26 Апреля 2024

Пятница, 02:02

ДУХ НЕДОВЕРИЯ

Атмосфера Мюнхенской конференции точно отразила состояние международных отношений

Автор:

01.03.2018

В этом году Мюнхенская конференция по безопасности всех разочаровала. Несмотря на то, что на 54-ю по счету встречу, которая по традиции состоялась в отеле Bayresicher Hof 16-18 февраля, приехали около 500 человек: политики, главы международных организаций, эксперты, бизнесмены, в форуме не приняли участия большинство премьеров и президентов стран Запада. Не было даже "хозяйки" мероприятия Ангелы Меркель, а США представлял советник по национальной безопасности Герберт Рэймонд Макмастер. Наблюдатели охарактеризовали атмосферу мероприятия как пропитанную усталостью и даже тоскливую, "откатывающую назад" и "прячущую голову в песок".  Если же учитывать, что девизом конференции был вопрос "К краю пропасти и обратно?", то картина и вовсе складывается удручающая - то ли сильным мира сего действительно нечего сказать, то ли они не хотят говорить… 

В любом случае и тем, кто присутствовал, полноценного диалога построить не удалось. Выступления больше походили на монологи, где каждый слышит только собственную правду. Основные опасения все те же - геополитическая слабость Европы, непредсказуемость США под управлением Трампа, будущее евроатлантических связей, последствия Brexit, ситуации на Корейском полуострове и Ближнем Востоке, опасность ядерного конфликта. Раздавались даже почти апокалиптические мнения, в основном о том, что ситуация в международных отношениях сейчас крайне нестабильная и ожидать можно всего. Например, глава МИД Германии Зигмар Габриэль высказал опасение, что мир стоит на краю бездны. Председатель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер указал на то, что угроза новых войн высока как никогда прежде.  "Никогда с момента распада Советского Союза еще не было такого высокого риска противостояния сверхдержав", - подчеркнул бывший дипломат. О том же самом говорил и генсек ООН Антониу Гутерреш.   

Действительно, в международных отношениях сейчас царит глубочайшее недоверие, если не сказать больше, и самая опасная в этом смысле точка на карте мира находится в Сирии, где фактически воюют друг с другом региональные и мировые игроки, то есть помимо России и США там еще сошлись интересы Европы, Израиля, Турции, Ирана и арабских монархий. Цели игроков иногда совпадают, иногда входят в жесткий клинч. В целом же ситуация складывается таким образом, что каждому из участников будет очень сложно выйти без потерь. Хотя никто пока поле боя покидать не собирается - наоборот, сирийская воронка затягивает все больше.

 Характерной иллюстрацией происходящего и одновременно опасным предупреждением стали воздушные инциденты в небе над Сирией, где сейчас действуют российская, американская, иранская, турецкая и израильская воздушные группировки. За последние несколько недель были сбиты российский Су-25 (над Идлибом), самолет израильских ВВС (первый с 1982 года, сбитый в ходе выполнения задания), турецкий вертолет (над Африном) и иранский беспилотник.

Обломки иранского дрона премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху привез с собой в Мюнхен, попутно призвав расторгнуть ядерное соглашение с Ираном и заявив, что Израиль будет делать все возможное, чтобы не допустить усиления военной мощи Тегерана в Сирии. Как в свою очередь подчеркнул Макмастер, Иран активно создает сеть своих прокси-войск в Ираке, Йемене, Ливане, Газе и Сирии. В ответ глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф пригрозил, что если интересы Ирана в ядерной сделке не будут обеспечены, Тегеран даст "серьезный ответ". Таким образом, Израиль оказывается в самой гуще сирийской войны, от которой, по крайней мере формально, держался в стороне все шесть лет с момента ее начала, а перспектива масштабного ирано-израильского противостояния становится очень даже реальной.

