20 Апреля 2024

Суббота, 06:34

ПУТЬ ПОЕЗДАМ ОТКРЫТ

Баку, Тбилиси и Анкара связали Пекин и Лондон

Автор:

01.11.2017

Начавшийся с трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан союз Азербайджана, Грузии и Турции на этой неделе оброс еще одним стальным узлом. Запуск железной дороги Баку - Тбилиси - Карс открывает новый этап взаимоотношений не только этих трех стран, но и более обширного региона. Впрочем, реализованные до сих пор проекты этих государств и так выходили за грань региона. 

Для Азербайджана, проповедующего добрососедские отношения и взаимовыгодное сотрудничество со всеми приграничными государствами (кроме Армении, загнавшей себя в изоляцию в силу территориальных претензий к соседям), на особом месте стоят отношения с Турцией и Грузией. Анкара изначально считалась основным союзником Баку ввиду этнической и культурной близости двух народов. А с Грузией Азербайджан объединяют многовековое соседство, общая история и, конечно, взаимные интересы. 

 

Ось Баку - Тбилиси - Анкара

Первым совместным проектом трех государств стал трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан, открывший путь для азербайджанской нефти на мировой рынок. Именно этот трубо-провод стал основой всего будущего политико-экономического скачка, превратившего Азербайджан в лидера региона. В итоге близость взглядов политической элиты трех стран еще больше скрепилась глобальными экономическими проектами. 

Продолжением сотрудничества стало строительство газопровода Баку - Тбилиси -Эрзурум, обеспечившего выход азербайджанского газа на рынок Грузии и Турции и тем самым внесшего весомый вклад в обеспечение энергобезопасности двух близких союзников Баку. Успешный трехсторонний опыт реализации проекта "Южный газовый коридор" (ЮГК) получил еще больший размах. Масштабная инфраструктура ЮГК призвана доставить на первом этапе азербайджанский газ в Европу через территории Грузии и Турции. В дальнейшем рассматривается возможность транзита газа с восточного побережья Каспия, Ирака и Ирана. 

Энергетическое сотрудничество Баку, Тбилиси и Анкары активизировало и политическое взаимодействие трех стран. В частности, с 2012 года запущен регулярный формат встреч глав МИД трех стран, которые дважды в год сверяют часы по актуальным проблемам региональной политики. Такой же механизм налажен и между министрами обороны трех стран, которые к тому же договорились о проведении совместных трехсторонних военных учений. Таким образом, начавшийся чисто с энергетического сотрудничества трехсторонний формат уже перетек в политическую, экономическую, транспортную и инвестиционную плоскость. В частности, именно Турция и Грузия стали главными адресатами азербайджанских инвестиций. В Турцию, к примеру, вложено более $10 млрд., главным драйвером остается SOCAR, владеющая крупным нефтехимическим комплексом Petkim и строящая нефтеперерабатывающий завод STAR. Азербайджанские инвестиции в Грузию оцениваются в $3,4 млрд., здесь также основной объем приходится на SOCAR, обладающую крупной сетью АЗС и терминалом в Кулеви. 

 

Из железной воли в железную дорогу

Новым фронтом трехстороннего сотрудничества стал проект железной дороги Баку - Тбилиси - Карс. Договоренность о строительстве пути, призванного связать Китай с Европой, была достигнута в 2007 году. Азербайджан и Грузия уже давно соединены железной дорогой, для соединения с турецкими железными дорогами требовалось достроить 26 км пути. На турецкой части требовалась прокладка полотна на 68 км. 

Учитывая значимость проекта для региональной экономики, Азербайджан выделил несколько долгосрочных кредитов на общую сумму $775 млн. на достройку грузинской части до Карса, а также ремонт железнодорожного полотна Ахалкалаки - Марабда протяженностью 153 км. С учетом затрат турецкой стороны общая стоимость прокладки железной дороги Баку - Тбилиси - Карс составила $1,1 млрд. Параллельно Азербайджан инвестировал в обновление своей железной дороги от Баку до границы с Грузией, добившись увеличения скорости поездов на 50% - до 120 км/ч. Также для курсирования по маршруту Баку - Тбилиси - Карс были закуплены локомотивы и спальные вагоны компаний Alstom и Stander.

