25 Апреля 2024

Четверг, 08:25

МИРНАЯ ПОБЕДА

Впервые в истории Кыргызстана власть перешла мирным путем от одного политика к другому

Автор:

01.11.2017

Президентские выборы в Кыргызстане стали одним из наиболее знаменательных политических событий последнего времени на постсоветском пространстве. Страна, пережившая в недавнем прошлом несколько претендующих на революционность переломов, повлекших за собой смену государственного руководства, явила собой первый опыт мирного перехода власти от одного лица к другому в Центрально-Азиатском регионе.

 

Достижение вольных киргизов

Алмазбека Атамбаева сменит на посту президента Кыргызстана кандидат от партии власти, экс-премьер Сооронбай Жээнбеков. Он набрал почти 55% голосов, опередив ближайшего соперника, кандидата от оппозиции Омурбека Бабанова на более чем 20%.

Мнение зарубежных наблюдателей и заинтересованных центров практически единодушно: выборы прошли в демократической обстановке, без каких-либо серьезных нарушений. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что итоги выборов признали обычно разнящиеся в своих оценках выборного процесса на пространстве СНГ Москва и Вашингтон. Жээнбекова с победой поздравили президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп. Бишкекские политики и эксперты не без оснований считают, что практически идентичная реакция столь разнополярных мировых центров на кыргызские выборы - убедительный показатель прозрачного и честного голосования. При этом особое уважение выражается в адрес действующего главы государства Алмазбека Атамбаева, находящегося у руля Кыргызстана последние 6 лет. Такое положение не лишено справедливости, ведь на счету атамбаевского правления это уже второй избирательный процесс, итоги которого признаны справедливыми со стороны всех влиятельных мировых акторов. Первыми стали парламентские выборы двухлетней давности, не вызвавшие ни у кого каких-либо сомнений относительно прозрачности и отсутствия фальсификаций. 

Бесспорно, в оценке лично роли Атамбаева в продвижении кыргызской демократии, отметившейся за постсоветский период неоднократным всплеском гражданского противостояния и, по сути, насильственным свержением власти, немало патетики и пафоса. У политической элиты Кыргызстана в ходе накопленного за последние годы опыта противостояния с неоправдывающими надежд режимами и неприятия авторитарного правления выработался своего рода синдром неподчинения. И с этой спецификой, несомненно, пришлось считаться Атамбаеву, проявившему недюжинную гибкость при достижении межэлитных компромиссов. Однако Атамбаеву, безусловно, удалось удержать под контролем все возможные издержки демократического творчества соотечественников, которые в рамках поддержанного нынешним лидером стабильного политического пространства явили своего рода кыргызский феномен. Суть его - впервые в истории не только независимого Кыргызстана, но и вообще Центральной Азии власть перешла мирным путем от одного политика к другому. И это, несомненно, крупное достижение кыргызской политики, даже несмотря на то, что на смену Атамбаеву придет представитель правящей силы в лице Жээнбекова, завоевавшего в результате демократических выборов поддержку пусть и не абсолютной, но все же относительно весомой части электората.

Принадлежность Атамбаева и Жээнбекова к одному политическому лагерю наверняка обеспечит преемственность стратегической линии Бишкека на международной арене. Действующий глава Кыргызстана проявил себя как сторонник евразийской интеграции, с учетом чего Бишкек закрепил при Атамбаеве приоритет российского вектора своей дипломатии. Впрочем, развитие стратегического партнерства с Москвой не означает, что Бишкек является силой, бросающей некий вызов Западу. Отношение евроатлантистов к Кыргызстану, заложенное со времени предоставления американцам в пользование аэродрома Манас, в целом спокойное, что и подтвердило довольно лояльное отношение США и Европы к итогам президентских выборов.

Тем более удивительно, что на фоне в целом благодушной атмосферы взаимоотношений Кыргызстана с сильными державами мира сего (что обусловлено, главным образом, объективно неамбициозными позициями Бишкека в центральноазиатской геополитике) в период президентской гонки внезапно ухудшился диалог страны с братским Казахстаном.

 

Братьям нужно жить в дружбе

Фактор ухудшения отношений между кыргызами и казахами, связанными общим историческим прошлым, несколько омрачил картину громкого одобрительного резонанса вокруг выборов кыргызского президента. Впрочем, в противоречиях с таким региональным тяжеловесом, как Казахстан, Кыргызстану удается подтверждать реноме хоть и маленькой, но гордой страны, лидер которой в лице Атамбаева демонстрирует способность покорять вершины политической дерзости.

