23 Декабря 2024

Понедельник, 15:07

ЭТОТ ПЛАТОНИЧЕСКИЙ МИР

В Театре пантомимы поставлен новый спектакль о переосмыслении человеком собственной жизни и своего предназначения в ней

Автор:

15.11.2017

«Вувана». Так называется премьерный спектакль в Театре пантомимы. Слово странное, не имеющее смысла и перевода. Оно из разряда тех, что придумывают маленькие дети в момент игры. Автор спектакля Вюсал Рзасой. Режиссер-постановщик, художник, музыкальный оформитель и режиссер-постановщик пластического рисунка спектакля - Наргиля Гарибова (заслуженная артистка) и Вюсал Рзасой. Это их совместная работа. Роли исполняли Наргиля Гарибова, Вюсал Рзасой.

 

Переосмысление  

Оно не имеет конкретного значения и в то же время оно означает все, что чувствует и переживает ребенок, погружаясь в окружающий мир. Актеры краешком своей души - тоже дети. И это, наверное, здорово. Потому что только так, переосмысляя жизнь, можно быть на сценических подмостках, удивляя и радуя искусством и творчеством. Так что же это такое – вувана? Говорим об этом с автором идеи, режиссером, актером, художником Вюсалом Рзасоем:

- Вувана - это маленький мир: вне времени и пространства. В нем люди живут не разумом, а душой и сердцем. В вуване нет языка, нет вербального общения. Здесь люди очищаются от мыслей и живут чувством любви, которое помогает переосмыслить самого себя, чтобы достичь высшей точки в развитии самосознания. Оно позволяет познать чувство высшей гармонии, сливаясь с окружающей природой и почувствовать себя деревом, водой, камнем, огнем и землей. Слыша и чувствуя мир, человек устанавливает связь со Вселенной, ощущает ее свет, связь с нею, осознает ее влияние на свою жизнь. Здесь человек, чувствуя себя частью Вселенной, живет в гармонии с самим собой. И она, Вселенная, помогает ему понять, что цель каждого, кто пришел в жизнь, – достичь и познать божественное состояние любви, которая дает возможность жить в гармонии и красоте.

Вот такой философско-изотерический взгляд на жизнь у актеров Театра пантомимы - нестандартный подход к переосмыслению собственной жизни и своего в ней предназначения. Художественный руководитель театра Бахтияр Ханизаде приветствует и творчески поощряет подобного рода поиски. Он вообще приветствует инициативу, исходящую от молодых, давая им возможность творческого и профессионального самоутверждения в практическом действии.

 

Мечта о «Вуване»

Когда Вюсал Рзасой пришел к нему с идеей «Вуваны», то худрук не стал ни отговаривать, ни запрещать, мотивируя отказ неопытностью начинающего актера. Наоборот: одобрил, поддержал, подбодрил. И тогда Вюсал вместе с заслуженной артисткой Наргилей Гарибовой стали «сочинять» спектакль, шаг за шагом насыщая действие сценическими символами и метафорами. Эта авторская работа на двоих позволила им быть в этой постановочной версии не только актерами и режиссерами в процессе разработок мизансцен и пластического рисунка в действии, но и художниками, музыкальными оформителями. Словом, исполнить все ролевые функции постановочной группы от либреттистов до художников по свету, что и позволяет утверждать о рождении авторского, во всех смыслах, спектакля.

«Вувана» - это мечта об идеальном мире, где гармония управляет красотой, рождающей чувство всеобъемлющей любви. Действие насыщено метафорами, позволяющими «считывать» авторскую мысль, следуя за ней от пролога к эпилогу.

 

Вначале было…

Не было ничего: ни красок, ни звуков мира. Темень. Мрак. Тишина. Потом появился звук ритмичного трения. Потом, в световом пятне небольшого диаметра, - Женщина, имеющая хрестоматийное сходство с Праматерью. Она вычищала пространство. Казалось: просто мыла пол. Однако не забудем, что это не бытовая история, а философская притча. А перед нами не просто она, моющая пол, а Она, создающая пространство для живительной энергии под названием Жизнь. (В китайской философии - энергия Ци). Ей придется много трудиться, чтобы живительная энергия воды заполнила мир звуками и красками, вернув древо жизни и Его: Мужчину, который вместе с ней будет создавать мир вуваны. Двое, которые призваны создавать (читай – рождать) энергию жизни, заполняющей пространство вуваны. Но у каждого своя вувана. Поэтому они не слышат мантры Вселенной. Им придется многое преодолеть, чтобы она стала общей: одной на двоих. И вселенная, и вувана. Только тогда они почувствуют себя песчинкой мироздания. Мужчина и Женщина. Два мира, два образа жизни, которые продиктованы их природными началами. Но есть что-то, что важнее и выше этих начал. Их дух. Их душа. В борьбе противоположностей они проходят путь, который позволяет понять: противостояние (любое) – это не продуктивный путь. Оно (противостояние) отнимает силы и разрушает. Единственно верный путь – это путь созидания. А он – в духовном совершенствовании, единственно ведущем к гармонии, красоте, любви. И когда они осознают это, их голоса сливаются с голосом Вселенной: совпав с ее вибрацией, Он и Она зазвучат в унисон с ней и достигнут гармонии.

