25 Апреля 2024

Четверг, 08:01

АЗИАТСКИЙ РАСКОЛ

Тихоокеанский регион поторгует без США

Автор:

15.03.2018

Зима 2016 года. Действия США расцениваются в мировом сообществе как бесспорная победа в экономическом и геополитическом плане. Соглашение позволит Америке не только получить привилегированный доступ к рынкам    11 стран, но и "привязать" к себе важные государства Азиатско-Тихоокеанского региона, потеснив тем самым Китай в соперничестве за влияние в этой части света.

Зима 2017 года. Действия США расцениваются как поражение, добровольный отказ от преимущества, достигнутого в конкуренции с Китаем, который неминуемо перехватит геополитическую инициативу. Кроме того, авторитет США как надежного партнера по переговорам заметно подорван. 

Зима 2018 года. Дональд Трамп рассматривает возможность возобновления участия в торговом соглашении. Министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что он уже начал переговоры на эту тему.

Весна 2018 года. В Сантьяго   8 марта состоялось подписание документа о создании Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП) одиннадцатью странами региона (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили и Япония). Того самого, который называли то победой США, то их поражением и куда они опять хотят вернуться.

Заключение соглашения о ТТП в феврале 2016 года считалось самым большим достижением президента Обамы в укреплении лидирующего положения США в мировой политике. Население 12 стран-участниц в совокупности составляет 800 миллионов человек, что почти вдвое превышает население стран европейского общего рынка. На долю государств, подписавших тогда договор, приходится почти 40% общемирового ВВП и примерно четверть оборота мировой торговли.

Китайское госагентство Синьхуа характеризовало ТТП как "экономическую составляющую геополитической стратегии администрации Обамы, призванной обеспечить абсолютное верховенство Вашингтона в регионе". 

Амбиции у этого проекта были куда большие - именно США, а не Китаю предстояло устанавливать новые глобальные правила торговли. Новаторство договора о Транстихо-океанском партнерстве в том-то и состояло, что в нем были прописаны многие стандарты экономики XXI века, касающиеся, к примеру, сферы обслуживания, доступа к госзаказам или прав наемных работников. Уже не говоря о том, что соглашение позволяло продвигать американские ценности в непосредственном окружении главного конкурента.

Все эти планы перечеркнул Дональд Трамп 23 января прошлого года, на 3-й день своего президентства, заявив, что предпочитает вести переговоры о торговых сделках на двусторонней основе для урегулирования торгового дефицита своей страны.

Спустя год именно эту дату для заключительного этапа новых переговоров между оставшимися 11 государствами избрала Япония. В тот день в Токио было объявлено, что идея не умерла и обновленное соглашение все же будет перезаключено, хоть в нем и отсутствуют США.

 

Фальстарт

Япония не случайно встала во главе переговорного процесса. Во-первых, ей представился шанс как третьей крупнейшей экономике мира выйти из тени США и заявить о собственных амбициях, и не только в Азиатском регионе. Во-вторых, соперничество с Китаем выходит на более высокий уровень. Ну и, в-третьих, Трамп усиливает свое давление на Токио в надежде сократить дефицит торгового баланса, который составил в 2017 году примерно $64 млрд. Поэтому Япония заинтересована в скорейшем освоении новых рынков.

После решения Трампа об отказе от участия в ТТП многие уже поторопились похоронить этот проект, полагая, что без самой крупной экономики в мире он обречен на провал. Первые полгода казалось, что прогноз верный - никаких заметных шагов по реанимации замечено не было. Но вот с конца лета 2017 года интенсивность переговоров с каждым месяцем нарастала, и в ноябре во вьетнамском курортном городе Дананг во время саммита глав 11 государств должно было состояться подписание соглашения, как вдруг произошло непредвиденное. В заключительный день переговоров, когда были сделаны уже заявления о преодолении всех разногласий и едином желании поставить свои подписи под договором… на саму церемонию подписания не вышел премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Как он сам потом признавался, в последний момент решил остаться в гостиничном номере и не присоединяться к своим коллегам.

К счастью для остальных, это был не отказ, а желание еще раз все обдумать. Сомнения Трюдо понятны. Некоторые части соглашения по ТТП идут вразрез с соглашением НАФТА между тремя североамериканскими странами, которое для Канады важней. Ведь на США приходится 3/4 всего экспорта Канады. К примеру, либерализация импорта автозапчастей в ТТП предусмотрена на уровне 55%, в то время как НАФТА требует 37,5%. Трамп, настоявший на пересмотре Североамериканского соглашения в сторону их ужесточения, и вовсе предлагает 15%. 

В итоге, как показали дальнейшие события, премьер-министру Японии Синдзо Абэ удалось все же найти аргументы для своего канадского коллеги в целесообразности подписания договора о ТТП-11. Один из них - позиции Канады и Мексики на переговорах с США станут намного сильнее, если за их спинами окажется столь мощная международная организация, представляющая страны с общим населением почти 500 млн. человек и ВВП, равным 13,5% от мирового. 

