29 Марта 2024

Пятница, 10:01

В ПОИСКАХ "РЕЖИМА ТИШИНЫ"

Украинский кризис переживает очередной виток обострения

Автор:

01.08.2017

В момент, когда в зоне вооруженного конфликта в Донбассе вновь резко обострилась ситуация, возобновились переговоры в рамках так называемого "нормандского формата" (с участием Украины, России, Германии и Франции). Однако противоречия между сторонами настолько глубоки, что говорить о перспективе принципиального и долгосрочного решения проблемы пока не представляется возможным.

 

Конкретика "нормандского формата"

Первые переговоры в рамках вышеозначенной "четверки" состоялись еще в июне 2014 года, во время празднования 70-летия высадки войск союзников в Нормандии. Прорыв в работе "нормандского формата" произошел в феврале 2015 года, когда по итогам 17-часовых переговоров лидеров Украины, России, Германии и Франции (Петра Порошенко, Владимира Путина, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда) был принят комплекс мер по выполнению Минских соглашений, который должен был стать основой для мирного урегулирования в Донбассе. В октябре 2016 года состоялась новая встреча лидеров четырех стран, подтвердившая необходимость реализации Минских соглашений. Однако с тех пор реальных успехов на этом пути, предусматривающем установление прочного мира на юго-востоке Украины, так и не было достигнуто.

Между тем за последнее время сменилось руководство Франции - одной из стран - участниц "нормандского формата", а также США, непосредственно вовлеченных в украинский кризис вследствие мощной политической поддержки, оказываемой с их стороны Киеву. Новый президент США Дональд Трамп во время встречи с Петром Порошенко публично поддержал Украину и сохранение санкционного режима в отношении России. Даже после переговоров с Владимиром Путиным в рамках саммита G20 в Гамбурге Трамп заявил, что антироссийские санкции не будут отменены, пока Москва не выполнит своих обязательств по Минским соглашениям. Демонстрацией решимости Вашингтона усилить американское воздействие на украинскую ситуацию стало назначение Курта Волкера спецпредставителем президента США по Украине. Буквально на днях Волкер дал понять, что Вашингтон рассматривает возможность поставок американского оружия Вооруженным силам Украины. Поскольку, по его словам, "оборонительное оружие позволит Украине защитить себя".

Думается, излишне комментировать, что в Вашингтоне необходимость "защиты Украины" продолжают увязывать с политикой Москвы в отношении Киева. Американский подход вписывается в общую стратегию Запада применительно к украинскому вопросу, предполагающую наличие угрозы со стороны России. Об этом свидетельствует и позиция нового президента Франции Эммануэля Макрона.

Во время недавней встречи с Петром Порошенко Эммануэль Макрон прямо обвинил Россию в агрессии против Украины. Впрочем, это не помешало ему выступить в роли инициатора возобновления переговоров в рамках "нормандского формата". С именем Макрона связывают даже новую формулу выполнения Минских соглашений, которая предполагает решение в первую очередь вопросов безопасности в Донбассе и лишь затем - вопросов выборов и статуса региона. Иными словами, новый французский лидер призывает добиться вначале главного - полностью обеспечить "режим тишины", то есть предотвратить новые жертвы в зоне конфликта в Донбассе.

Судя по всему, именно данная цель и стала лейтмотивом телефонных обсуждений, в которых участвовали лидеры стран "четверки". По некоторым сообщениям, прямая встреча между ними не состоялась из-за отказа президента РФ Путина, что дало основание экспертам говорить об отсутствии каких-либо реальных инициатив по сближению позиций конфликтующих сторон. Между тем сам вдохновитель телефонных бесед в рамках "нормандского формата" - президент Франции Макрон, похоже, остался доволен и этим, пусть и скромным, но все же реальным достижением, которое он охарактеризовал "прямым диалогом ради конкретных действий".

О том, какими могут быть эти "конкретные действия", позволяет судить совместное заявление президента Франции Макрона и канцлера Германии Меркель по итогам телефонных переговоров в "нормандском формате". В данном заявлении содержится, прежде всего, призыв немедленно обеспечить прекращение огня в Донбассе. Кроме того, Париж и Берлин представили список районов Донбасса, в которых в первую очередь необходимо разведение сил и тяжелых вооружений, а также призвали к восстановлению экономических связей между конфликтующими сторонами - Киевом с одной стороны и сепаратистскими образованиями Донбасса - с другой. В заявлении говорится также о необходимости безопасного доступа наблюдателей ОБСЕ во все районы Донбасса, в том числе к подконтрольной сепаратистам украинско-российской границе.

Между тем, как сообщает пресс-служба президента Украины, лидеры стран "нормандского формата" договорились продолжить работу над "дорожной картой" имплементации Минских соглашений. С этой целью во второй половине августа запланировано проведение встречи внешнеполитических советников глав государств "четверки". Уместно напомнить, что поручения разработать "дорожную карту" выполнения Минских соглашений были даны главами государств еще в октябре 2016 года. Министры иностранных дел обсудили данный вопрос в декабре того же года, но согласовать "дорожную карту" так и не смогли. Однако разработка "дорожной карты" представляется чрезвычайно важным вопросом, поскольку стороны по-разному трактуют условия Минских соглашений, равно как и очередность шагов в направлении достижения мира в Донбассе. Так, Киев требует от Москвы в первую очередь предоставления полного контроля над российско-украинской границей. Россия, со своей стороны, настаивает на разведении противостоящих войск от линии соприкосновения и проведения выборов на юго-востоке Украины с учетом предполагаемого нового статуса Донбасса, но не украинского законодательства.