Еще в сентябре, после того как патриарх постсоветской и азиатской политики, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с оппозиционным кандидатом в президенты Кыргызстана Омурбеком Бабановым, Алмазбек Атамбаев обвинил Астану во вмешательстве во внутренние дела своей страны. Резкие высказывания кыргызского лидера не остались без ответа: Казахстан отказался послать своих наблюдателей на выборы в соседнюю республику, выставил военные блокпосты на границе с Кыргызстаном, усложнил кыргызам пограничный переход на казахскую территорию, что вызвало огромные автомобильные пробки и очереди в ряде контрольно-пропускных пунктов. Помимо этого Астана усилила ветеринарный контроль пищевой продукции из Кыргызстана, ввела запрет на импорт продукции пяти кыргызских молокозаводов под предлогом "нарушения фитосанитарных норм", пресекла завоз крупной партии фруктов, в которых нашли карантинных вредителей. На официальном уровне Астана вновь подняла вопросы, связанные с "серым" импортом китайских товаров из Кыргызстана на территорию Казахстана и других стран  - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, было выражено недовольство "несанкционированным" реэкспортом Кыргызстаном товаров из Казахстана в третьи страны.

Казахстан, похоже, действительно имеет основания быть обеспокоенным проблемами подобного рода. Однако тот факт, что их обострение пришлось именно на момент президентских выборов, подводит экспертов к мысли о том, что избрание кыргызского лидера - не есть вопрос, интересующий сугубо кыргызов. Самое крупное и влиятельное государство Центрально-Азиатского региона, коим является Казахстан, разумеется, имеет свою заинтересованность в той или иной выкладке политических сил в соседних странах. 

Как бы там ни было, на ограничительные меры со стороны Астаны Бишкек отреагировал быстро и резко. Выступая перед военнослужащими Кыргызстана, Атамбаев заявил, что "народ с трехтысячелетней историей никогда не испугается трехдневной блокады и никогда ни за деньги, ни под давлением и угрозами не изберет зарубежных "шестерок"… И когда кто-то хочет поджечь дом соседа, надо помнить, что ветер может перемениться и загорится твой собственный дом". Впрочем, кыргызский лидер не стал, что называется, сжигать мосты, и добавил фразу, располагающую к мирному решению спора с Астаной: "Нам, соседям, всегда нужно жить в мире и дружбе, помогать друг другу".

Правда, Министерство экономики Кыргызстана не замедлило обратиться в Евразийскую экономическую комиссию и Всемирную торговую организацию (ВТО) с жалобой на усиление Казахстаном контроля на общей границе. В парламент Кыргызстана поступил законопроект о денонсации подписанного с Казахстаном соглашения, которое предусматривает предоставление Астаной Бишкеку помощи в рамках ЕАЭС на сумму $100 млн. с целью улучшения таможенной инфраструктуры Кыргызстана и приведения ветеринарных и фитосанитарных систем республики в соответствие с нормами ЕАЭС. "Мы решили сказать "нет" этим средствам. Другими словами, мы более не нуждаемся в них", - заявил вице-премьер Кыргызстана Дуйшенбек Зилалиев, дав понять, что Бишкек будет искать другие источники финансирования - из бюджета или вне казны.

Однако очевидно, что накал противоречий не отвечает ни политическим, ни долгосрочным экономическим интересам как Кыргызстана, так и Казахстана. Поэтому премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков вылетел в Астану, где встретился с казахстанским коллегой Бакытжаном Сагинтаевым. Главы правительств договорились принять действенные меры для снятия ограничений, препятствовавших свободному передвижению граждан и грузов. Сразу после этого КПП со стороны Казахстана начали более активно пропускать транспорт и людей, желающих пересечь границу.

Но, кроме того, премьер-министры договорились о мерах по улучшению отношений, которые ухудшились в процессе президентских выборов в Кыргызстане, решению вопросов экономического сотрудничества, взаимодействия в сфере пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил ЕАЭС и ВТО. Поэтому можно предполагать, что Астана и Бишкек в скором времени преодолеют разногласия в интересах двух поистине братских народов и государств.

Именно подобная перспектива отвечает интересам не только самих Кыргызстана и Казахстана, но и всего тюркского сообщества. Включая и Азербайджан, который выступает за самое тесное и конструктивное сотрудничество между братскими тюркскими странами.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

372


Актуально