 

Компромисс и высокие стандарты

ТТП-11 (его официальное название "Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для транстихоокеанского партнерства") называют одним из самых амбициозных договоров современности с едиными правилами международной торговли и инвестиций. Кроме того, он требует соблюдения высоких нормативных стандартов в таких областях, как трудовое право и охрана окружающей среды. 

Все его участники получают свободный доступ к рынкам друг друга за счет отмены или значительного сокращения торговых тарифов. Таким образом, образуется единая торговая площадка с оборотом почти $14 трлн. Появление новых рынков создаст новые рабочие места и будет способствовать экономическому росту каждой страны.

Международное рейтинговое агентство Moody's полагает, что экономические выгоды для членов ТТП-11 будут меньшими без участия США, но экспорт и доходы, тем не менее, сильно возрастут. 

Уже есть желающие присоединиться к ТТП-11. И среди них не только страны региона - Таиланд, Индонезия, Филиппины, Южная Корея и Тайвань, но и Великобритания, рассматривающая варианты своей внешнеэкономической деятельности после окончательного "развода" с Европой. Британия может стать первым участником торгового соглашения, который не имеет выхода к Тихому океану или Южно-Китайскому морю. На долю стран ТТП в настоящее время приходится около 8% британского экспорта. 

Не закрыты двери организации и для США и Китая. Президент Чили Мишель Бачелет уточнила, что если США изъявят желание вернуться, то им придется принять условия, одобренные главами 11 государств. Дело в том, что из текста договора исключены положения, на которых в свое время настаивали США, например, об усилении защиты авторских прав фармакологических компаний. Это могло бы существенно увеличить расходы на здравоохранение, но другие страны соглашались ради получения доступа на американский рынок. 

Правда, мало верится в бескомпромиссность условий возврата США. Вот уже представители Японии мягко намекают, что нет необходимости изменять содержание договора для того, чтобы учесть требования администрации Трампа. Их можно оформить как приложения или дополнительные положения.

 

Общественность обвиняет

Секретность, с которой велись переговоры, не позволяла деловым и экспертным кругам стран-участниц обсуждать условия соглашения на стадии его подготовки. Теперь, когда договор должен пройти ратификацию, есть предположения, что в некоторых странах могут возникнуть с этим определенные трудности. 

К примеру, общественность Австралии обвиняет правительство в том, что оно отказывалось предоставить проект договора на всенародное обсуждение и теперь требует от парламента перед ратификацией критически оценить его полезность для страны. Ультиматум сопровождается угрозой проведения массовых акций против несправедливого решения парламента. 

Вопросов к договору много. Например, не ясно, что произойдет с субсидиями для сельского хозяйства, практикуемыми в большинстве стран - участниц сделки. 

Положения, касающиеся свободного перемещения трудовых мигрантов, могут угрожать безработицей для местных трудовых ресурсов. В то же время, несмотря на заверения, что ТТП будет содействовать защите трудовых прав, на самом деле соглашение не содержит обязательств для местных трудовых законодательств соответствовать международным стандартам, запрещающим принудительный и детский труд. Международные суды будут рассматривать лишь жалобы о нарушении тех трудовых прав, которые касаются международной торговли и зарубежных инвестиций.

Беспокойство вызывают особые права, предоставляемые иностранным инвесторам. Соглашение позволяет им во многих случаях игнорировать национальные законодательства и судебные решения. В то же время они вправе подавать иски в международные суды в случае, если уверены, что решение на национальном или региональном уровне может навредить их инвестициям.

Соглашение вступит в силу через 60 дней после того, как его ратифицируют, как минимум, 6 стран из 11. Предположительно это произойдет к концу года или в начале следующего.

 

Интеграция и барьеры

Азиатский регион стоит на пороге еще одного грандиозного проекта - по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). 

Страны, входящие в АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), а также Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония рассчитывают до конца года подписать Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Данный шаг расценивается как реальный и значительный шанс для реализации экономической интеграции в странах Восточной Азии. 

Общий ВВП 16 стран - участниц ВРЭП (49% населения Земли) оценивается в 30% от мирового. Им по силам охватить треть мировой торговли. 

До недавнего времени этот проект активно продвигал Китай в качестве противовеса "американскому" ТТП. Однако ситуация изменилась, и две ЗСТ вполне могут найти точки соприкосновения, дополнять друг друга. Многие страны региона уже входят или планируют войти в оба проекта, так что конкуренция ожидается лишь экономическая. Это пойдет только на пользу расширению зоны свободной торговли.

Тем временем США, которые на протяжении многих десятилетий по праву считались главным защитником и проводником принципов свободной торговли, стали возводить одни таможенные барьеры за другими, угрожая всему миру торговыми войнами.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

419


Актуально