счетах. Примечательно, что и тут организаторы опасались возражений со стороны Трампа, который неоднократно грозился протекционистскими мерами, в основном в отношении Китая и Мексики. Однако обошлось. Эксперты смогли так "широко" сформулировать общие положения, что все остались довольны, - страны-участницы вроде и свободную торговлю готовы поддерживать, но и свои рынки имеют право защищать. 

С терроризмом "двадцатка" будет бороться, как и раньше, - решительно. Кибербезопасность признана приоритетным направлением. Миграционный кризис решено преодолевать "на местах", то есть оказывая экономическую и гуманитарную помощь основным странам - поставщикам мигрантов. В результате помощь достанется в том числе и Африке. Вообще же про Черный континент вспоминают на любом серьезном международном мероприятии - собираются создавать там рабочие места, урегулировать конфликтные ситуации, поднимать экономику и сельское хозяйство, улучшать здравоохранение. Хотя пока особых результатов не заметно.

Неудивительно, что высказывания лидеров "двадцатки" и их декларация сильно позлили антиглобалистов, которые ездят за заседаниями G20, как фанаты за рок-звездами. Активисты живут в палатках, ночуют в полицейских участках, рисуют остроумные плакаты, декларируют речевки, переворачивают и поджигают автомобили, дерутся, швыряются камнями, петардами и файерами, то есть, по сути, всячески хорошо проводят время, хотя представляют это все как чрезвычайно важное для всей планеты дело. Влияет ли как-то бурная антиглобалистская деятельность на решения и настроение участников "двадцатки"? Нет. Более того, иногда создается ощущение, что им без антиглобалистов даже скучно, иначе почему они тогда не проводят свои встречи не в каком-нибудь уединенном и труднодоступном для простых смертных месте, а упорно стремятся в центры больших городов, где для охраны мероприятия требуются многочисленные бригады полицейских и где среди сотен тысяч жителей всегда окажется сотня-другая активных радикалов. В Гамбурге же, в этом "вольном ганзейском городе", многие вообще являются сторонниками левых. Во время выборов в местный парламент в 2015 году ХДС Меркель набрал здесь 3% голосов, а левые - в 10 раз больше. Так что протесты явно удались - ранения и травмы разной степени тяжести получили 213 полицейских и несколько десятков участников беспорядков, а один из самых популярных лозунгов протестов гласил "Добро пожаловать в ад". Среди пострадавших также оказались сожженный автосалон Porsche и первая леди США Меланья Трамп, которой беспорядки помешали присоединиться к программе мероприятий для супругов лидеров стран G20.

 

"Трампутин"

Впрочем, возможно, более уединенное место не выбирается потому, что это предполагает некую закрытость, формат "клуба для своих", а площадка G20 - она носит максимально широкий характер и как раз предназначена для того, чтобы имели возможность лично пообщаться те лидеры, которые еще не "созрели" для официальных визитов друг к другу. В этом смысле в Гамбурге главной встречей стала встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. 

Лидеры Кремля и Белого дома беседовали намного дольше запланированного времени и даже кое до чего договорились. Учитывая нынешний уровень американо-российских отношений, непредсказуемость Трампа и то, что для Путина это уже третий "новый" американский президент, беседа оказалась в зоне повышенного внимания мировых СМИ. Судя по личным отзывам президентов, между ними сложилась "позитивная химия" и "установлены личные взаимоотношения". Позже Трамп в Twitter написал, что "настало время двигаться дальше в конструктивном сотрудничестве с Россией", а Путин заявил, что "переговоры в Гамбурге - это лишь начало дискуссии". Глава Кремля также добавил, что Трамп "телевизионный" очень сильно отличается от реального человека, который абсолютно адекватно воспринимает собеседника. 

