28 Марта 2024

Четверг, 18:21

УДАРЫ НИЖЕ ПОЯСА

Тема секса все чаще становится частью большой политики

Автор:

15.01.2018

Осенью прошлого года западный мир захлестнула волна разоблачений, связанных с сексуальными домогательствами. Голливудские актеры, политики, журналисты после обвинений в харассменте стремительно лишались репутации, работы, общественного признания, друзей. Часто речь шла об инцидентах десятилетней и даже большей давности, жертвы не предоставляли никаких доказательств, кроме своих воспоминаний, но процесс, который идет не в зале суда, а на страницах СМИ и соцсетей, уже ничем не остановить. Остается только наблюдать, попутно пытаясь понять, что происходит? Это современное общество достигло таких высот открытости и моральности? Или же мы являемся зрителями очередного политического шоу?   

 

Все началось с Голливуда

Ряд (со временем их стало примерно 80) голливудских актрис обвинили в приставаниях известного американского продюсера Харви Ванштейна. Среди жертв оказались Кара Делевинь, Гвинет Пелтроу, Эшли Джад, Ева Грин, Леа Сейду и Анджелина Джоли. В результате Ванштейна уволили из основанной им же киностудии Weinstein Co и пожизненно исключили из рядов Американской телевизионной академии. Спустя некоторое время скандал разгорелся вокруг другой звезды - Кевина Спейси. Первым решился на правду актер Энтони Рэпп, вспомнив историю о том, что в 14-летнем возрасте на одной из вечеринок его пытался соблазнить пьяный Спейси. Актер извинился и срочно признался в том, что он гей, но тут уже даже каминг-аут не помог. Лавиной последовали рассказы других людей о том, как он их грязно домогался. В результате Спейси выгнали из сериала "Карточный домик" и других картин, лишили "Эмми", даже представители ЛГБТ-сообщества осудили его, заявив, что "сексуальная ориентация не имеет никакого отношения к тем серьезным обвинениям, которые прозвучали в его адрес", и что вообще он, может быть, "отбросил права геев на 50 лет назад". 

Дальше - больше: в сексуальных домогательствах, также иногда сопряженных с педофилией, обвинили актеров Дастина Хоффмана и Стивена Сигала, режиссеров Бретта Рэтнера, Романа Полански, Джеймса Тобэка, Ларса фон Триера, Оливера Стоуна, певицу Мэрайю Кэри.  

Затем в расход пошли журналисты, фотографы и политики - топ-менеджер Amazon Studios Рой Прайс, ведущий телеканала PBS 75-летний Чарли Роуз, известный журналист Марк Галперин (MSNBC, NBC News), фокусник и иллюзионист Дэвид Блейн, стендап-комик Луи Си Кей, фотограф Терри Ричардсон. 

Не остались в стороне и политики. Американская актриса Хезер Линд обвинила бывшего президента США Джорджа Буша-старшего, рассказав, что четыре года назад прикованный к инвалидной коляске политик во время совместного фото "потрогал ее сзади и рассказал грязную шутку". В черном списке также оказались сенатор от Миннесоты Эл Франкен, активист Джесси Джексон, кандидат в Сенат от Республиканской партии Рой Мур. Как оказалось, далеко не все ладно не только в США, но и в Европе. Бывшая помощница одного из депутатов французского парламента Марин Тонделье поведала о существовании негласного списка тех сотрудников аппарата и депутатов, которые имеют склонность к сексуальным домогательствам. О сексистских приставаниях со стороны ведущих политиков ЕС заявили министры шведского правительства Маргот Вальстрем и Аса Регнер. В Европарламенте эта тема выносится на специальное заседание, создается спецкомиссия по расследованию. По требованию студентов в университете Science Po Lille была отменена встреча с депутатом Жаном Лассалем, также уличенным в домогательстве. Осенью прошлого года подал в отставку из-за обвинений в харассменте министр обороны Великобритании Майкл Фаллон, а бывший министр Уэльса Карл Сэрджент, обвиненный в "неподобающем поведении", и вовсе покончил с собой…

 

