Автор: Валентина РЕЗНИКОВА
С тех пор, как появились живые движущиеся картинки, которые мы называем кино, искусство фотографии как будто сдало свои позиции, отступив на второй план. Но это всего лишь видимость. На самом деле у фотографии в мире искусства есть свое пространство и по праву занимаемое место. Она прочно вошла в искусство изображения действительности при помощи фотообъектива. А между объективом и объектом расстояние в одно мгновение. Коротенький миг, который укладывается ровно в один щелчок затвора фотокамеры, - и на фотобумаге возникает Искусство. Щелчок, как выстрел объектива, и мгновение запечатлено навечно! Вот так и у немецкого фотографа Свена Марквардта: мгновение схвачено, структура момента считана, персонаж заявлен. Объект его внимания - человек. Точнее: человек мегаполиса. Выставка его работ в Баку под названием "Алтарь", при поддержке Goetre - Zentrum Baku, прошла в помещении бакинского Каппельхауса.
О фотографе
Его профессиональное становление началось еще в 80-х годах прошлого века. Уже тогда в андеграундной богемной среде Восточного Берлина он был фигурой известной и популярной. В работах того периода - бунтари движения панк и ньювейв.
Панк в переводе с английского - "нехороший", "дрянной". Субкультура, возникшая в начале 70-х прошлого века, суть которой - критическое отношение к обществу. Период связан с появлением музыки в стиле панк-рок. В Америке слово "панк" употреблялось в значениях "грязь", "гнилье", "отбросы". Ньювейв - меломанская культура 80-х: музыка в стиле диско и техно. Определение распространялось и на модную дискотечную молодежь. Это период девушек в люриксе и брюках-бананах, с начесами и ярким макияжем.
После падения Берлинской стены Свен Марквардт вливается в ночную жизнь города. Он становится частью ночной жизни, частью берлинской техно-культуры. Центр этой культуры - ночной клуб "Бергхайн" (Berghain), который в период с 1998 по 2003 год работал как техно-клуб под названием Ostgut и был известен своими фетишистами, гей- и секс-вечеринками. В 2004 году большая часть команды этого заведения открыла новый, более крупный клуб "Бергхайн", который стал своеобразным центром музыкальной культуры. Теперь здесь проходят разнообразные культурные мероприятия, в том числе концерты поп-звёзд (Леди Гага), ежемесячные встречи электроакустического салона или фотовыставки бессменного фейсконтрольщика этого клуба Свена Марквардта. По мнению музыкального журнала GO, клуб "Бергхайн" является лучшим в Европе.
Что интересно, этот клуб вместо обычной для такого рода заведений налоговой ставки в 19% платит всего 7%. Парадоксально, но факт! Такой процент платят в Германии объекты культуры, не производящие материальных ценностей или не работающие на коммерческой основе. То есть музеи и театры.
Фотохудожник снимает персонажей ночной жизни мегаполиса на черно-белую пленку. В объективе - друзья, знакомые, коллеги: мужчины и женщины разных возрастов. Ему интересен человек как явление мегаполисное. Со всеми вытекающими отсюда вопросами и проблемами. На выставке нет работ, которые можно рассматривать как "выхваченные" из жизни. Как правило - они постановочные. Но как точно продумана композиция кадра и сос-тояние самого персонажа, попавшего в объектив фотокамеры! Неважно - мужчина это или женщина. Не важен возраст. Важно только состояние души персонажа, выражение его глаз, взгляд, который направлен на внешний мир. Точнее, на то, что этот мир предлагает сегодня: тотальное одиночество и настороженность. Каждый из персонажей в состоянии напряженного ожидания. Нет, не чуда. Не любви. Не праздника даже. Опасности! Какой? Откуда исходящей? Можно только предполагать. Экзистенциалист Сартр сказал когда-то: "Ад - это другой". Имея в виду человека, конечно. Перефразируя Сартра, можно сказать так: "Ощетинившийся, недружелюбный мир, несущий опасность, - это другой человек". Свен Марквардт, исследуя психотип людей ночного города, отправляет нам информацию, которая документально подтверждает факт тотального разобщения людей: по половому, психическому, нравственному признакам. Культура подворотен, шагнувшая на подмостки ночных развлекательных заведений, "подарила" миру мощную разрушительную силу: устоев, традиций, принципов. Отвергая ценности, наработанные предшествующими поколениями, "дерзкие", "рассерженные" и "бунтующие" принесли и навязали обществу свою культуру. Но культура подворотен, с таким восторгом встреченная молодежью 80-х, оказалась настолько разрушительной, что теперь лозунг "Человек человеку - друг…" вызывает кривую ухмылку, которая сопровождается едкими комментариями, опровергающими сказанное…
"Алтарь"
Аудиовизуальная инсталляция - это совместная работа фотохудожника с мировым именем и культовым в Европе ди-джеем, музыкальным продюсером Марселем Деттманном. Музыка Деттманна сопровождает и балансирует эмоции и эффект неожиданности визуального ряда, сменяющихся фотографий. Вместе они переносят посетителей Каппельхауса в жизнь ночного Берлина.
Что такое вообще "алтарь"? Странное, необычное название для выставки работ фотохудожника. Потому что это слово имеет два значения: первое - это часть в православной церкви, отделенная от общего помещения иконостасом; второе - жертвенник. Что же имел в виду фотограф из Берлина, давая такое название своей выставке? Если рассматривать название в значении "жертвенник", куда приносит автор свою правду о жизни, которую наблюдает и исследует при помощи объектива несколько десятилетий подряд, то как ее классифицировать? Как гимн тому, что мы видим? Тому, что на нас смотрит через его объектив? Или это просто фиксация изменившихся во времени ценностей: без собственного оценочного взгляда, отношения, понимания… Вряд ли такое возможно, если учесть, что Свен Марквардт не только мастер художественной фотографии, но и человек, осуществляющий фейсконтроль на протяжении многих лет в одном из самых крутых ночных клубов Европы. Так какие же ценности жертвенно возлагает на алтарь своего творчества Свен Марквардт? Это решать каждому из нас. Исходя все же из высоких моральных взглядов, позиция по отношению к сути концептуального мнения автора должна быть далека от толерантного отношения к новым идеям относительно старых ценностей. Но следует признать безоговорочно высокую художественность фотографии, которая выполнена на самом лучшем уровне этого жанра. Художественные выстрелы объектива фотографа точно ложатся в цель. А цель - Время - Человек - Жизнь.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: