19 Апреля 2024

Пятница, 00:01

ДАГЕСТАНСКИЙ ГАМБИТ КРЕМЛЯ

Взаимодействие с местными кланами станет главным вызовом для нового руководителя республики Владимира Васильева

Автор:

01.11.2017

"К вам пришел не я один, к вам пришла Россия", - заявил новый врио главы Республики Дагестан Владимир Абдуалиевич Васильев, выступая 5 октября в зале Народного собрания РД в Махачкале. Он подразумевал под этим как финансовую помощь, так и пристальное внимание к нуждам республики со стороны федеральных министерств.

Васильев короткими и четкими формулировками, по-военному (генерал-полковник милиции в отставке), постарался донести до дагестанцев смысл миссии, возложенной на него президентом России.

В частности, он заверил, что Дагестан в 2018 году получит серьезную поддержку за счет федерального бюджета, но тут же подчеркнул о необходимости нести ответственность за расходование "денег россиян". И чтобы сбить спесь с дагестанских чиновников, как бы невзначай тут же "вспомнил" о своей недавней поездке в Сирию, где встречался с Башаром Асадом и главой разрушенного города Алеппо, сына которого убили террористы. "Представляете, каково им? - спросил Васильев, оглядев зал. И тут же пояснил: - Проблему надо чувствовать и решать в зародыше. Очень часто общественные проблемы долго зреют и заканчиваются очень трагически. Такого нельзя допустить".

Далее он предупредил, чтобы не пытались за кого-то просить и давать взятки: "Я человек конкретный, и поэтому если кто-то взялся за работу, то должен ее исполнить. Если он ее не исполняет, то не будет работать на занимаемой должности. Независимо от того, кто за него ходатайствовал. Говорю это сразу, чтобы мы понимали друг друга и не было обид".

О кадровой политике сказал тоже вполне определенно: "У меня есть преимущество - я не принадлежу ни к одной из дагестанских национальностей. У меня отец казах, а мать русская. И думаю, мы, уважая друг друга, чтя традиции, будем выбирать не по национальной квоте, а по таланту, по способностям".

 

Принцип клановости

Именно сложностью национального вопроса все время объясняются проблемы Дагестана, в котором проживает более ста этносов. Для наиболее полного представительства этнических групп в республиканских законодательных и исполнительных органах вплоть до настоящего времени действует принцип набора по национальной квоте. Однако это привело к формированию кланов, групп влияния, в том числе и по этническому признаку, которые соперничают между собой и не подпускают "чужаков".

Взяточничество, воровство и кумовство процветают, дотации из федерального бюджета растут, но до назначения не доходят. 

Особенно остро на протяжении многих лет стоял вопрос о борьбе с разгулом бандитизма и терроризма в Дагестане. Ежегодно в республике в результате взрывов или бандитских нападений гибли десятки и сотни мирных жителей. 

 

Укрепление вертикали власти

С возвращением В.Путина в Кремль в 2012 году отношения с главами субъектов РФ стали трансформироваться в сторону укрепления вертикали власти. Подбор кадров проводится по принципу контролируемости из Центра и независимости от местных элит. 

Вполне вероятно, что кандидатская диссертация "Этнические элиты Северного Кавказа: опыт социологического анализа", написанная генерал-лейтенантом ФСБ Михаилом Белоусовым, с 2012 года отвечающего в аппарате президента России за межнациональные и религиозные отношения, была взята за основу для работы в этом сложном регионе. 

В диссертации говорится, что элиты Северного Кавказа, состоящие из партийно-хозяйственной номенклатуры, ради сохранения своей власти сопротивляются экономическим и политическим реформам. Это приводит к формированию оппозиции на основе национально-сепаратистской идеологии. Кремль вынужден поддерживать старую элиту, которую подобный статус-кво очень даже и устраивает.

"…Местная власть зачастую заинтересована в поддержании внутренних межэтнических конфликтов, чтобы иметь повод для принятия чрезвычайных мер и оправдать присутствие в республиках военных контингентов. Нежелание старой элиты идти на какие-либо формы диалога с представителями национальных движений радикализирует сами эти движения, ослабляя в них умеренные, склонные к компромиссу силы. В результате велика опасность прихода к власти после очередных выборов или массовых взрывов недовольства крайних радикалов, выступающих с националистических позиций", - пишет в своей работе генерал ФСБ. 

Первая попытка навести в Дагестане порядок была предпринята с назначением и.о. президента республики Рамазана Абдулатипова. В силу своей многолетней работы за пределами Дагестана он был равноудален от всех местных элит, не замешан ни в каких клановых и прочих внутриреспубликанских отношениях. 

Доктор философских наук, имеющий богатый управленческий опыт федерального уровня - депутат ВС России, в прошлом министр национальной политики РФ и заместитель председателя правительства РФ, Абдулатипов по всем параметрам подходил к выполнению той миссии, которую на него возлагали. Его как эксперта по межнациональным отношениям отмечает в своей научной работе и Белоусов.

 

Завышенные надежды

Народ Дагестана, уставший от коррумпированных чиновников, клановых разборок, нищеты и бандитизма, с воодушевлением встретил весть о назначении Абдулатипова. Рейтинг народного доверия к нему был очень высокий - 75-82%.

Сам Абдулатипов в первый год руководства республикой постоянно подчеркивал необходимость возвращения доверия к власти со стороны народа: "Можно много говорить об экономике, о культуре. Но важнее для меня - самочувствие человека, восстановление достоинства человека и достоинства страны. Власть должна работать на это".