 

О метафоре  

Некоторые критики берут на себя смелость утверждать, что времена метафорического театра в прошлом. Говорят, что сегодняшний театр – это театр формы. Иначе говоря – формалистский. Ну что ж … Может быть, и так. Эта тенденция не впервые за более чем 2 тысячи лет возвращается в структуру мирового театрального процесса. Она возвращается с определенной цикличностью. Как правило, такие «ломки» в театральном процессе происходят именно тогда, когда общество в поисках утраченных идеалов перестраивает себя морально, нравственно, духовно. Исчезает понятие героя. Вместо него возникает образ обаятельного антигероя. Он деструктивен по своей сути, у него свои – в отличие от общепринятой – мораль и правда. С неприкрытым цинизмом и обезоруживающей непосредственностью он берет себе то, что, как ему кажется, принадлежит ему по праву.

В театре Бахтияра Ханизаде таких героев нет. И таких спектаклей тоже. Здесь поиски духовности сопряжены с поиском выразительной художественной формы. Она - в сценической метафоре. Возможно, это обусловлено маленьким сценическим пространством комнатного театра. В таком пространстве просто необходимы приемы художественной метафоры! Здесь нет вербального общения между героями, но есть состояние чувств, мыслей, эмоций, которые выражены через внутреннее состояние, пластическую выразительность жеста и тела. Однако кажется, что дело не только в этом. Дело в концепции самого театра, который не стремится развлекать, увеселяя публику ради кассы, но развивает, воспитывает, заставляет сопоставлять и думать: кто ты? Зачем пришел в эту жизнь? Где твой путь?

 

Код метафоры

В спектакле таких закодированных посланий зрителю много. Возможно, не все они будут «считаны» и трактованы в том смысле, который вкладывают авторы «Вуваны». Но ведь у каждого есть право на собственные интерпретации! Главное остается главным: диалог состоялся, и он будет продолжаться между театром и зрителем во времени. А это говорит о том, что такой разговор сегодня крайне необходим.

 

Язык сценической метафоры

В начале спектакля Праматерь стоит у древа. Это сухое, лишенное жизни дерево. Она идет к источнику, берет из него воду и поливает сначала пространство вокруг дерева. Пространство, откликнувшись на живительную силу воды, рождает Мужчину. Потом Женщина поливает дерево. Оно, обновляясь, медленно возвращается к жизни. На нем появляются листья. Мужчина и Женщина получают от древа жизни энергию, и Вселенная откликается на это мантрой ОУМ. Но это слышим только мы. Ни Она, ни Он этого пока не слышат. Пока сакральные звуки Вселенной недоступны их пониманию, а потому не могут вывести их сознание на уровень сверхсознания. Как и все сакральное, мантра Вселенной требует просвещения. А значит, герои должны встать на путь познания.

Мужчине и Женщине предстоит непростой путь познания самих себя, мира вокруг и внутри себя. И тогда появится мировое дерево. Оно как будто прорастет из великого космоса, опустив на вувану свои чудесные кроны. В ветвях этих крон будет биться в поисках выхода Она – то ли Ева, то ли Лилит… А в стороне, спокойно наблюдая за этим, расположится Он, методично раскалывая орех за орехом, вынимая из скорлупы зерна и, поглощая их живительную энергию, как будто растворяя между ладоней рук. И это великое терпение Мужчины поможет им обоим найти «общее дыхание»: и друг с другом, и со Вселенной. И вот тогда случится главное: они услышат мантру Вселенной и «споют» ее вместе с ней. Путь к гармонии найден. Отныне они будут жить в идеальном мире любви и красоты.

А в завершение этой истории Он и Она окажутся парящими (именно такое ощущение возникает!) в космическом пространстве, среди звезд и созвездий. Что-то языческое чудится в парении белых камней-созвездий, отсвечивающих в черноте сценического пространства, астрологической (и не только!) экстраполяцией о 12 знаках Зодиака.

Цифра 12 олицетворяет космический разум и волю Всевышнего, символизирует божественный круг, который кружит Вселенную. Он и Она, достигнув совершенства, стали частью мировой души, о которой, помните, так много размышлял чеховский герой Костя Треплев из пьесы «Чайка».



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

433


Актуально