Как заявил на церемонии открытия маршрута президент Азербайджана Ильхам Алиев, не гладок был путь строительства Баку - Тбилиси - Карс. "Многие, в особенности отдельные зарубежные круги, не верили в строительство железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, говорили, что из-за технических и финансовых препятствий проект не будет реализован. Однако три страны доказали, что это возможно", - отметил И.Алиев. 

Важность и своевременность проекта БТК очевидны, если учесть запуск Китаем глобального проекта Нового Шелкового пути "Один пояс - один путь". С учетом связи турецких железных дорог с Европой, с вводом БТК в эксплуатацию грузоотправители могут пересылать товары из Китая в любую страну Европы вплоть до Великобритании. 

"Теперь железнодорожное сообщение Лондон - Пекин будет осуществляться напрямую. Последние 15 лет Турция прилагает усилия, чтобы использовать имеющиеся возможности. Например, в Стамбуле открыт третий мост (соединяющий европейскую и азиатскую части), реализуются и другие проекты. Эти проекты усиливают значимость БТК. Мы соединяем Европу с портами Актау и Туркменбаши в Казахстане и Туркменистане. БТК будет транспортировать 6 млн. тонн грузов и 1 млн. пассажиров. К 2030 году эти цифры достигнут 17 млн. тонн грузов и 3 млн. пассажиров. Сейчас объем грузоперевозок из Китая в Европу составляет более 240 млн. тонн в год. Если по БТК будет проходить хотя бы 10% этих грузов, то это уже составляет 24 млн. тонн", - сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на церемонии открытия БТК.

При этом не стоит забывать и о возможностях пассажироперевозок по маршруту. Фактически, сев на поезд в Баку, через пару суток можно оказаться в Стамбуле, а при желании и возможностях также во многих европейских столицах. В любом случае стоимость билета по железной дороге будет ощутимо ниже, чем на самолет. Кроме того, возможности провоза багажа на поезде будут несравнимо выше. То есть БТК значительно активизирует туристический поток по намеченному маршруту, что отмечал премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. "Этот проект изменит существующую экономическую реальность. Сегодня в эксплуатацию сдается новый евразийский мост. С вводом в эксплуатацию нового железнодорожного маршрута изменится транспортный и торговый статус региона", - отметил он на церемонии. Участие же в запуске первого поезда по БТК премьер-министров Казахстана и Узбекистана показывает активный интерес Центрально-Азиатского региона к этому маршруту. Не случайно первым грузовым составом по маршруту БТК стал прибывший из Казахстана поезд из 32 контейнеров. С поддержкой запуска БТК выступили и представители США и ЕС. "Открытие проекта Баку - Тбилиси - Карс - это очередной важный шаг в создании более крепких торговых, коммерческих и транспортных связей через всю Евразию. Данный проект является критически важным компонентом проекта Великий Шелковый путь", - заявил посол США в Азербайджане Роберт Секута. 

Глава делегации ЕС в Турции Кристиан Бергер заявил, что новый железнодорожный путь отвечает духу программы ЕС "Восточное партнерство" и стратегии Евросоюза в Центральной Азии. Дипломат подчеркнул, что Брюссель всегда поддерживал проекты по сближению стран-кандидатов и соседних государств-партнеров и привел в качестве примера поддержку ЕС "Южного газового коридора".

Таким образом, новый железнодорожный путь позволит доставлять грузы из Китая в Европу за 12-15 дней, тогда как использование морских южного и северного коридоров занимает 45-50 дней. 

При этом применение единого тарифа на маршруте, о чем уже договорились Баку, Тбилиси и Анкара, делает грузооборот по БТК еще более выгодным. Стоимость доставки грузов составляет $37,9 за тонну, $2279 - за вагон, $529 - за один 40-футовый контейнер. Кроме того, необходимо учесть, что этот новый путь станет новой альтернативой существующим маршрутам, что весьма важно в нынешних геополитических условиях в регионе.

На перспективы БТК большие надежды возлагает и Афганистан, надеясь подключиться к коридору Восток - Запад в рамках транспортного проекта Lapis-Lazuli, предполагающего транзит грузов через Туркменистан в Азербайджан и далее по БТК. "Мы благодарны правительству Азербайджана за поддержку проекта. Этот маршрут очень важен для Афганистана", - сказал год назад в интервью Region Plus посол Афганистана в Азербайджане Мухаммед Таги Халили. 

