29 Марта 2024

Пятница, 12:59

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПО-КИТАЙСКИ

Гонконг - это интересный индикатор того, куда будет развиваться Поднебесная

Автор:

01.08.2017

На экране суровые подростки в униформе контролируют город. Но это не хунвейбины (студенты и школьники) времен китайской культурной революции, без тени сомнения, презирая традиции и права человека, уничтожавшие "врагов народа" по указанию вождя Мао Цзэдуна. Это их последователи, молодежь Гонконга, в 2025 году выполняет заветы своих кумиров.

Фильм - предупреждение о том, что может случиться, если ничего меняться не будет. Фильм, выражающий настроения тревоги и растерянности за свое будущее многих жителей внешне процветающего, нарядного и величественного города Гонконга. Картина получила первый приз на одном из самых престижных азиатских кинофестивалей, а в материковой части Китая названа "идейным вирусом" и запрещена к показу.

 

Путь домой

С конца XVIII века Великобритания использовала остров Гонконг (кит. - Сянган), расположенный на южном побережье Китая, как перевалочную базу для ввоза опиума и вывоза из страны серебра в огромных количествах. Когда китайские власти уничтожили склады с наркотиком и выдворили английских купцов, Лондон объявил войну (1840-1842) и после ее окончания, на правах победителя, оставил себе Гонконг. После второй опиумной войны в 1860 году Коулунский полуостров и остров Гонконг были переданы в вечное владение Великобритании.

В 1898 году прилегающие к полуострову материковые территории и острова вокруг него также отошли к Великобритании, но в аренду на 99 лет.

В конце 1970-х годов Дэн Сяопин, исправляя перегибы времен правления Мао, разрешил создание "индивидуальных дворовых предприятий" и перешел к формированию свободных экономических районов (СЭР), где иностранным инвесторам были предоставлены таможенные и налоговые льготы, а также другие широкие права и полномочия. Особый упор был сделан на территории, близко расположенные к Гонконгу, Макао (кит. - Аомынь) и Тайваню, вернуть которые для Пекина всегда было задачей номер один.

Опыт особых экономических зон трансформировался впоследствии в концепцию "одна страна, две системы", позволившую интегрировать Гонконг и Макао.

С Макао (колония Португалии с 1557 года) проблем не было. Лиссабон сам предлагал вернуть его. Да и население Макао традиционно настроено прокитайски. В феврале 1979 года Португалия и КНР установили дипломатические отношения, и спустя 20 лет был образован Специальный административный район (САР) Макао в составе Китая.

А вот с англичанами разговор был напряженный. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер сопротивлялась, считая, что Гонконг - "уникальный пример успешного англо-китайского сотрудничества". Дэн Сяопин, в свою очередь, переговоры вел в жестком ключе, понимая, что на его стороне главный козырь - без сельскохозяйственных территорий, срок аренды которых заканчивался в 1997 году, Гонконг все равно существовать не может.

Говорят, что однажды, после очередных тяжелых переговоров, выходя явно в расстроенных чувствах из здания Всекитайского собрания народных представителей, "железная леди" неожиданно поскользнулась и упала на колено. Журналисты пикантный сюжет прокомментировали так: "Как видно, Тэтчер проиграла переговоры с разгромным счетом".

В итоге в 1984 году была подписана Совместная китайско-британская декларация, согласно которой  1 июля 1997 года восстанавливается суверенитет КНР над Сянганом.

Пока, правда, как и в случае с Макао, в качестве специального административного района сроком на   50 лет. Оба они имеют собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводят самостоятельную иммиграционную и налоговую политику, обладают правом участия в международных организациях. В ведении Пекина - вопросы обороны и внешней политики. На границе между континентальным Китаем, Гонконгом и Макао действует пограничный паспортный контроль.

Тайваню Дэн Сяопин обещал даже сохранить свою армию, однако Тайвань к предложениям Пекина пока относится весьма настороженно.

 

Здесь легко делать бизнес

Аналитический центр Heritage Foundation и швейцарская бизнес-школа IMD в этом году в очередной раз назвали Гонконг самой конкурентоспособной экономикой мира, исходя из таких параметров, как право собственности, отсутствие коррупции, мобильность рабочей силы и капитала. 

По данным Всемирного банка, Гонконг сейчас занимает 4-е место в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса и 5-е место в рейтинге налоговых систем мира. 

Гонконгская фондовая биржа, с капитализацией $2,96 трлн., является одной из крупнейших торговых площадок, занимая второе место в Азии (после Токийской) и шестое в мире. 

Гонконг успешно выполняет роль международного инвестиционного центра и посредника в экономических отношениях всего мира с Китаем.

До 1997 года в экономике британской колонии доминировали местные и глобальные гиганты, такие, как Morgan Stanley, HSBC Holdings Plc и Merrill Lynch. Материковый Китай привлекал капиталы из Гонконга для развития своей экономики. Теперь, согласно Bloomberg, девять из 10 крупнейших компаний - китайские. И они все больше доминируют в экономике САР. В то же время доля Гонконга в китайской экономике сократилась с 18% в 1997 году до 3% - в 2016-м. Экономическое влияние конвертируется в политическое. Когда глава компании Alibaba Group Джек Ма купил старейшую англо-язычную газету Гонконга South China Morning Post, он признал, что газета будет рассматривать события скорее с китайской точки зрения, чем с западной.

