29 Марта 2024

Пятница, 15:23

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЗВЕЗДОПАД?

Итог парламентских выборов в Италии стал серьезной неприятностью для Евросоюза

Автор:

15.03.2018

Парламентские выборы в Италии вызвали громкий резонанс в евроатлантическом мире. И тому есть серьезные причины. Эти выборы не только ознаменовали собой серьезные изменения в раскладе политических сил самой апеннинской республики, но и явились очередным звонком для Европейского союза, указывающим на кризис крупнейшей структуры Старого Света. 

 

Популисты проходят вперед

По количеству набранных голосов первенствовало левопопулистское "Движение пяти звезд", заручившееся поддержкой 32,7% избирателей. Демократическую партию, представляющую собой крупнейшую силу левого толка, поддержали 18,7%. На третьем и четвертом местах расположились правые партии - "Лига Севера" (17,4%) и "Вперед, Италия!" (14%). Последнюю возглавляет вернувшийся на большую политическую сцену экс-премьер, 81-летний Сильвио Берлускони. Он считается неформальным лидером коалиции правых сил, в которую помимо "Лиги Севера" и "Вперед, Италия!" входят также национально-консервативная партия "Национальный альянс" и христианско-демократическая "Мы с Италией". Эта коалиция по сумме набранных ею голосов избирателей получила 263 кресла в Палате депутатов и 135 - в Сенате. В этом смысле именно правых можно считать победителями выборов, поскольку "Движение пяти звезд", действующее в одиночку, получило 221 место в Палате депутатов, а также 112 мест - в Сенате. Финишировавшая второй Демократическая партия, лидером которой является ушедший в отставку с поста премьер-министра Марио Ренци, вместе с прошедшими в парламент "мелкими" союзниками получила 112 и 57 мест соответственно.

Таким образом, ни у одной партии нет абсолютного большинства в обеих палатах итальянского парламента, а значит, перспективы формирования стабильного правительства весьма туманны. Однако не в этом заключается главный итог выборов. Гораздо более значимым является то, что Италия переживает установившийся в последние годы кризис двухблоковой системы, когда у власти сменяли друг друга правые силы в лице партии "Вперед, Италия!" и левые, представляемые Демократической партией. Однако теперь на передний план итальянской политики вышли так называемые популистские силы как левого, так и правого толка.

К правым популистам относят "Лигу Севера" - союзницу партии Сильвио Берлускони. Уже само название организации говорит о ее "региональном" крене: "Лига" позиционирует себя, прежде всего, выразителем интересов северной части Италии, традиционно гораздо более богатой и экономически сильной, чем Юг. Эта партия, существующая уже более 20 лет, выступала чуть ли не сторонницей разъединения Севера и Юга Италии, за что ее обвиняли даже в поощрении сепаратизма. Она не пользовалась успехом вплоть до 2013 года, когда по итогам парламентских выборов ей удалось получить 48 депутатских мандатов. Выборы 2018 года свидетельствуют о прогрессирующем успехе "Лиги Севера": она стала лидером правоцентристского блока, получив почти половину выигранных правыми мест. Иными словами, впервые "Вперед, Италия!" уступила своему младшему партнеру по коалиции, а потому на роль лидера правых выдвинулся глава "Лиги Севера" Маттео Сальвини. 

Популизм "Лиги" увязывают с громкими заявлениями о необходимости закрепления лидирующих позиций Севера в итальянской политике, проведения евроскептической и антимигрантской политики. Но примечательно, что последние два постулата поддерживаются популистами левого фланга - "Движением пяти звезд", в политической программе которого фигурирует и ярко выраженный социальный аспект.

"Пять звезд" в представлении "Движения" - это пять прав граждан: на бесплатный доступ к водным ресурсам (поскольку система водоснабжения в Италии частично приватизирована), на разветвленную транспортную систему, на свободный и повсеместный доступ к Интернету, на здоровую окружающую среду за счет эффективной утилизации отходов, на чистую энергию. Основатель "Движения пяти звезд" актер жанра клоунады Беппе Грилло с самого начала позиционировал его как антисистемное движение, выступающее за прямое участие граждан в управлении государством и максимальное освобождение общества от посредников между народом и властью. Грилло обещает итальянцам увеличение минимальной заработной платы, выплату находящимся за чертой бедности гражданам пособия в размере 780 евро в месяц, освобождение от налогов всех граждан, получающих меньше 10 тыс. евро в год. Иными словами, - меры, которые отвечают интересам "бедных граждан", что и побудило политологов отнести идеи "пяти звезд" к левому популизму.

Еще одним показателем популизма "Движения" является то, что на прошедших выборах оно выступало во главе с новым лидером Луиджи ди Майо. Это 31-летний политик, попавший в парламент в 2013 году после устроенного "Движением" внутреннего голосования по Интернету. В том же году ди Майо стал заместителем спикера Палаты депутатов, а его популярность конкурировала с некогда высоким уровнем доверия, которым пользовался тогдашний премьер Марио Ренци.

