29 Марта 2024

Пятница, 11:07

ИГРА ПРЕСТОЛОВ

Кронпринц Саудовской Аравии расчищает себе путь

Автор:

15.11.2017

"У меня большая уверенность в короле Салмане и наследном принце Саудовской Аравии, они прекрасно знают, что делают. Некоторые из тех, с кем они жестко обошлись, "доили" страну годами!" - написал президент США Дональд Трамп в Twitter во время своего недавнего азиатского турне.

Чувствуются менторские нотки в словах американского президента, но и заметно спокойствие, с которым он говорит о масштабных репрессиях в отношении членов королевской семьи, ставших неожиданными не только для всего мира, но и для самих пострадавших. Это говорит о том, что Трамп, скорее всего, в общих чертах был заранее предупрежден о грядущих событиях, могущих в корне изменить политическое устройство страны, заложенное ее создателем, первым королем и основателем правящей династии Абдул-Азизом Аль Саудом.

 

Традиции королевской семьи

После смерти в 1954 году первого короля на трон могли претендовать и наследовать лишь его сыновья, которых у него было 45 (законных). Из них в настоящее время живы 9, а правит Салман Аль Сауд, которому в декабре будет 82 года. Самому младшему из братьев, Мукрину, сейчас 72 года. Однако проблема не только в их возрасте, но и в том, что у их отца было множество жен, что в дальнейшем послужило причиной создания внутрисемейных кланов по матерям. Вот между ними и происходит постоянная борьба за власть. Всего же королевская семья насчитывает где-то 25 тысяч человек, в том числе около семи тысяч принцев. 

Король Салман чувствует себя неважно, все понимают, что протянет он недолго, и вот кто будет после него - основная интрига дома саудовцев, зародившаяся буквально сразу после того, как 23 января 2015 года он сменил на троне своего единокровного брата Абдаллу (2005-2015). 

Дело в том, что правами наследного принца вслед за Салманом, вступившим на трон, стал обладать его брат Мукрин, чью маму звали Бараки. А это уже другой клан. Сводный брат побыл наследником недолго - всего три месяца. Уступил свое место он явно недобровольно единокровному племяннику Мухаммеду ибн Наифу, а значит, представителю своего клана. Потому не особо возражал. Однако сам принцип престолонаследия был уже изменен, многотысячная семья приняла новые порядки, и дальнейшее продвижение своего клана для короля Салмана было делом техники.

Следующим наследником за Мухаммедом ибн Наифом был назначен сын короля (один из тринадцати его детей) 29-летний Мухаммед ибн Салман. Несмотря на свою молодость, он пользуется полным расположением своего отца и с первых же дней фактически управляет внутренней и внешней политикой Саудовской Аравии в ранге заместителя премьер-министра, министра обороны, главы королевского суда и председателя Совета по экономическим вопросам и развитию страны. 

Надо сказать, что молодой принц провозгласил поистине революционные преобразования в стране, начиная от отхода от принципов ваххабизма и до перевода экономики на рыночные рельсы с приоритетным развитием ненефтяного сектора. 

Он пообещал возврат "к стране умеренного ислама, которая открыта для всех религий, традиций и людей со всего мира". Наиболее яркие его шаги - упразднение полиции нравов, с бесконтрольным правом задержания и ареста людей, нарушавших, по ее мнению, нормы шариата, а также активное вовлечение женщин в политику и экономику и предоставление им таких прав, как разрешение на вождение автомобиля, посещение вместе с мужчинами кинотеатров, ресторанов, спортивных состязаний и др.

Однако все эти планы, равно как и нынешние безграничные возможности их исполнения, имеют один существенный изъян - они зависят от самочувствия престарелого монарха. Для устранения последнего препятствия в июне этого года был совершен, в принципе, настоящий переворот - Мухаммеду ибн Наифу вежливо "предложили" передать права на престол своему брату - Мухаммеду ибн Салману. Тому, видно, ничего не оставалось, как согласиться. 

Таким образом, в Саудовской Аравии было положено начало принципам классической монархии с передачей власти от отца к сыну. Вероятно, такое завершение традиции, заложенной основателем страны, больше отвечает интересам государства, нежели предполагавшийся переход трона от внука к внуку первого правителя. Ведь при сотнях претендентов на власть нельзя было бы исключить вероятность раздробления страны на мелкие княжества. Все это верно, но огромное 25-тысячное королевское семейство в одночасье лишилось доступа к трону, и такая перспектива многим, конечно же, не понравилась. А ведь в истории семьи были и случаи, когда правителя свергали насильственно. Уже второй король Сауд (1953-1964) был смещен в результате переворота, а пришедший ему на смену Фейсал (1964-1975) застрелен своим племянником. 