Пока же война в Сирии проходит в режиме "прокси".  Опыт частных военных компаний (ЧВК), который американцы активно применяли в Ираке, теперь успешно используется всеми сторонами. Предполагаемая гибель 7 февраля от атаки международной коалиции под руководством США российских наемников из группы "Вагнер" под Дейр-эз-Зором всколыхнула все российские соцсети и осела многозначительным молчанием на плечах официальных СМИ. Агентства Блумберг и Рейтер со ссылкой на свои источники сообщали о гибели нескольких сотен россиян, которые предположительно работали в так называемой частной военной компании "ЧВК Вагнера". Российские ведомства это никак не прокомментировали. Впрочем, ответ главы МИД РФ Сергея Лаврова на вопрос Би-би-си о численности погибших более чем откровенен: "Откуда там граждане Франции, Великобритании? Там наемники воюют со всего мира. Там спецназ, который никуда не был никем приглашен, просто сам по себе". Спецназ, конечно, не сам по себе, и то, что в Сирии воюют наемники, представляющие интересы всех сторон, уже давно не секрет. Кстати, местью Москвы за смерть россиян из группы "Вагнера" ряд СМИ окрестили серию ракетно-бомбовых ударов по Восточной Гуте. 

Словом, после того как международная угроза со стороны ИГ растворилась в жарком ближневосточном воздухе (так же, как и до этого угроза со стороны "Аль-Каиды"), действия сторон конфликта в Сирии все труднее подвести под какие-либо международные нормы. 

С четкими опознавательными знаками сейчас в Сирии действуют турецкие войска, которые 20 января начали в северо-западной Сирии операцию "Оливковая ветвь", направленную на ликвидацию курдских террористических групп, включая PYD/РПК. Отвечая на вопросы журналистов во время Мюнхенской конференции, глава МИД Турции Мевлут Чавушоглу сказал, что Анкара потеряла доверие к Вашингтону из-за поддержки, которую он оказывает курдам. Примечательно, что "Оливковая ветвь" в районе Африна совпала с продвижением сирийской армии и ее союзников к Идлибу, где сосредоточены основные силы оппозиции. Это говорит о том, что действия Анкары согласованы с Москвой и Тегераном.  В то же время в Мюнхене Чавушоглу отметил, что во время визита американского госсекретаря Рекса Тиллерсона в Анкару незадолго до мюнхенской встречи стороны договорились о создании механизмов, которые помогут разрешить разногласия в Сирии между двумя союзниками по НАТО. Вроде бы американцы предлагают создать буферную зону в Африне и организовать совместные турецко-американские патрули в Манбидже, расположенном на стратегически выгодной позиции к западу от реки Евфрат. Анкара также требует от США разоружить курдов и расторгнуть связи США с курдским ополчением. Как показывают предыдущие события, США, которые опираются в Сирии на курдов, не могут допустить разворот Турции в сторону Ирана и России, но и сделать однозначный выбор тоже не могут. 

В результате сейчас основные боевые действия в Сирии ведутся на севере - в Африне и Идлибе и на юге - в Дейр-эз-Зоре и Восточной Гуте. В связи с критической ситуацией в Восточной Гуте президент РФ Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности страны. 

Когда выяснение отношений ведется на чужой территории, превращенной в серую зону, где нет возможности для работы правовых групп и гуманитарных миссий, где не действуют международные законы, механизмы и договоренности, о чем-то договориться в уютном и безопасном баварском отеле, конечно, не получится. И поэтому удивительно, что этому еще кто-то удивляется. 

Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил, что если единство и суверенитет Сирии не будут сохранены, на Ближнем Востоке может начаться "хроническая балканизация" - распад государств. Но ведь Сирия уже, по сути, распалась, то же самое можно сказать об Ираке. В любой момент страны, опосредованно воюющие в Сирии, могут перейти к открытому противостоянию. В своем заключительном слове в Мюнхене Вольфганг Ишингер минорно отметил: "Я надеялся, что мы сможем выбросить вопросительный знак из названия нашей конференции, но, к сожалению, нам не удалось отойти от "края пропасти".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

402


Актуально