20 Апреля 2024

Суббота, 19:45

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЕВРОПЫ?

В 2018 году Старый Свет ждут новые испытания на прочность

Автор:

01.01.2018

Участники состоявшегося на днях в Праге съезда лидеров правых антимигрантских партий и членов фракции Европарламента "Европа наций и свобод" (ENF), выражающей интересы крайне правых политических организаций, решили покончить с Евросоюзом изнутри. На встрече царила общая уверенность в победе партий националистического толка на предстоящих весной-летом 2018 года выборах в Европарламент.

"У Евросоюза заканчивается дыхание, - заявила лидер французского "Национального фронта" Марин Ле Пен. - Есть надежда, что эту неправильную организацию мы свергнем изнутри. Мы должны действовать, как действует завоеватель".

Организатор встречи, главный чешский националист японского происхождения Томио Окамура, считает, что нынешний Евросоюз представляет собой "тоталитарное государство" и будущее Евросоюза - в экономической и политической децентрализации. Он также предостерег от опасности "мусульманской колонизации Европы".

Вместо Евросоюза правые предлагают создать Унию европейских народов - "добровольное сотрудничество стран, основанное на уважении и их политических и экономических интересах", но с национальными валютами и контролем над своей государственной границей.

Прага выбрана местом проведения съезда не случайно. Чехия, наряду с некоторыми другими странами Восточной Европы, выступает против квот на прием беженцев и в целом противится процессам, направленным на тесную интеграцию в составе ЕС. Ультраправая партия "Свобода и прямая демократия", возглавляемая Томио Окамурой, на парламентских выборах в октябре получила около 10% голосов. Причем ее поддержал президент страны Милош Земан. А правительство возглавил активный противник ЕС, миллиардер Андрей Бабиш, лидер партии "Акция недовольных граждан", которая получила большинство в парламенте.

Ультраправым сопутствовал успех на выборах в Австрии, где в состав правительства вошла Австрийская партия свободы (АПС), лидеры которой призывают к роспуску Евросоюза, а также во Франции, Нидерландах, Финляндии, Дании, Австрии и Германии.

После того как канцлер Германии Ангела Меркель в 2015 году открыла границы Европы для беженцев из Африки и Ближнего Востока, правые популистские партии, сыгравшие на страхе европейцев перед мигрантами, стали стремительно набирать сторонников. "Историческое испытание для Европы на прочность" оказалось непосильным даже для автора этой инициативы. Ради сохранения коалиции с ХСС Меркель в этом году пошла на компромисс, ограничив въезд в Германию беженцев до 200 тыс. человек в год. Для сравнения, в 2015 году ФРГ приютила почти 1,1 млн. беженцев.

Референдум по Brexit придал, казалось, сил евроскептикам, однако тяжелые переговоры и зародившиеся в Великобритании сомнения в правильности выбранного пути заметно остудили их пыл.

Более того, процесс "развода" с Великобританией вкупе с избранием Дональда Трампа президентом США и усиливающейся экономической мощью Китая возродил с новой силой интеграционные настроения в Европе. 

 

От Мадзини и Гюго до Ширака и Фишера

В середине XIX века, в ходе национально-освободительной борьбы народов Европы, стали зарождаться идеи равноправного и добровольного объединения стран континента. Самым ярким представителем этого движения был итальянский писатель и революционер Джузеппе Мадзини, считавший, что европейские народы должны и могут жить в равенстве и братстве внутри естественных границ. В 1846 году он создал "Интернациональный союз народов" и выдвинул идею об образовании Соединенных Штатов Европы (СШЕ). Широкую известность эта идея получила благодаря французскому писателю Виктору Гюго, который озвучил ее на Парижском конгрессе европейских пацифистов в 1849 году. После подавления Османской империей сербского восстания в 1876 году Гюго стал настаивать на том, что Европа нуждается в "европейской национальности, объединенном правлении, великом братском арбитраже - демократии в условиях мира с самой собой".

В последующем эта идея нашла своих сторонников во многих странах Европы, что вылилось в формирование многочисленных политических союзов, ратовавших за межгосударственное сотрудничество и европейскую интеграцию.

Две мировые войны XX века не ослабили этого желания, примером чему может служить история формирования Европейского союза.

В начале XXI века с идеей реформирования ЕС в СШЕ выступили министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер и президент Франции Жак Ширак. "Европа отечеств", по их мнению, - это та форма федерации, при которой народы континента для лучшей защиты своих прав уступают в пользу федеративных органов такие части своего государственного суверенитета, как оборона, внешняя политика, безопасность, коммуникации, экономика, и ряд других. В то же время национальная идентичность - отечество, язык, культура, обычаи будут сохранены.

 

Не все готовы к трудностям

Последовавшее за этим десятилетие экономических и политических кризисов поставило ЕС перед фактом выживания. Раздавались даже предположения, что у Союза нет будущего. И хотя в марте 2007 года в честь празднования 50-летнего юбилея Евросоюза на саммите в Берлине в декларации было торжественно записано: "Мы, граждане Европейского союза, к счастью, едины", разногласия среди членов ЕС не позволяли относиться к этому заявлению всерьез.

К примеру, в декабре 2007 года 28 стран подписали Лиссабонский договор, что-то вроде облегченной версии Конституции ЕС от 2004 года, которая так и не вступила в силу, потому что не все страны ее ратифицировали. Договор позволял внести необходимые изменения в соглашение от 1992 года и провести давно назревшие реформы системы управления Евросоюза.

С резким расширением ЕС, в том числе за счет стран Восточной Европы, возникла ситуация, при которой экономически слаборазвитые страны стали тормозить развитие Евросоюза. Появилась идея "Европы двух скоростей", то есть различных темпов развития и интеграции. Такая возможность уже была заложена в Лиссабонском договоре. Весной же этого года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер озвучил ее в "Белой книге" ЕС.

Германия поддержала эту идею. "Нам необходимо мужество для того, чтобы ряд стран двигался вперед в условиях, когда не все готовы преодолевать совместные трудности", - заявила Ангела Меркель при обсуждении "Белой книги" на весеннем саммите в честь 60-летнего юбилея ЕС.

Против этого ожидаемо выступили страны восточного блока. Своевременная помощь Меркель в ее стремлении усилить позиции Евросоюза пришла из страны, с которой у Германии последние лет 10 были непростые отношения.

Во Франции, второй по величине экономике Европы (с уходом Великобритании), президентские выборы летом этого года выиграл Эммануэль Макрон, пообещавший избирателям помимо реформ в стране еще и углубление сотрудничества в рамках ЕС и еврозоны.

Первый свой официальный визит в ранге президента Франции Макрон совершил в Берлин, подчеркивая этим ключевую роль двух стран в современной Европе. "Мы договорились с канцлером Меркель о создании поэтапного плана будущего Европы, для того чтобы сделать еврозону сильнее", - заявил Макрон по итогам встречи. 

Но молодой амбициозный политик не ограничивается ролью пассивного союзника Германии. Наоборот, за неполные полгода со дня избрания он выдвинул множество собственных идей по усилению ЕС - от учреждения общего бюджета, в том числе военного, принятия мер по защите европейской экономики до формирования единой военной доктрины, что фактически означает конкуренцию НАТО.

Многие его предложения получают положительный отклик у Меркель, всецело поглощенной сейчас решением внутригосударственных проблем после неудачных переговоров по созданию коалиционного правительства.

 

Шульц всех удивил

Неожиданный сюрприз преподнес лидер Социал-демократической партии Германии Мартин Шульц, которого Меркель и президент Франк-Вальтер Штайнмайер уговорили сесть за стол переговоров. В декабре, вынося на одобрение съезда своей партии предложение, сделанное ему со стороны Меркель, лидер СДПГ одним из условий возможного правительственного альянса выдвинул требование о… преобразовании Евросоюза в Соединенные Штаты Европы!

Шульц, возглавлявший Европарламент в течение пяти лет до января прошлого года, защиту Европы от распространяющихся ультраправых настроений видит в принятии общей Конституции. А те страны, которые откажутся ее ратифицировать, должны будут автоматически покинуть Евросоюз.

"Если мы не изменим курс, если мы не будем укреплять Европу практическими и совершенно конкретными делами, то эти силы возьмут верх", - заявил лидер СДПГ. Причем завершить процесс создания СШЕ Шульц предлагает к 2025 году - к тому времени исполнится 100 лет, как эту идею взяли на вооружение немецкие социал-демократы.

Противники этой идеи в Европарламенте, пишет BBC, настаивают на том, что европейский проект - это командный проект, а не способ борьбы с несогласными. Поэтому радикальные требования Шульца вряд ли уместны сейчас, когда Евросоюз и так шатает от внутренних проблем между странами. К тому же есть и побочные эффекты - в Британии эти заявления усилят позиции сторонников Brexit, которые могут напомнить о том, что именно от такой европейской централизации Британия и пытается бежать.

В 2017 году произошло знаковое событие. По всей Европе стали зарождаться общественные движения в поддержку единой Европы. "Пульс Европы", Stand up for Eu-rope, "движение за демократию в Европе-2025" и другие массовые общеевропейские гражданские инициативы призваны объединить проевропейские силы в стремлении к большей интеграции. 

Съезд ультраправых в Праге проходил на фоне многотысячных демонстраций протеста в этом городе. Правые радикалы объединяются, но и сторонники единой Европы расширяют свои ряды. В 2018 году ее ждут новые испытания на прочность.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

406


Актуально