28 Марта 2024

Четверг, 21:14

ХУЖЕ, ЧЕМ ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ

Система международных отношений подвергается необратимым изменениям

Автор:

15.04.2018

В начале апреля мир оказался перед риском крупнейшего со времен Карибского кризиса столкновения России и группы стран Запада во главе с США и Великобританией. На момент сдачи номера в печать еще ничего непоправимого не произошло, и если в этом конфликте и будут победители и проигравшие, то определятся они не так скоро. Однако система международных отношений уже подверглась изменениям, и они необратимы.  

 

Трудный выбор Трампа

Четко прослеживаются три переплетенных между собой фронта противостояния - обвинения в адрес Москвы во вмешательстве в выборы американского президента в 2016 году, обвинения в поддержке сирийского диктатора Башара Асада и обвинения в отравлении на территории Великобритании бывшего шпиона Сергея Скрипаля. В арсенале Запада - экономические санкции, высылки дипломатов и военная сила. В арсенале России - пока только ряд ответных мер в сфере дипломатии и постоянные опровержения своей причастности. 

Расследование предполагаемого российского вмешательства в американские выборы, а также сговора между предвыборным штабом Трампа и РФ (которые, надо сказать, опровергают как в Белом доме, так и в Кремле) ведется в ФБР и Конгрессе. Досталось даже Facebook, чей глава Марк Цукерберг 10 апреля на открытых слушаниях в Конгрессе США объяснял, как так случилось, что данные о пользователях крупнейшей соцсети были переданы третьим лицам. Предполагается, что они могли быть использованы в ходе избирательной кампании в США в 2016 году и в референдуме о выходе Великобритании из Евросоюза (Brexit). Цукерберг с сожалением заявил о "медленном реагировании" на деятельность России на площадке соцсети, а также неожиданно назвал происходящее "гонкой вооружений" с Россией на интернет-пространстве. 

Таким образом, несмотря на почти полтора года, прошедшие со времени инаугурации Трампа, внимание к этому делу только набирает обороты, что, конечно, доставляет очень много неприятностей Дональду Трампу. Спецпрокурора по расследованию, экс-главу ФБР Роберта Мюллера можно смело назвать главным врагом нынешнего главы Белого дома. В своих высказываниях Трамп эмоционально уделяет Мюллеру и внешним угрозам США (в основном России, Ирану и КНДР) примерно одинаковое количество сил и времени. Некоторые наблюдатели даже полагают, что вне зависимости от того, был ли в реальности кремлевско-трамповский сговор или нет, американскому президенту налаживать отношения с Москвой сейчас крайне опасно для собственного имиджа. Например, британское издание The Spectator пишет, что глава Белого дома пытается пойти по пути "полиэкранного президентства" Билла Клинтона, когда на одной половине картинки CNN показывали, как ракеты летят по ночному небу в сторону Ирака, а на другой - Клинтон отрицал обвинения в сексуальных связях. Теперь же Трамп якобы занимается "балансировкой" "войны против ФБР и войны против Сирии". 

 

Дело Скрипаля

Между тем за океаном стремительно набрал обороты скандал вокруг отравления в британском Солсбери 4 марта бывшего российского шпиона и бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила в парламенте буквально следующее: "Либо это было прямым действием российского государства против нашей страны, либо российское правительство потеряло контроль над потенциально катастрофически разрушительным веществом нервно-паралитического действия и позволило ему попасть в руки других". Обвинение очень сильное. Неудивительно, что результатом стала массовая высылка российских дипломатов из США и ряда стран Запада, включая США и Канаду. Вашингтон на фоне всего происходящего также ввел новые санкции в отношении крупнейших российских компаний, причем они касаются не только американских граждан и компаний, но и партнеров и инвесторов из третьих стран. Мера оказалась очень действенной. Только за первые дни российские олигархи - Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Игорь Ротенберг, Кирил Шамалов - потеряли миллиарды долларов. На бирже в Лондоне рухнули акции "Лукойла", "Новатэка", НЛМК, "Фосагро", "Полюса Золота", "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Русал", а за ними последовал и рубль. Подсчитать примерный размах можно по тому, что, по данным статистической службы США, Россия поставляла в Америку товаров на $17 млрд. (4,7% всего российского экспорта) - нефть, металлы, ядерное топливо, минеральные удобрения и рыбу. И это только напрямую в Америку. 