Еще одним "конкретным" противоречием можно считать различные подходы сторон к идее введения на юго-восток Украины миротворческой миссии ООН. Эту идею выразил президент Украины, однако Россия выступает против, так как размещение в Донбассе миротворческих сил ООН способно обернуться "интернационализацией" конфликта, который Москва считает внутриукраинским. По мнению российской стороны, в зоне противостояния достаточно присутствия уже действующих международных наблюдателей в лице миссии ОБСЕ.

Важным итогом состоявшихся 24 июля телефонных бесед в рамках "нормандского формата" стало также и подтверждение категорического неприятия как Украиной, так и Германией и Францией одной из громких инициатив последних дней - провозглашения сепаратистами Донбасса государства под названием "Малороссия". Президент Франции и канцлер Германии подчеркнули недопустимость любых заявлений, которые подрывают территориальную целостность Украины, в частности относительно создания так называемой "Малороссии".

 

Воображаемые идеи и реальные трудности

Телефонные переговоры "нормандской четверки" состоялись спустя считанные дни после заявления лидера самопровозглашенной "Донецкой народной республики" (ДНР) Александра Захарченко о создании государства "Малороссия". Согласно заявлению, это самопровозглашенное государство считает себя преемником Украины, с внеблоковым статусом, курсом на восстановление связей с РФ и присоединение к Союзному государству России и Беларуси, а также претендует на все территории Украины, за исключением Крыма.

"Мы согласны в том, что новое государство будет называться "Малороссия", так как само название Украина дискредитировало себя", - говорится в заявлении Захарченко. Предполагается, что столицей "Малороссии" будет Донецк, а Киеву предоставят статус историко-культурного центра. По словам Захарченко, "государство Украина в том виде, в котором оно было, не подлежит восстановлению", ситуация в Донбассе зашла в глухой тупик, завязался "такой узел, который разрубить уже нельзя".

Примечательно, что лидер "ДНР" представил идею "Малороссии" как обговоренную с "Луганской народной республикой" (ЛНР). Однако руководство последней сообщило, что данный проект с ЛНР даже не обсуждался.

Между тем Кремль дал понять, что не имеет никакого отношения к планам, озвученным Захарченко. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал идею "Малороссии" личной инициативой Захарченко. Очевидно, что Россия, даже если она и сочувствует выраженной лидером ДНР идее "Малороссии", будет проявлять сдержанность по данному вопросу. Ведь иначе Москву могут обвинить в подрыве Минских соглашений, остающихся единственной основой для продвижения мирного процесса в Донбассе. Тем не менее нельзя исключать, что провозглашение "Малороссии" Москва будет использовать как инструмент давления на Запад и Киев, призванный содействовать принятию ими российских "условий игры". Возможно, на это указывает и озвученный сразу после заявления Захарченко призыв главы МИД РФ Сергея Лаврова к Франции и Германии оказать давление на Украину в целях скорейшей реализации Минских соглашений.

Но самое примечательное во всей этой истории то, что "Малороссия" преподносится как "преемница Украины". Этому отвечает и само название самопровозглашенного образования: именно на "Малороссию", а не "Новороссию", о которой широко разглагольствовали еще пару лет назад, сделали теперь ставку сепаратисты Донбасса. Предполагается, что "Новороссия" включает в себя более узкий географический ареал, тогда как "Малороссия" ассоциируется в российском общественном сознании с самой Украиной. Поэтому авторы "Малороссии" и охватили в своих претензиях всю территорию Украины (за исключением, понятное дело, Крыма, на который Москва распространила свое "суверенное право"). Уместно привести в этой связи заявление советника президента РФ Путина Владислава Суркова, который назвал главным в идее "воображаемого государства "Малороссия" то, что Донбасс воюет не за отделение от Украины, а за ее целостность. Из этого можно сделать вывод, что проект "Малороссия" направлен не столько на реализацию этой идеи, сколько на утверждение несепаратистского характера самопровозглашенных "народных республик" Донецка и Луганска. Имеется в виду, что он включает в себя отстаивание интересов всего населения Украины.

Впрочем, идея "Малороссии" имеет и обратную сторону, с учетом которой она и не вызвала бурю восторга в самом Донбассе. Часть откровенно пророссийского населения Донбасса, то есть тех, кто выступает за присоединение региона к России, восприняла данную идею как лазейку для возврата в Украину. Другие же, надеющиеся на то, что Донецк и Луганск вернутся в лоно Украины, не восприняли инициативу о "Малороссии" именно вследствие своей украинской самоидентификации.

Что же касается Киева, то он озвучил уже не одно заявление о том, что никакой "Малороссии" на территории Украины не было и не будет. Позиции сторон донбасского конфликта остаются диаметрально противоположными, что подтверждается различным отношением к периодически вбрасываемым в политико-информационное пространство "воображаемым идеям", а также реальными трудностями в переговорном процессе. Остается лишь надеяться, что в ходе последнего удастся все же выработать такие "формулы" и "дорожные карты", которые помогут обеспечить прочный мир и согласие в Донбассе и во всей Украине.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

373


Актуально