29 Марта 2024

Пятница, 17:14

МИЛЫЕ ВРАГИ

Пока президенты США и России обмениваются комплиментами, отношения между странами, которыми они руководят, стремительно ухудшаются

Автор:

01.09.2017

С первого сентября собеседования для получения неиммиграционных виз в США будут проводиться только в посольстве в Москве. Консульства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке этим уже не занимаются. У американских диппредставительств не хватает людей - вместо 1200 работников остались лишь 455. Таково требование Москвы в ответ, как сказал министр иностранных дел Лавров, на "целую серию враждебных шагов Вашингтона". 

Теперь по числу сотрудников диппредставительств у обеих стран полный паритет. Дональд Трамп даже поблагодарил своего российского коллегу за помощь в экономии бюджета. Правда, представитель Белого дома поспешил уточнить, что это сарказм. 

Российские законодатели заговорили о "зеркальном" ответе - усложнить американцам получение российских виз. А тот же Лавров предположил, что эпопея с визами - желание "вызвать недовольство российских граждан против действий российского правительства".

В прошлом году американские туристические визы получили более 190 тыс. россиян. Встречный поток был значительно меньше - 95 тыс. Паритета и в этом, конечно же, не будет, но многим россиянам перед трансатлантическим путешествием предстоит намотать многие тысячи километров от дома к посольству и простоять не один месяц в очереди. Попутно пострадали и белорусы - за визами (если в первый раз) им придется ездить теперь в Варшаву, Киев или Вильнюс. Кстати, они лишились возможности получать их в Минске после того, как тоже в 2008 году потребовали у американского диппредставительства сократить штат с 35 человек до 5.

 

Битва за закон

Формально требование сократить американскую дипмиссию аж на 60% - отложенный ответ на экстрадицию в декабре прошлого года 35 российских дипломатов по обвинению во вмешательстве в ход президентских выборов. По факту - это реакция на принятие Конгрессом США закона о санкциях против России.

Впервые с 2014 года, когда началась война санкций, со стороны США они обрели силу закона. Он вобрал в себя все принятые за последние годы санкционные решения, местами ужесточив их, а также определив условия, при которых дополнительные санкции будут вводиться автоматически.

Правда, когда законопроект после Сената был передан на рассмотрение в Палату представителей, в него были внесены кое-какие поправки, слегка смягчившие требования к американским и европейским компаниям в их сотрудничестве с российскими партнерами. В частности, порог участия российских компаний в международных проектах был повышен с 10% до 33%. 

Кроме того, действия президента по исполнению закона обозначаются обтекаемыми глаголами, которые больше интерпретируются как "может", а не "должен". Да и в случае с европейскими проектами в тексте закона оговорена необходимость согласования с "местными экономическими партнерами" условий введения каких-либо ограничений.

Без сомнения, над этими поправками поработали конгрессмены от Республиканской партии и учтены были требования коллег из Европы. Этого никто и не скрывает. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер признался, что американские конгрессмены учли пожелания Евросоюза, изменив текст закона, и подчеркнул, что ЕС не позволит американским санкциям затронуть интересы европейских компаний.

И все же санкции, как бы сильно их ни смягчали, обрели силу закона. Теперь для того, чтобы отменить или изменить их, президент обязан подавать подробно обоснованный запрос в профильные комитеты обеих палат, а те имеют право рассматривать его в течение 30 дней и потом выносить свой положительный или отрицательный вердикт. Насколько это сложно, показывает история с поправкой Джексона-Вэника, ограничивавшая торговлю со странами (в большей степени это касалось СССР), нарушающими права человека. Только в 2012 году, хотя СССР к тому времени не существовал уже 20 лет, эта поправка была отменена ради принятия аналогичного закона Магнитского.

 

Нож в спину

Когда законопроект поступил на подпись к президенту, Трамп особо долго не раздумывал и спустя несколько дней подписал его, заявив, правда, что он противоречит Конституции.

И он прав. По существу внешняя политика США - прерогатива президента, и попытки Конгресса перетянуть одеяло на себя - довольно редкое в истории страны явление. Принятие подобного закона вызвано больше внутриполитической нестабильной ситуацией, когда у президента даже нет стопроцентной поддержки в партии, которая его выдвинула. Трамп постоянно ругается с республиканскими представителями обеих палат парламента, а на днях резко раскритиковал спикера Палаты представителей Пола Райана и руководителя республиканского большинства в Сенате Митча Макконнелла за то, что те не организовывают в Конгрессе поддержку его инициативам.

Вот и закон о санкциях против России (он включает также положения, предусматривающие контрмеры действиям Ирана и Северной Кореи) ему навязали законодатели, большинство из которых составляют члены его партии. У Трампа была возможность применить как право "вето", которое легко обходилось при следующем голосовании в сентябре, так и пресловутое "карманное вето", когда он дотянул бы с решением до каникул. В таком случае, согласно Конституции, законопроект утрачивает силу и в сентябре законодателям пришлось бы писать новый и прогонять его через разные комиссии. Однако его родные однопартийцы придумали хитрый ход - они установили на каникулах… дежурство, так что формально парламент функционировал. 

Потому-то Трамп долго не раздумывал - его загнали в угол. В стане его союзников надеются на то, что со временем обвинения о сговоре с русскими во время прошлогодних выборов с президента снимут и Конгресс внесет поправки в закон, возвращающие исполнительной власти право самостоятельно принимать или отменять санкции. А пока законодатели делают все от них зависящее, чтобы не оставлять Трампу даже малейшей возможности о чем-либо договариваться с Путиным. Вот и теперь, сразу после каникул, Сенат рассмотрит законопроект, запрещающий президенту сотрудничество с Россией по вопросам кибербезопасности без одобрения Конгресса. Он был составлен сразу же после слов Трампа о том, что во время саммита G20 в Гамбурге он договорился со своим коллегой о совместных действиях в этом направлении.

 

Личные и государственные симпатии

Что удивительно, на протяжении всего времени нахождения Трампа в Белом доме межгосударственные отношения с Россией стабильно ухудшаются, а риторика президента, касающаяся этой страны, практически остается неизменной. С небольшой коррекцией, но он продолжает уверять, что ему удастся наладить сотрудничество. Взгляд изнутри - известный республиканский политик, бывший конгрессмен, а ныне президент крупной консалтинговой компании Майкл Фланаган считает, что "личные взаимоотношения между президентом Трампом и президентом Путиным намного лучше, чем они когда-либо были при президенте Обаме, - несмотря на то, насколько сложны сейчас официальные отношения между США и Россией".

Именно нежеланием портить отношения с Москвой можно объяснить отказ Госдепартамента тратить выделенные ему Конгрессом почти $80 млн. на противодействие российской пропаганде.

По другую сторону Атлантики с сочувствием к Трампу следят за перипетиями внутривластной борьбы в США. Подписание злополучного закона там прокомментировали так: "Он - заложник Конгресса и антироссийской истерии" (депутат ГД Алексей Пушков). 

Возможно, так оценивает ситуацию и Путин, отвечая санкцией на санкцию, но постоянно подчеркивая, что личной вражды между ним и Трампом нет. Оба президента дали восторженные отзывы о своей первой и пока единственной встрече в Гамбурге, не скупясь на похвалы друг другу. Трамп, как всегда, общался с народом посредством Twitter: "Рекс (Тиллерсон) и я имели вчера грандиозную встречу с президентом Путиным". "Все-таки сегодняшний американский президент не такой, он реагирует на собеседника, на аргументы, дискутирует. Даже если ему чего-то не нравится", - вторит ему Путин.

По мнению ряда экспертов, на этой встрече президенты, помимо протокольных взаимных любезностей, смогли договориться и о практических шагах. Буквально на следующий день после саммита администрация Трампа приняла решение приостановить тайную программу ЦРУ по оснащению и подготовке определенных повстанческих групп, борющихся против правительства президента Сирии Башара Асада. По словам одного из чиновников Белого дома, это решение является частью усилий администрации по улучшению отношений с Россией. Когда оно было принято, остается загадкой, так как советник по национальной безопасности Герберт Макмастер и директор ЦРУ Майк Помпео уверяют, что решение было согласовано до встречи в Германии.

 

А тем временем…

Неделю назад США расширили санкционные списки по КНДР, и туда были включены ряд российских бизнесменов. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков тут же заявил, что Россия прорабатывает ответные меры. 

В те же дни министр обороны США Джеймс Мэттис сообщил о том, что Соединенные Штаты рассматривают возможность поставок летального оборонительного вооружения Украине. Москва отреагировала жестко. Разговоры о поставках американских вооружений Украине "вызывают сожаление", потому что "летальное оружие - это ставка на военное решение конфликта", заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Его коллега Леонид Слуцкий высказался резче: "Американским кураторам киевской власти, как и в годы президентства Обамы, мир в Украине не нужен".

Пока президенты США и России обмениваются комплиментами, отношения между странами, которыми они руководят, стремительно ухудшаются. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

448


Актуально