 

Родина домов-коробок

За внешним фасадом роскоши и успешности скрывается большое количество проблем.

Основная - противоречивость политической системы. С одной стороны, присутствуют плюрализм мнений, многопартийная система, профсоюзы и другие атрибуты западной демократии. Но с другой - жесткий контроль Пекина чувствуется во всем. И главным образом в управленческих механизмах. 

При формировании Основного закона для Гонконга во время передачи его от Великобритании Китаю была предусмотрена система избрания главы САР из кандидатов, предварительно одобренных Пекином. Причем выборы не всеобщие, а коллегией выборщиков, большинство из которых (всего 1200 человек) также лояльны Пекину. Закрепленная за сторонниками центральной власти квота есть и в законодательных органах города. Борьба за политическую власть в САР между пропекинскими силами и демократической оппозицией ослабила способность правительства доводить до конца важные социальные и строительные проекты. Многие проблемы остаются нерешенными - строительство доступного жилья, устранение недостатков системы образования, совершенствование инфраструктуры.

Доходит порой до смешного. В своем желании противиться практически всем предложениям пропекинских депутатов Законодательного собрания демократы не пропускают такие, казалось бы, простые и необходимые законопроекты, как план по очистке бухты и т.п. 

Быстрыми темпами увеличивающееся население Гонконга нуждается в социальном жилье. Земли у САР достаточно, но постоянные конфликты исполнительной и законодательной властей с гражданскими активистами сильно замедляют этот процесс. В итоге Гонконг стал одним из самых дорогих мест в мире для проживания. Более 200 тыс. человек ютятся в уже ставших печально знаменитыми так называемых домах-коробках размером 180 на 60 сантиметров. А в прошлом месяце был поставлен своеобразный рекорд - место на подземной парковке в центре города обошлось покупателю в $664.

20% жителей мегаполиса живут за чертой бедности. Растет число безработных, особенно среди коренного населения. Так как экономика Гонконга становится все теснее связанной с материковым Китаем, компании охотней нанимают эмигрантов из КНР. Местное население в большинстве своем владеет кантонским диалектом китайского языка, в то время как государственный в Китае - путунхуа.

 

Революция зонтиков

Демонстрации протеста в Гонконге - обычное явление, а вот серьезных политических кризисов было два. В 2003 году на улицы города по призыву оппозиции вышли полмиллиона человек. Пекин планировал расширить в Гонконге полномочия правоохранительных органов, продвигая законопроект, направленный на пресечение антигосударственной и подрывной деятельности, а также сепаратизма. В итоге этот законопроект был отменен.

События же 2014-2015 годов получили название "революция зонтиков", так как молодежь, составлявшая основную часть протестовавших, пользовалась зонтиками для защиты от перцового аэрозоля и слезоточивого газа, применявшихся полицией для разгона манифестантов.

Так как принцип избрания главы Гонконга путем голосования выборщиков все время подвергался критике и был причиной постоянных протестов со стороны общественности, Пекин предложил с 2017 года провести реформу избирательной системы. Голосование будет всеобщим, но из трех кандидатов, предварительно одобренных избирательным комитетом, контролируемым, естественно, со стороны центральной власти.

Демократы потребовали свободных выборов без всяких ограничений, и отказ Пекина спровоцировал массовые волнения, продолжавшиеся с перерывами почти год.

В этом году также проходили многотысячные демонстрации протеста против попыток лишить мандатов Законодательного собрания четырех оппозиционеров. Во время церемонии присяги они подняли плакаты с надписью "Гонконг - не Китай".

Новый глава администрации Линь-Чжэн Юээ, первая женщина в истории Гонконга, приступила к своим обязанностям в дни празднования 20-летнего юбилея - 1 июля. Буквально на следующий день она объявила о том, что намерена прекратить конфронтацию с демократическими силами города и приглашает их к сотрудничеству. Пекин никак не отреагировал на это заявление. Видимо, занял выжидательную позицию.

 

Юбилей с предупреждением

По главным проспектам Гонконга в день празднования 20-й годовщины возвращения в Китай маршировали более трех тысяч военнослужащих Национально-освободительной армии Китая, задействованы были вертолеты, мобильные ракетные установки, танки и бронетранспортеры. С трибуны их приветствовал председатель КНР Си Цзиньпин, заявивший о тщетности попыток использовать Гонконг как площадку для инспирирования антикитайской деятельности и подрыва национального суверенитета.

Поляризация в гонконгском обществе усиливается. Пекин особо беспокоит тот факт, что радикальные настроения растут среди молодого поколения. В июне Университет Гонконга провел опрос и выяснил, что 94% жителей в возрасте от 18 до 29 лет считают себя гонконгцами, а не китайцами. 

Вот лидер КНР и предупредил, что излишняя политизация общества вредит экономическому развитию города, и подчеркнул также необходимость улучшения системы морального и национального образования в Гонконге.

По мнению китаиста, сотрудника Московского центра Карнеги Александра Габуева, Гонконг - это интересный индикатор того, куда будет развиваться сам Китай - в сторону расширения гражданского общества, естественно, без отмены однопартийной системы, либо к сворачиванию пространства для гражданского высказывания и к более суровому контролю партии над обществом.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

424


Актуально