Казалось бы, у признанного оратора, философа, писателя именно слово должно было стать самым действенным инструментом расположения к себе народа Дагестана. Однако диалога не получилось. 

Возможно, ошибки (назовем это так) в кадровых вопросах, не решаемые проблемы в ЖКХ, постоянные перебои с выплатами зарплат и пенсий и многое другое не так остро осуждались бы обществом, если бы Абдулатипов не позволял себе весьма опрометчивых высказываний, настроивших против него жителей республики.

Гимн Дагестана, в свое время прошедший всенародное обсуждение, он назвал похоронкой и заменил его. В ответ на возмущение жителей столицы постоянными пробками на дорогах столицы из-за президентских кортежей он с улыбкой пошутил так: "Вы меня в течение года посылаете, могу ли я хоть один раз послать вас?". Когда гордость республики, сборная по борьбе, в мае прошлого года покинула чемпионат РФ, возмутившись предвзятым отношением со стороны судей и федерации, все, в том числе и соперники из других регионов России, поддержали ее. А глава Дагестана назвал это бегством, фактически обозвав своих спортсменов трусами…

Эти и другие заявления Абдулатипова, многие из которых стали крылатыми выражениями, в совокупности с проблемами в экономике и социальной жизни республики привели к тому, что он практически полностью растерял доверие общества. Его рейтинг катастрофически снижался и в последний год уже не поднимался выше 10%.

Не заладились отношения у главы Дагестана и с Москвой. Кадровая политика, в первые месяцы 2013 года дававшая надежды на перемены, обернулась возвращением старых, дискредитировавших себя кадров, которые были разбавлены некомпетентными, но верными Абдулатипову выходцами из родного для него Тляратинского района. Экономика республики как была одной из самых дотационных, так и осталась. Суммы дотаций, наоборот, росли из года в год, вопреки заявлениям Абдулатипова о скором отказе от них. В 2016 году федеральный бюджет выделил рекордные 47 млрд. руб. субсидий, которые в 2017 году были увеличены еще на 7 млрд. рублей. Счетная палата РФ и Федеральное казначейство обнаружили серьезные правонарушения в исполнении республиканского бюджета. Из таблиц и диаграмм Росстата вытекает, что объем валового регионального продукта Дагестана опустился ниже 100% впервые с 1998 года. Рейтинг инвестиционной привлекательности как был до 2013 года на уровне 3C1 (пониженный потенциал - высокий риск), так и остался. 

Серьезные нарекания Дагестан получил и за массовые махинации при проведении в сентябре прошлого года выборов в Госдуму и Народное собрание. Ответственность за них председатель ЦИК Элла Памфилова возложила на главу республики.

Несправедливо, конечно, говорить, что правление Абдулатипова обернулось для Дагестана катастрофой. У него, несомненно, есть ряд достижений, которыми он может гордиться. Это, во-первых, заметные успехи в борьбе с преступностью и терроризмом. Многие говорят, что это не его рук дело, а федеральных правоохранительных органов, однако следует признать - они находились в Дагестане и до 2013 года, но реальных успехов добились при Абдулатипове. 

Все другие основные его достижения касаются вопросов культуры, образования, туризма, а также некоторых реализованных инфраструктурных проектов.

Вместе с тем ошибок Абдулатипов допустил много, и в первую очередь настроил против себя жителей республики, что в немалой степени послужило поводом к его досрочной отставке.

 

Время на раздумье

Есть опасения, что Васильев, не имеющий собственной команды и не знакомый с раскладом сил в республике, вынужден будет опираться на один из кланов или же разругается со всеми. И тот, и другой варианты не самые лучшие. 

Рассматривается экспертами и такой сценарий: новый и.о. главы Дагестана возьмет на себя роль арбитра, распределив должности среди представителей влиятельных кланов, но оставив за собой право решающего голоса. И этот вариант не совершенен, но сейчас для Кремля главный вопрос повестки дня - предстоящие весной следующего года выборы президента России. 

А потому резких высказываний и действий от Васильева в ближайшие полгода ожидать не стоит. Его задача-минимум на этот период - сгладить острые социальные проблемы в Дагестане. Да и местная элита ничем себя проявлять не будет пока. Незачем ссориться с Москвой, да и время нужно для того, чтобы присмотреться повнимательней к новому главе. 

Будет к нему присматриваться и Баку, для которого этот регион не просто соседняя территория России. Азербайджанцы в Дагестане одна из титульных наций, нас объединяют общая многовековая история и традиционно хорошие отношения - как экономические, так и культурные. У нас и враг общий - международный терроризм, который до недавнего времени довольно вольготно себя чувствовал на территории Дагестана.

Эксперт в вопросах безопасности и противодействия коррупции, Васильев, без сомнения, направлен в Дагестан для усиления борьбы в этом направлении. Уже одно это говорит о том, что без координации своих действий с Баку ему просто не обойтись. Не с этим ли был связан визит в Баку секретаря Совбеза России Николая Патрушева в конце сентября? Вполне логично предположить, что, обсуждая в Баку вопросы сотрудничества двух стран в сфере безопасности, посланник Путина мог конфиденциально передать и столь важную для доверительных взаимоотношений информацию. 

Владимиру Васильеву поручено исполнять обязанности главы республики до сентября следующего года. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы в Кремле и Баку оценили качество его работы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

386


Актуально