Автор: Джейхун НАДЖАФОВ
Под занавес 2017 года армянские СМИ запестрели оптимистическими прогнозами о скором выходе Армении из тисков региональной транспортной блокады, в которую Ереван сам себя загнал в результате оккупации азербайджанских земель. Поводом для такого оптимизма послужила ратификация Тбилиси российско-грузинского соглашения о деятельности таможенных пунктов на пограничных пунктах в Абхазии и Южной Осетии. Для Еревана это важно в контексте открытия коридоров, соединяющих Россию с Арменией.
Один из таких жизненно важных для Армении путей - закрытая с начала 90-х годов железная дорога Сухуми - Зугдиди - Ереван. В ходе последнего визита в Тбилиси Серж Саргсян намеревался получить у грузинской стороны долгожданный ответ об открытии этого пути. О том, чего удалось достичь президенту Армении в Грузии, и о других вопросах взаимоотношений южнокавказских стран мы побеседовали с политическим обозревателем Общественного телевидения Грузии Рези Коиава.
- Удалось ли Сержу Саргсяну получить ясный ответ от Тбилиси о железной дороге из Абхазии?
- Судя по всему, в этом вопросе армянскому президенту ничего конкретного от Тбилиси добиться не удалось. И дело не только в Грузии, которая при посредничестве швейцарской компании утвердила договор с Россией о транспортных коридорах. Ратифицировав соглашение, Грузия, как говорится, умыла руки, и сейчас мяч на российской стороне. Теперь Грузия может партнерам по Всемирной торговой организации заявить, что выполнила свою миссию и дело за Москвой. Тем самым Тбилиси в политической плоскости в более выигрышном положении, чем Москва. Но из-за подписания этого соглашения правительство подвергается резкой критике. Некоторая часть грузинского общества считает документ не отвечающим интересам Грузии.
Во-первых, для Грузии стратегически важным во всех отношениях является железная дорога Баку - Тбилиси - Карс. Во-вторых, открытие дороги может быть негативно воспринято стратегическими партнерами в регионе - Азербайджаном и Турцией. В-третьих, дорога Сухуми - Ереван в определенной мере реанимирует экономику Абхазии и укрепит позиции сепаратистской власти в Сухуми. Хотя тут может быть и обратный процесс, когда Абхазия станет экономически зависимой от Грузии.
Во всяком случае есть весомые аргументы против согласия Тбилиси на открытие железной дороги Сухуми - Ереван. Скорее всего в правительстве это понимают и рассчитывают, что по ряду очень значимых факторов в конечном счете железная дорога не заработает. Прежде всего у России в условиях санкций нет желания и денег, чтобы вкладывать в реконструкцию этой железнодорожной линии. В то же время в соглашении не участвуют Абхазия и Южная Осетия. То есть проводят железную дорогу, даже не замечая, не спрашивая "независимых" абхазов и южных осетин. Удар по самолюбию Сухуми и Цхинвала. И, наконец, Тбилиси может найти достаточно поводов, чтобы в последний момент отказаться от соглашения с Россией.
- Кстати, есть еще один фактор против дороги Сухуми - Ереван. Армянские сепаратисты в Самцхе-Джавахети в лице их лидера Чахаляна не раз заявляли, что присоединение этого региона к Армении всего лишь отложено из-за того, что через Джавахетию проходят грузы из Поти и Батуми в Армению. Получается, что открытием альтернативного пути у сепаратистов будут развязаны руки в вопросе "миацума" Джавахетии?
- Хотя в СМИ идут разговоры о том, что в Джавахетии есть очаг сепаратизма, в регионе сложилась спокойная обстановка благодаря тому, что грузинская сторона старается не провоцировать армянских националистов. Конечно, там есть сепаратистски настроенные люди, но говорить о какой-то значительной опасности территориальной целостности Грузии в регионе не приходится. Та обстановка, которая была в начале 90-х, когда сепаратисты проводили митинги, конгрессы и прочее, сильно изменилась.
Думаю, что вряд ли открытие железной дороги Сухуми - Ереван усилит сепаратизм в Джавахетии. Дорога от Абхазии до Армении проходит через всю Западную Грузию. Если что-то случится в Джавахетии, закрыть этот путь не составит труда.
Грузия для Армении - это окно в мир. Выход Армении в СНГ и ЕС проходит через грузинскую территорию. У Армении были планы проложить железнодорожный путь через Иран. Но от него решили отказаться из-за чрезмерной дороговизны - $4 млрд. У Армении таких денег нет, а Россия не заинтересована в строительстве дороги, связывающей Армению с Ираном.
- Во время визита Саргсяна министры обороны Армении и Грузии обсуждали двустороннее сотрудничество. Каким может быть сотрудничество Грузии, стремящейся в НАТО, с членом ОДКБ - Арменией?
- Насколько мне известно, там обсуждались вопросы, связанные с участием армянских военных в учениях НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира". А также сотрудничество в сфере военной медицины. Никаких перспектив продажи или обмена оружием быть не может.
- Недавно армянская церковь подала в суд на грузинское правительство из-за передачи грузинской православной церкви храма, который, по-видимому, армяне считают своим. Этот спор о принадлежности церквей и памятников идет со времен Ильи Чавчавадзе. Верно ли, что более 200 церквей по всей Грузии являются предметом спора с армянской общиной?
- Споры о принадлежности более 200 церквей, большинство из которых расположены в Южной Грузии, до сих пор не утихают. Положительным моментом является то, что эти споры не выходят на государственный уровень. Дело в том, что и Грузии есть что оспаривать у Еревана. Армения претендует на часть грузинского культурного наследия в этой стране. Пока на правительственном уровне взаимные претензии не предъявляются. А споры на уровне экспертов закончатся еще не скоро.
- С 2018 года Грузия полностью перешла на потребление азербайджанского газа. Означает ли это, что на разговорах о возможной покупке газа у "Газпрома" поставлена точка?
- Вопрос покупки газа у "Газпрома" был связан с транзитом российского газа через грузинскую территорию в Армению. "Газпром" предложил заплатить за транзит не газом, а деньгами. И вокруг этого велись переговоры. Сложно сказать, будет ли вообще когда-то поднят вопрос о покупке Грузией российского газа. Пока потребности Грузии покрывает газ, поставляемый Азербайджаном. Если Тбилиси решит диверсифицировать поставки, то для Грузии оптимальным вариантом был бы газ из Ирана. Но там имеются свои сложности. Сейчас Грузия строит свои газохранилища. И, покупая газ у своего стратегического партнера и надежного поставщика Азербайджана, у Тбилиси нет никаких опасений по поводу того, что страна может остаться без энергоносителей.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: