29 Марта 2024

Пятница, 10:35

ПРАВИТЕЛЬСТВО В РЕЖИМЕ И.О.

Германия переживает кризис власти, но эпоха Меркель еще не закончилась

Автор:

15.01.2018

Неприятности у Ангелы Меркель начались после парламентских выборов в сентябре, когда возглавляемый ею альянс ХДС/ХСС набрал наименьшее число голосов за всю свою историю (с 1949 года). Рассчитывать на продолжение сотрудничества с социал-демократами (СДПГ) не приходилось, так как их лидер Мартин Шульц после объявления неутешительных результатов голосования сразу объявил об уходе в оппозицию. 

Третьей по числу мандатов оказалась ультраправая партия Альтернатива для Германии (АдГ), но о сотрудничестве с ней никто даже не помышляет из-за одиозности как самих лидеров партии, так и идей, которые они проповедуют. 

В итоге начались сложные и, как оказалось, бесперспективные переговоры с двумя другими партиями - свободными демократами (СвДП), бывшими партнерами ХДС/ХСС по коалиционному правительству 2009-2013 годов, и экологической партией "Союз 90/Зеленые". 

Спустя полтора месяца неожиданно для всех лидер СвДП Кристиан Линднер сообщил о том, что партия прекращает переговоры, так как среди их участников нет элементарного доверия. "Лучше не управлять страной, чем управлять неправильно", - заявил Линднер, отметив, что "после недель переговоров мы имеем перед собой список неисчислимых противоречий, открытых вопросов и конфликтов целей".

После такого поворота событий у Меркель были три варианта: сформировать правительство меньшинства, не вступая ни с кем в коалицию, или же совместно с Зелеными, с которыми во время переговоров сложились хорошие отношения. Такая ситуация могла бы значительно затруднить принятие решений, для которых необходимо одобрение парламента; пройти через процедуру роспуска Бундестага и объявления внеочередных выборов. Однако опросы общественного мнения показывают, что расклад сил сильно бы не изменился, а, значит, проблемы остались бы те же; ну и последний вариант предполагал сохранение "большой" коалиции с социал-демократами. Но как быть при этом с решением Шульца уйти в оппозицию?

 У этого решения несколько причин. СДПГ столкнулась с той же проблемой, что и блок ХДС/ХСС, - интерес к ней избирателей был самым низким за всю послевоенную историю. Лидеры партии связывают это с тем, что СДПГ долгое время находится на правах младшего партнера в коалиционном правительстве с блоком правоцентристских политических партий (при Меркель в 2005-2009 годах и с 2013 года по настоящее время). Находясь в оппозиции, конструктивная критика правительства, по их мнению, поможет партии вернуть доверие сограждан. Кроме того, ведущая оппозиционная партия имеет серьезные рычаги влияния на исполнительную власть - она получает возможность назначать руководителей ряда ключевых парламентских комитетов, в том числе по бюджету, инициировать законопроекты, а также при дебатах ей предоставлено право первого слова после правительства. Все эти преимущества, если СДПГ вновь согласится на коалицию с ХДС/ХСС, перейдут к ультраправой АдГ, чего никто не желает.

 

А соглашаться пришлось

За дело взялся президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, до избрания, кстати, социал-демократ. По конституции у президента страны скорее представительские, церемониальные функции. Фактически страной управляет правительство во главе с канцлером. Но в исключительных случаях, таких как нынешний правительственный кризис, его слово решающее. 

Штайнмайер провел отдельные переговоры с каждым из лидеров трех партий - СДПГ, ХСС и ХДС, а затем назначил на 30 ноября общую встречу. По итогам всех этих переговоров стало ясно, что Мартина Шульца удалось убедить в необходимости попытаться вновь сформировать коалиционное правительство с блоком, возглавляемым Ангелой Меркель. Но твердых гарантий председатель СДПГ дать не мог, так как буквально через неделю после встречи с президентом должен был состояться съезд партии. Как развернутся там события, никто предугадать не мог. Ведь, по большому счету, Шульц не оправдал доверия однопартийцев, избравших его своим лидером в марте этого года в надежде, что он сможет привести их к победе на сентябрьских парламентских выборах. 

Однако ничего экстраординарного не произошло. Съезд, прошедший 7-9 декабря, переизбрал Мартина Шульца на посту председателя партии. А вот по поводу переговоров разгорелись серьезные дебаты. Противники их проведения настаивали на том, что политическая платформа партий сильно отличается, что сотрудничество с ХДС/ХСС заметно укрепляет позиции правого крыла СДПГ, а представители молодежного крыла партии шутили, что у них уже есть "мама", намекая на прозвище канцлера "мама Меркель".

И все же участники съезда согласились с Шульцем, что "мы не должны управлять любой ценой, но мы также не можем отказаться от управления любой ценой"! Мандат на переговоры был выдан, правда, с оговоркой, что они не привязаны к положительному результату.

Для начала должны будут состояться консультации с Меркель об условиях сотрудничества. Затем в январе, в случае их успешности, на внеочередном съезде партии будет принято решение о проведении самих коалиционных переговоров.

Таким образом, если все сложится успешно, Меркель получит возможность формировать новое правительство не ранее весны следующего года. Это не значит, конечно, что страна все это время, с сентября месяца, будет без исполнительного органа. Прошлый состав правительства в ранге исполняющих обязанности функционирует. Причем в коалиции все с той же СДПГ. Правда, проблема в том, что канцлер не имеет права до формирования нового кабинета перемещать кого-то с одной должности на другую или назначать новых людей. Поэтому в случае убывания кого-то его функции передаются другим министрам. Вот и получается ситуация, при которой, к примеру, министр сельского хозяйства, представитель партии ХСС Кристиан Шмидт временно получил в управление министерство транспорта. И не потому, что он прекрасный менеджер, а лишь затем, что другие его коллеги уже сильно перегружены.

О его экстравагантных выходках, кстати, ходят легенды. Так, пару лет назад в ответ на российское эмбарго на яблоки из Германии он на пресс-конференции перед объективами камер демонстративно съел яблоко и процитировал известную поговорку, слегка перефразировав ее: An apple a day keeps the Putin away ("По яблоку в день, и Путин нам нипочем"). Или же другой случай, когда он огорчил всех вегетарианцев тем, что пытался запретить называть "колбасой" или "сосисками" продукты питания, не содержащие мясо. 

Однако все это пустяки по сравнению со скандалом, вызванным его распоряжением немецкой делегации в Еврокомиссии: проголосовать за продление применения на пять лет в странах ЕС гербицида глифосата, содержащего, возможно, большую дозу канцерогенных веществ. Дело в том, что против использования этого вещества выступает его коллега - министр по охране окружающей среды Барбара Хендрикс. 

В таких случаях положено воздерживаться при голосовании. А получилось, что один министр проигнорировал мнение другого. Вся сложность ситуации в том, что Хендрикс - член СДПГ и произошло это, когда с ее партийным боссом велись нелегкие переговоры о продолжении сотрудничества. В окружении Шульца, конечно же, нашлись те, кто пытался преподнести это как яркий пример грубого игнорирования мнения СДПГ со стороны Меркель.

Скандал этот, конечно же, изрядно подпортил нервы и.о. канцлера, но показательно уволить нерадивого министра она не могла. Так что Кристиан Шмидт отделался строгим выговором.

Ко всему прочему в последнее время не совсем гладко у Меркель складываются отношения с напарником по блоку, партией Христианско-социальный союз (ХСС). Разногласия связаны с ее миграционной политикой. Только удалось сгладить конфликт, как новая напасть - ее давний партнер, лидер ХСС Хорст Зеехофер, теряющий поддержку в партии, в первом квартале 2018 года решил уйти с поста премьер-министра Баварии. А его противники настаивают и на отставке как главы партии. В вину же ему ставят плохие результаты на сентябрьских парламентских выборах.

И все же, как говорят немецкие журналисты, хоть в Германии и кризис, но эпоха Меркель еще не закончилась. Ее личный рейтинг значительно выше партийного и равен 54%. Намерение о возобновлении переговоров с СДПГ поддерживают 61% избирателей. За создание правительства с СДПГ выступает и Немецкое объединение профсоюзов. Вера в то, что "мама Меркель", как всегда, найдет выход из положения, еще сильна. "Один из наших брендов - это стабильность Made in Germany", - уверен глава администрации канцлера Петер Альтмайер.

 

Мир замер в ожидании

Тем временем, пока внутри Германии происходят сложные политические процессы, из-за которых Меркель пропустила саммит ЕС в Гетеборге, за ее пределами все замерли в ожидании.

"Экономика Германии, возможно, достаточно сильна, чтобы функционировать и дальше без немецкого правительства, но Европа и мир не могут позволить себе подобного рода сбой в сердце континента", - пишет газета Handelsblatt.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

425


Актуально