Больше, чем домогательство

На Западе с академической серьезностью заговорили о сексуальном домогательстве (sexual harassment) примерно в 70-х годах прошлого века на волне сексуальной революции и феминизма. Harassment в западной культуре включает в себя намного больше, чем русское понятие "домогательство", и поэтому харассмент уже обосновывается в русском как отдельное слово. Если коротко, то это целый набор действий - от мимики и свиста до жестов и слов, а также психологическое давление, шантаж, преследование. На Западе, и особенно в США, разбирательства в харассменте весьма прибыльное дело, на котором кормятся тысячи юристов, психологов и прочих специалистов. Нынешнее внимание к данному явлению, думается, еще больше расширит "зону охвата" и возможный контекст. Например, западные СМИ уже вовсю "разжевывают" своим читателям образ идеального сексуального домогателя. Вот, к примеру, что пишет Project Syndicate: "Ученые из США и Израиля считают, что существуют определенные черты личности, так называемая "черная триада" (нарциссизм, психопатия и макиавеллизм), которые чаще оказываются характерны для людей, склонных к сексуальным домогательствам". Не таким уж редким становится такое то ли состояние, то ли заболевание (то ли физическое, то ли психическое), как "сексуальная зависимость". Как раз от нее Спейси и Ванштейна сослали лечиться в какую-то аризонскую клинику. С другой стороны, делается немалый акцент на психологическое состояние жертв харассмента, отмечается, что почти все они после приставаний испытывали сильнейший психологический стресс. Причем до такой степени, что иногда, как призналась одна актриса, даже приходилось спать "в военном шлеме и пуленепробиваемом жилете". Или вот режиссер Тони Монтана, которого "схватил за промежность" Кевин Спейси, пожаловался, что после этого "в течение полугода страдал от посттравматического стрессового расстройства и посещал психолога". 

Власть и секс вечно идут рука об руку по страницам истории, и это, действительно, отвратительно, когда мужчина или женщина, пользуясь своим положением в обществе, унижает и принуждает других людей. Разоблачение таких негодяев, безусловно, дело нужное, смелое и даже благородное. Американские эксперты отмечают, что, по сути, сейчас происходит формирование системы устрашения и сдерживания для потенциальных насильников, а изменения, происходящие в обществе, войдут в историю. Однако нельзя не заметить, что конкретно в разоблачениях очень много странностей и непонятных моментов.  

Например, почему особый акцент делается именно на сексуальные домогательства, ведь унижать человеческое достоинство можно по-разному? Ведь у тех же богатых и знаменитых из Голливуда наверняка есть армия служанок и нянь откуда-нибудь из Филиппин, которые, если кто-то захочет их выслушать, наверняка расскажут, что чувствуют себя более ущемленными и униженными, чем схваченная за коленку Анджелина Джоли или телохранитель Мэрайи Кэри, которого покоробил вид певицы в неглиже. Или почему не было и нет такой же череды низвержений с карьерных высот священников, обвиняемых в сексуальном насилии в отношении малолетних (так называемый Vatileaks)? Чисто с логической точки зрения странными кажутся жалобы на домогательства со стороны моделей (да и многих актрис), хотя они зарабатывают не только на сценическом таланте, но и на фактической продаже образов своего тела и на сексуальном желании. Не совсем понятно, почему все свалено в одну кучу - приставание к ребенку и к здоровому мужчине, непристойные действия и непристойные взгляды. По поводу взглядов вопрос вообще очень спорный: ведь может же быть, что просто жертве показалось, а может, жертва просто размечталась? В конце концов, где пресловутая западная презумпция невиновности? Не душещипательные рассказы, а юридические доказательства обвинений, улики, свидетельства? Не подозрительно ли, что среди всех обвинений в домогательствах нет ни одного в изнасиловании? Потому что обвинение в изнасиловании - это серьезное уголовное преступление (за которое можно получить и контробвинение в клевете), а все остальное - просто слова, хоть и, как показали последние события, могущие низвергать с голливудского и политического Олимпа и начисто растаптывать репутацию. Не менее странно, что почти никто из домогателей не оспаривает заявления жертв, наоборот, как по команде, кротко извиняются даже за то, что совершенно не помнят. 

Но что действительно бросается в глаза, так это то, что многие мейнстримовые СМИ просто игнорируют эти вполне логичные вопросы. Например, что делал 14-летний мальчик на вечеринке со взрослыми пьяными актерами? Почему актриса Хезер Линд не могла убежать от прикованного к инвалидному креслу Буша? Неужели ни у одной из 80 женщин не хватило духа дать отпор Ванштейну или хотя бы позвать на помощь своего мужа/партнера? Оттаскал же Жерар Депардье этого самого продюсера за волосы (правда, не из-за харассмента, а из-за денег, но тут важен сам факт), и ничего, вроде жив и здоров. Эти вопросы ведь тоже часть истории, поскольку именно они создают недостающий контекст. 