Успех антисистемного "Движения пяти звезд" однозначно может вывести его на роль одного из основных звеньев обновляющейся партийной системы Италии. Равно как и выход на лидирующие позиции на правом фланге итальянского истеблишмента прежде антисистемной "Лиги Севера" свидетельствует о серьезных переменах в самом облике внутриитальянской политики. Впрочем, идеологические установки "антисистемных" популистов, лидеры которых - левый ди Майо и правый Сальвини претендуют по итогам выборов даже на премьерскую должность, придают победителям последней итальянской избирательной гонки явно выраженное европейское, а вернее сказать - "антиевропейское" лицо. Итог парламентских выборов в Италии стал серьезной неприятностью для Евросоюза и локомотивов евроинтеграции - Германии и Франции. Потому что итальянские политические силы, поддержанные в совокупности большей частью электората, выражают идеи борьбы с бюрократической диктатурой и миграционной политикой Брюсселя. И "Движение пяти звезд", и "Лига Севера" ратуют за пересмотр основных договоров ЕС.

Примечательно заявление Сальвини уже в качестве одного из триумфаторов избирательной гонки: "Выборы в Италии дают нам шанс воссоздать Европу, основанную не на ограничениях, бюрократии и решениях, принятых спекулянтами за спинами других людей, а на волеизъявлении мужчин и женщин. Они больше нас не одурачат. Теперь все в Италии будут решать итальянцы. Не Берлин, не Париж, не Брюссель".

Столь явно приблизившиеся к Олимпу итальянской политики левые и правые популисты критикуют Брюссель за политику "открытых дверей" по самому болезненному для итальянцев вопросу - неконтролируемому росту миграционных потоков. Беппе Грилло открыто ратует за то, что всех мигрантов, не имеющих разрешения на работу и проживание в Италии, следует вышвырнуть из страны, Шенгенские соглашения должны быть временно заморожены, а Дублинский регламент ЕС, определяющий порядок предоставления убежища в странах Евросоюза, пересмотрен.

Тот же Маттео Сальвини обещает: "Я не могу дождаться момента, когда войду в правительство, чтобы восстановить безопасность, социальную справедливость и спокойствие в Италии".

Не по духу Брюсселю и некоторые внешнеполитические акценты итальянских евроскептиков. Особенно их призывы изменить европейскую политику в отношении России. "Пять звезд" считают необходимым, в интересах итальянской экономики, отменить санкции против России, пересмотреть трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство между США и Европой, а также заключить соглашение с БРИКС. "Лига Севера", в свою очередь, открыто выражает свою симпатию российскому президенту Владимиру Путину. Вот одна из широко обсуждаемых фраз Сальвини: "Я считаю Путина великим и говорю так искренне, а не потому, что мне заплатили".

Либеральные западные СМИ, ничтоже сумняшеся, охарактеризовали новейший, поствыборный тренд итальянской политики не иначе, как приход к власти в Италии "друзей Путина".

Собственно весь прошлый год Брюсселю пришлось отбивать атаки национально ориентированных политических сил, так называемых евроскептиков и "друзей Путина" в целом ряде европейских стран - в Австрии, Голландии, Франции, Германии. И можно с полным основанием говорить о развертывании настоящего противоборства между националистами, занимающими евроскептическую позицию, и глобалистами, выступающими за евроинтеграцию в ее нынешнем, неолиберальном виде. Проявлением этого процесса постепенно становится и существенная корректировка традиционного разделения европейских политических сил на "левых" и "правых". Все больше данный раздел проходит по линии националисты (государственники) - глобалисты, и, по большому счету, неважно, выступают ли в ипостаси первых укоренившиеся патриотические силы, вроде французского Национального фронта, или казавшиеся еще вчера маргиналами так называемые популистские движения, наподобие итальянских "Пяти звезд".

В контексте нынешнего внутриевропейского тренда Италия предстает еще одной ареной борьбы. Страна, входящая в число шести учредителей Евросоюза, с третьей европейской экономикой после запуска процесса выхода Великобритании из ЕС, теперь стоит в шаге от перехода в лагерь противников евроинтеграции. Многое зависит от того, какая именно партия или коалиция возглавит процесс формирования нового правительства Италии. Правда, даже в случае формирования "антисистемного" правительства далеко не факт, что популистам удастся на деле реализовать многие свои политические обещания. Особенные трудности их будут ожидать при решении вопросов, выходящих далеко за пределы исключительно итальянских интересов. Так, "Движение пяти звезд" из соображений охраны окружающей среды выступает против реализации прокладки высокоскоростных железных дорог или, скажем, строительства газопровода по дну Адриатического моря (проект TAP)…

Но все это пока из области гипотез. Реальностью же является то, что Италия сделала свой выбор. И если ему суждено будет закрепиться в ближайшие годы в качестве непоколебимой воли народа, то вчерашним "популистам", над которыми не один год насмехались "классики" политического жанра, придется стать реальными практиками государственной стратегии. Подобная перспектива, разумеется, обещает изменить политический облик Италии. И не только, если смотреть на ситуацию через призму общеевропейского будущего.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

349


Актуально