 

"Запад - Восток" и "Север - Юг"

Комбинирование же маршрута "Север - Юг" из Ирана в Россию с проектом БТК еще больше усиливает позиции Азербайджана в качестве региональной силы. О заинтересованности поставки грузов по БТК уже заявляла иранская сторона. Именно в дни запуска БТК произошло еще одно событие - железной дорогой были соединены иранская и азербайджанская Астара, обеспечив переход границы железнодорожным составам. Для полноценного запуска единой железной дороги по маршруту "Север - Юг" необходима достройка на иранской территории участка Решт - Астара. При этом рассматривается возможность выделения Азербайджаном кредита в $500 млн. 

Как стало известно на момент верстки журнала, обсуждения вокруг маршрута "Север - Юг" предстоят на трехстороннем саммите президентов Азербайджана, России и Ирана, намеченном на 1 ноября в Тегеране. Как сообщил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, в рамках саммита пройдут переговоры и о предоставлении кредита иранской стороне для завершения строительства железной дороги Решт - Астара. 

При этом стоит отметить, что перевозки из иранского порта Бендер-Аббас в Россию и обратно уже ведутся, просто определенный участок в Иране грузы пересекают на грузовых автомобилях, а на границе с Азербайджаном их перегружают на железную дорогу. Иран уже активно интересовался возможностью транспортировки своих грузов не только в северном направлении, но и в западном по БТК. Точно так же грузы из Европы можно будет отправлять и в обратном направлении - в Иран, Индию и страны Персидского залива.

Таким образом, региональная ось Баку - Тбилиси - Анкара открывает широкие перспективы сотрудничества на огромном пространстве между Каспийским, Черным и Средиземным морями, соединяя различными проектами Европу и Азию. 

 

Армения за бортом

Единственной, кто остался за бортом и этой региональной инициативы, является Армения, оккупировавшая 20% территорий Азербайджана. Более того, полноценный запуск маршрутов "Север - Юг" и "Восток - Запад" полностью похоронит призрачные надежды Еревана на привлечение хоть каких-либо грузов в качестве транзитной страны. В Ереване могли бы еще питать надежды на запуск железнодорожного сообщения с Ираном с возможностью выхода через Грузию в Россию. Однако связывающая Грузию с Россией железная дорога проходит через сепаратистскую Абхазию, и Тбилиси не хочет иметь никаких официальных контактов с самопровозглашенными властями в Сухуми. 

Запуск БТК окончательно хоронит все надежды Еревана зацепить хотя бы тоненький ручеек масштабного грузооборота в регионе, о чем с горечью отмечает и ереванский портал "Первый Информационный". "Армения оказывается за полями региональной интеграции, и железная дорога Баку - Тбилиси - Карс - одно из ключевых проявлений этого. Эта неблагоприятная для Армении конъюнктура, по большому счету, является следствием отсутствия само-стоятельной и самодостаточной внешней политики Еревана. Армения находится в односторонней зависимости от Москвы, что и привело к распылению субъектности нашей страны и растрате потенциала внешней политики. В то время как из Тегерана звучат адресованные Еревану различные предложения о сотрудничестве, политика Армении явным образом скована российским фактором. А вот Азербайджан интенсивно использует также и иранское направление - с целью усугубления политической и экономической изоляции Армении. Через несколько дней состоится второй саммит президентов России, Азербайджана и Ирана, а в рамках трехстороннего сотрудничества вскоре будет претворен в жизнь железнодорожный мост Иран - Азербайджан, который, кстати, еще больше подчеркнет политическое, экономическое значение железной дороги Баку - Тбилиси - Карс. И сейчас не нужно питать иллюзий, что Иран считает более предпочтительным в региональных проектах иметь дело не с Азербайджаном, а с Арменией. Даже если это и так, Иран не может бесконечно ждать встречных инициатив Армении. Если рассмотреть региональные процессы в более глобальной плоскости, то очевидно, что политика Еревана по поддержанию статус-кво в вопросе Нагорного Карабаха, по сути, бесперспективная, приводит к изоляции нашей страны и созданию опасной демографической конъюнктуры внутри Армении. Однако качество действующих властей Армении не порождает надежд в вопросе пересмотра политики ни в армяно-российских отношениях, ни в карабахском вопросе. И на этом фоне региональная изоляция Армении становится все более реальной", - отмечается в публикации.

Точнее и не скажешь.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

442


Актуально