 

Трамп или Трампа?

Вместе с тем, если подумать о происходящем не как о спонтанном процессе продвинутого свободного общества, а как о части политической игры, многие вопросы попросту отпадают, а непонятные моменты проясняются. Тема секса вообще все чаще становится частью большой политики. Например, если раньше толерантность общества измерялась отношением к гомосексуалистам, то теперь геями в политике, искусстве и шоу-бизнесе никого не удивишь. На подходе новый тренд - трансгендеры, третий пол. Политик-трансгендер - это пока действительно свежо и ново. Сейчас активно пересматриваются гендерные роли, гендерные стереотипы, так что многие предрекают массовое появление в недалеком будущем гендерно нейтральных людей. И значит, что за них пойдет борьба как за избирателей. А вот если для обвинений в харассменте не требуется никаких доказательств, а последствия этих обвинений очень серьезные, это делает их просто идеальным инструментом сведения личных и политических счетов. 

На этом фоне версия о том, что превращение харассмента в политическое оружие необходимо для сведения счетов с Трампом, вовсе не кажется безосновательной. Если кто забыл, то еще во время кампании 2016 года Трампа обвиняли в сексуальном домогательстве в отношении 16 разных женщин. Тогда же вспомнили и слова Трампа: "Если ты звезда, женщины тебе все позволят", которые можно прямо соотнести с нынешними разоблачениями на этой почве. Так, во время показа шоу Saturday Night Live актер Алек Болдуин и комик Ларри Дэвид изобразили президента США и бывшего главу его избирательного штаба Пола Манафорта вместе в душе. Они там беседуют, чтобы избежать прослушки, и в какой-то момент касаются скандала вокруг Ванштейна. "Какой идиот этот Харви Ванштейн. Он мог бы избежать всего этого, если бы избрался в президенты", - отмечает Трамп в исполнении Болдуина. И больше уже даже не нужно ничего добавлять. 

Но как же тогда быть с тем, что среди обвиненных в харассменте много ярых противников Трампа? Неужели они пошли в расход в качестве отвлекающего маневра? Например, Кевин Спейси, который, как и многие голливудские звезды, не скрывал своей ненависти к Трампу. Актер, несколько лет изображающий на экране конгрессмена, а потом и президента, который мало чем гнушается, всех использует и приводит женщин к карьерным верхам как раз-таки через секс, вообще тогда выглядит эдакой сакральной жертвой. На этом фоне интересно, что Спейси годами скрывал свою сексуальность и решил выступить с каминг-аутом именно после обвинений в харассменте к несовершеннолетним. Некоторые усмотрели в этом его попытку увязать гомосексуализм с педофилией, потому что есть такое негласное мнение, что на геев-педофилов общество смотрит более снисходительно (примерно так же, как и на священников-педофилов). Было ли это отчаянной попыткой Спейси спастись в тот момент, когда подставили свои же?

С другой стороны, если уж рассматривать политическую версию всерьез, можно предположить, что сторонники Трампа, предугадав слабые места президента, сами решили инициировать кампанию с харассмент-разоблачениями. Кстати, похожий момент есть в самых первых сериях "Карточного домика", когда персонаж Спейси Фрэнк Андервуд начинает губернаторскую кампанию порочного конгрессмена Питера Руссо. Было бы забавно, если бы команда Трампа воспользовалась "Карточным домиком" как справочным пособием. На такие моменты наталкивает один лишь факт. Еще в 2016 году Fox News писал, что Билл Клинтон много раз пользовался частным самолетом миллиардера Джеффри Эпштейна, осужденного за сексуальные домогательства к несовершеннолетней приемной дочери. На предоставленном Эпштейном самолете Клинтон и другие американские политики совершали увеселительные поездки на его частный тропический остров под очень красноречивым названием "Лолита Экспресс". Среди гостей Эпштейна, кстати, очень часто были Кевин Спейси (и по совместительству друг Клинтонов), Ванштейн…

Скорее всего что случилось на самом деле осенью 2017 года в Голливуде и Вашингтоне, мы никогда не узнаем. Те, кто должен был что-то услышать, наверняка услышали. Ну а Спейси с Ванштейном остается только посочувствовать.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

393


Актуально