Осенью прошлого года в соцсетях получили распространение публикации, приписываемые кому-то из принцев, в которых выражалось недовольство новым курсом страны и содержались призывы к свержению короля. В августе этого года на Мухаммеда ибн Салмана было совершено покушение. Он не пострадал, а принц, организатор покушения, арестован.

С серьезным сопротивлением и саботажем со стороны многочисленных родственников сталкивается кронпринц и при проведении многих реформ, в частности пытаясь сократить бюрократический аппарат.

 

Реформатор

Весной 2016 года правительство приняло программу социально-экономических реформ "Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030", призванную покончить с зависимостью от нефти и построить "диверсифицированную" и "наукоемкую экономику". Разработала ее американская консалтинговая компания McKinsey, выполнившая, кстати, такую же работу для всех стран Персидского залива. Она же подготовила и для Азербайджана "дорожную карту" развития экономики до 2025 года и на последующие годы.

Основная задача реформ - устранение зависимости страны от нефтяных доходов за счет развития других отраслей промышленности - автомобильной, сталелитейной, алюминиевой, фармацевтической, туристической и т.п. McKinsey обещает, что при удачном развитии событий объем ВВП страны может увеличиться вдвое - с нынешних $800 млрд. до $1,6 трлн., что позволит Саудовской Аравии переместиться с 25-го места в первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик мира. Для этих целей Инвестиционный фонд (сократившийся с 2014-го по август 2017 года с $730 до $487 млрд.) планируется увеличить до $2 трлн., в основном за счет продажи 5% нефтяного гиганта Aramco, а также приватизации государственных активов. В таком случае он станет крупнейшим фондом в мире, превзойдя самые крупные - норвежский с активом стоимостью $885 млрд. и Абу-Даби - $800 млрд.

 

Ястреб

Если во внутренней политике Мухаммед ибн Салман считается реформатором, то во внешней за свою агрессивность и бескомпромиссность слывет ястребом. 

Причем особых успехов на этом поприще он пока не добился. До сих пор безрезультатно тянется изнурительная военная кампания в соседнем Йемене, инициатором которой он выступил в марте 2015 года. Сворачивается поддержка антиасадовских сил в Сирии. Экономическая блокада Катара, начатая им в июне, ни к каким результатам не привела. 

Все эти действия продиктованы настойчивым желанием кронпринца продолжать конфронтацию с Ираном. Летом он заявил о том, что в планах Тегерана вторгнуться на территорию Саудовской Аравии, а буквально на днях было объявлено, что "Хезболла" (читай Иран), контролирующая Ливан, объявила войну Эр-Риаду.

 

Чистка

Слухи о скорой отставке короля, видимо, обоснованы, так как вскоре после назначения Мухаммеда ибн Салмана прямым наследником началась подготовка к бесконфликтной процедуре передачи власти.

Первые крупномасштабные аресты оппозиции были проведены в сентябре, когда взяли под стражу известных священнослужителей и богословов.

Массовые аресты продолжились и в ноябре. В рамках, как было объявлено, борьбы с коррупцией и злоупотреблением служебным положением были арестованы сотни человек, среди которых члены королевской семьи, министры и другие высокопоставленные чиновники, крупные предприниматели, военные. Их банковские счета заморожены. 

Не обошлось и без смертей. Один принц разбился на вертолете у границы с Йеменом, другой был застрелен, когда его охрана пыталась оказать сопротивление при задержании.

Буквально за несколько часов до первых арестов был обнародован королевский указ о создании Высшего комитета по борьбе с коррупцией, который ожидаемо возглавил наследный принц. Комитет вправе расследовать, арестовывать, запрещать поездки, замораживать счета, отслеживать средства и активы лиц, участвующих в коррупционных схемах. 

 По данным The Wall Street Journal, в ходе этих арестов власти планируют конфисковать до $800 млрд. Эти действия, по-видимому, должны решить сразу две задачи - уменьшить финансовые возможности оппонентов, а также пополнить Инвестиционный фонд, призванный финансировать экономические и социальные реформы.

Чтобы ограничить себя и будущих правителей в возможностях принимать волюнтаристские решения, король Абдалла создал в 2006 году так называемый Совет верности, куда входят сыновья основателя династии или их наследники. При принятии того или иного решения он считал своим долгом сперва словом убедить членов совета, куда фактически входят все кланы семьи. Часто вынужден был идти на компромиссы ради сохранения единства.

Король Салман, но в большей степени его сын нарушили эту традицию. Мухаммед ибн Салман стремится к единоличной власти. А потому он не только продолжит расчищать себе путь к престолу, но и, взойдя на него, не потерпит инакомыслия и возражений.

Точно так же он ведет себя и во внешней политике, пытаясь всеми силами утвердить Саудовскую Аравию в качестве региональной державы. А потому впереди у Ближнего Востока новые испытания.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

433


Актуально