Так как встреча носила закрытый характер, ничего другого, собственно, и не остается. Для американских журналистов самой желанной темой, естественно, стал вопрос о вмешательстве России в ход президентских выборов в США. Как потом рассказали Тиллерсон и Лавров, Трамп много раз спрашивал об этом - "неоднократно давил на Путина", Путин столько же раз все "яростно отрицал". Затем президенты перешли к Сирии, обрадовав международное сообщество заявлением о том, что на юге этой арабской республики (в районах Дерэа, Эль-Кунейтра и Сувейда) теперь действует режим прекращения огня, соблюдение которого будет обеспечиваться силами и средствами российской военной полиции при координации с американцами и иорданцами. Организуется также гуманитарный доступ и налаживается контакт между оппозиционерами и мониторинговым центром, который создается в столице Иордании. Эта договоренность, конечно, была встречена очень позитивно. Так что даже мало кто обратил внимание, что самая проблемная зона в САР все-таки не на юге, а на востоке и на севере, где находится фактическая столица ИГ - город Ракка, и где к многочисленным и разношерстным участникам сирийского конфликта добавляется еще одна сторона - курды. Поэтому на основе итогов одного лишь разговора Путина и Трампа рано делать положительные прогнозы для Сирии. Равно как и для Украины, которая тоже оказалась в центре внимания лидеров России и США. Американская сторона сообщила о назначении специального представителя для содействия усилиям по урегулированию украинского кризиса Курта Волкера, который должен в ближайшее время посетить Москву. Условлено создать канал между представителем РФ и американским представителем. США демонстрируют активное включение в разрешение кризиса на юго-востоке Украины, с чем, кстати, напрямую увязан вопрос об антироссийских санкциях США. А пока этот вопрос не будет полностью решен, отношения Москвы и Вашингтона не вернутся к прежней отметке. Да, и "химия" между Трампом и Путиным тоже еще ни о чем не говорит - союз "Трампутин" остается всего лишь бредовой фантазией некоторых политологов и журналистов. Россия и США остаются соперниками во многих сферах. Как нельзя лучше это иллюстрирует тот факт, что российский борт №1, направляясь в Гамбург, сделал крюк в 500 километров, чтобы облететь страны, входящие в блок НАТО. Что касается Трампа, то он до Гамбурга успел заехать в Польшу, куда уже поступила первая партия американского сжиженного природного газа и где в скором времени обоснуются восемь американских комплексов ПВО Patriot. 

 

"Макерель"

Среди других интересных встреч саммита можно назвать беседу Ангелы Меркель с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Все европейские СМИ отметили особую теплоту этой встречи, а в Париже и Берлине выразили надежду на то, что французско-германское сотрудничество может открыть новую страницу на благо всего ЕС. После Brexit и скандальных решений Трампа по климату и зоне свободной торговли между Европой и США Меркель заявила, что Европе нужно рассчитывать на себя, Макрон придерживается того же мнения. Даже появилось новое слово для этого союза - "Макерель" (Mackerel). Кстати, "Макерель" активно выступает за то, чтобы привлекать больше китайских инвестиций в Европу. В свою очередь британский премьер-министр Тереза Мэй также усиленно налаживала контакты с Японией, Китаем и США и всеми другими странами - нечленами ЕС. Очень сложным, судя по всему, получился диалог президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Ангелы Меркель. Как отметила канцлер ФРГ, между Анкарой и Берлином "есть глубокие разногласия". Кстати, Европарламент опять призвал приостановить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз.

Таковы общие итоги саммита G20-2017. Он не должен был принести существенных политических результатов, но в то же время позволил наметить важные тенденции. Так, по климату можно констатировать начало провала, что, впрочем, было ожидаемо. Что касается экономики, то тут все будет зависеть от дальнейших переговоров на основе собственных интересов каждой из стран, и поэтому, как всегда, никто не спешит делать однозначные и категорические шаги. Президент США больше не демонстрирует единодушие с лидерами Европы, чем очень их раздражает и озадачивает. В результате сложилась уникальная ситуация, когда Запад не выступает на такой международной площадке с единых позиций. Но зато, кажется, зарождается новое франко-германское сотрудничество. Примечательно и то, что, возможно, российско-американские отношения в ближайшее время будут строиться на основе личных взаимоотношений Путина и Трампа. К чему этот "союз" может привести, даже и предположить трудно. Впрочем, в любом случае стоит учитывать, что информация, предоставленная СМИ, лишь вершина айсберга. Основные итоги саммита остались лишь в головах их участников.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

394


Актуально