В ответ Москва объявила персонами нон грата аналогичное число иностранных дипломатов, закрыла представительство British Council. Однако в экономике у России практически нет возможностей для зеркальных действий. США покупают у России титан, ракетные двигатели, топливо для АЭС, но отказ от торговли с Америкой, кажется, ударит сильнее по самой РФ. Тем более что Вашингтон, вероятно, готовит новые санкции. Поэтому Кремль, видимо, приспосабливается и, как и в отношении обвинений во вмешательстве в выборы в США, утверждает, что "дело Скрипаля" - "спланированная провокация в целях демонизации и изолирования России", а также попытка со стороны Мэй отвлечь внимание от внутренних проблем в связи с Brexit.

 

Эскалация в Сирии

Примечательно, что химоружие также является ключевым фактором последней эскалации в Сирии. Сирийско-американское медицинское общество (SAMS/САМО) и ряд других местных организаций заявили, что в ходе операции по захвату города Дума - последнего неподконтрольного правительственным силам населенного пункта в Восточной Гуте - сирийской армией в начале апреля была совершена химическая атака, в результате которой пострадало мирное население. Вашингтон возложил ответственность на Москву и Тегеран, так как они поддерживают Башара Асада, и заявил о возможности "военного коллективного ответа". Тем более что прецедент уже есть - год назад США выпустили 59 крылатых ракет "Томагавк" по авиабазе в Сирии в ответ на химическую атаку в провинции Идлиб. Премьер-министр Британии Тереза Мэй и президент Франции Эммануэль Макрон поддержали позицию Трампа. СМИ и блоги стали наперебой сообщать о концентрации военных сил Запада вокруг Сирии.

В свою очередь Россия опровергла информацию о применении армией Асада химоружия, заявив, что таким образом Запад пытается найти оправдание возможным силовым ударам по Сирии извне. Учитывая, что ранее глава Генштаба РФ Валерий Герасимов предупреждал, что системы ПВО будут сбивать американские ракеты и их носители, если в зоне предполагаемого удара по САР окажутся российские военнослужащие, в воздухе запахло третьей мировой. 

 

Фейковая реальность

Конечно, ни Путин, ни Трамп, как когда-то Кеннеди и Хрущев, не посмеют довести ситуацию до ядерной войны. Выяснение отношений в Сирии останется опосредованным конфликтом, лишь одним из эпизодов развернувшегося между Россией и Западом противостояния, в любой момент могущего перекинуться в любую другую точку мира. Но от этого как-то никому совсем не легче. Да и назвать происходящее знакомым определением "холодная война" язык не поворачивается, потому что все видится гораздо сложнее и серьезнее, чем 56 лет назад. Ведь, несмотря на вроде бы классическую, хорошо знакомую расстановку сил, происходящее у нас на глазах ломает все устоявшиеся правила международных отношений. Холодная война с ее четкими "красными" линиями, идеологией, границами, протоколами и сферами влияния кажется почти безопасной и "уютной" системой. Ничего этого сейчас нет - все размыто, взаимозависимо и постоянно меняется. Взять хотя бы то, как дипломатия превратилась в расходный материал, теряя ту особую миссию связи между государствами, на которую испокон веков в моменты кризиса была порой последняя надежда. 

Серьезное влияние оказывает и то, что события развиваются в новую информационную эру, влияние их как на отдельных людей, так и на целые государства еще пока совершенно не понятно (взять хотя бы те же последние обвинения в адрес Facebook). Например, как оказалось, американскому президенту для обращения к нации, партнерам и недругам совсем не нужно тревожить пресс-службу или созывать пресс-конференцию. Для этого нужен только смартфон, пара секунд, и вот уже послание в эфире - поэтому Дональд Трамп довел почти весь мир до истерики своими противоречивыми твиттами по поводу Сирии, где он то предлагал России готовиться к американским ракетам, то остановить гонку вооружений. Или, например, МИДы разных стран сейчас общаются друг с другом и, главное, со своими зрителями все чаще через соцсети. В то же время пространство СМИ заполнено огромным количеством фейковых новостей, а каждый пользователь норовит выступить в качестве эксперта - особенно военного или политического. 

Все это вносит путаницу, создает почти хаос и еще больше усиливает ощущение потери ориентиров. Кто припомнит, где последний раз был слышен голос простых сирийцев - не Башара Асада, не говорящих за них Путина или Трампа, а самих людей? Что они хотят на самом деле? Как они видят ситуацию? Кого считают виноватым? А если этот голос и появляется где-то, то появляется серьезная доля сомнений - настоящий ли он? Если задуматься, такое положение дел в чем-то не менее устрашающее, чем та же ядерная война. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

311


Актуально