19 Апреля 2024

Пятница, 22:27

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА": СИКВЕЛ

Пришел ли конец Совету Безопасности ООН?

Автор:

01.05.2018

Самые важные заявления за последнее время прозвучали из уст генсека ООН Антониу Гутерреша, который в интервью шведскому каналу SVT поведал о возвращении холодной войны и о том, что Совбез ООН больше не эффективен. "Теперь США и Россия не контролируют всех, как это было раньше... Не существует двух однородных контролируемых блоков", - посетовал Гутерреш. Действительно, противостоящих друг другу блоков государств сейчас нет. Сейчас Россию, у которой по сути нет союзников, нельзя считать равным соперником группе стран Запада. Так что же это за война, где один из соперников заведомо слабее? 

 

Понятно, что ничего непонятно

После того как американские, британские и французские военные нанесли удары по Сирии, ситуация стала еще более запутанной и полной противоречий. Никто (включая международные организации) точно не ответил, был ли на самом деле факт применения химического оружия в городе Дума, и если был, то чего конкретно с его помощью пыталась добиться сирийская армия. Как и осталось неясным, чего добилась своими ракетными ударами коалиция. Западные политики и СМИ утверждают, что Вашингтон и союзники показали свою силу, а Москва не смогла ответить, как грозилась до этого. Российская сторона, наоборот, подчеркивает, что удары коалиции всячески избегали целей, близких к российским и иранским силам, и что атака никак не повлияла на присутствие правительственных войск в Восточной Гуте. Не менее интересно, что, по словам американцев, 13 апреля все ракеты прилетели точно по назначению, в то время как русские утверждают, что сирийским ПВО удалось поразить большинство ракет. Более того, Москва заявила, что теперь вопрос о поставках С-300 "Фаворит" в Сирию "почти решен". На их основе планируется в кратчайшие сроки создать эшелонированную систему сирийской ПВО. В соцсетях циркулируют слухи, что комплексы уже доставлены в Тартус. При этом ни Кремль, ни Белый дом никак не могут определиться, оставаться им дальше в Сирии или нет. Ведь, насколько все помнят, о подобных планах заявляли и Путин, и Трамп. И не раз. 

 

"Возможные возможности" Кремля

Так что явно в основе соперничества лежат не либеральные или какие-либо другие ценности, а желание доминировать. Но в такой игре преимущество заведомо на стороне Вашингтона - и в экономическом, и в военном, и в технологическом плане. Военные базы США разбросаны по всему миру, у них много союзников - Альянс НАТО силен, расширен вплоть до границ России и в него мечтают войти даже Украина и Грузия. Про экономический паритет России и Запада не стоит даже и говорить. В военном плане ни ОДКБ, ни ШОС даже не приближаются к Североатлантическому альянсу - надежных исторических союзников у Москвы никогда не было и нет. Например, в Сирии Кремль не может доверять ни Ирану, ни Турции, каждый из которых играет в свою игру. Россия не может верить даже Башару Асаду, а уж тем более никому другому, кто мог бы прийти ему на смену, и особенно в то время, когда встанет вопрос восстановления этой разрушенной страны. Тем не менее США относятся к России более чем серьезно и собственноручно придают своему противнику значимость, например, заявлениями о том, что Москва более чем успешно вмешалась в выборы американского президента. Или вот недавно Киаран Мартин, глава Национального центра кибербезопасности Великобритании, заявил о массовых хакерских атаках якобы со стороны России, назвав ее самым сильным противником своей страны в киберпространстве. 

Получается, что Москва даже в таком положении не собирается сдавать свои позиции и прекрасно использует все "возможные возможности" для ответа - хотя бы даже и на просторах интернета. Россия мастерски "раскручивает" противоречия в рядах своих противников. Ведь никто уже не понимает, действительно ли русские наследили во время американских выборов-2016 или прошлогодних событий в Каталонии. Или вот хотя бы взять ситуацию с санкциями США против России. Если не заострять внимание на том, что в момент подписания указа двигало Дональдом Трампом, то главное здесь убежденность, что в итоге меры против богатых и влиятельных граждан России, сколотивших состояние в 1990-е или 2000-е после краха советской экономики, нанесут удар по власти Путина. Да, но только если Путин не задумал в отношении своих "друзей" не совсем приятные вещи вроде "добровольной национализации". 25 апреля вице-премьер РФ Аркадий Дворкович уже дал понять, что это вполне возможный вариант. Стратегически важные рычаги российской промышленности таким образом будут переданы в незаметные и надежные руки. А сам Путин, кстати, еще и рейтинг свой увеличит - стоит только почитать на форумах, что думают о том же Дерипаске простые люди на местах. Кремль, кажется, также научился хорошо лавировать в "бульоне" интересов других стран, проводящих или пытающихся проводить независимую политику. Порой такие "позиционные", нигде не заявленные альянсы оказываются в разы эффективнее громоздкой системы того же НАТО.

 

Иранская карта

Возвращаясь к Сирии, можно сказать, что ее, наверное, когда-нибудь назовут полигоном, где отрабатывался новый стиль международных отношений - молниеносный, жестокий, не оставляющий выбора. И там сейчас, судя по всему, будет набирать обороты иранская карта. Тегеран использует конфликт в САР для укрепления своего регионального влияния, что очень нервирует до этого несколько лет молчавший Израиль. Тель-Авив, беспокоящийся по поводу связей Тегерана с "Хезболлой", дает понять, что готов к любому сценарию. И вот что, кстати, пишет The Wall Street Journal. "Именно Россия "выдала" Израиль, 9 апреля атаковавший иранскую базу Т-4 в Сирии. В израильской практике случалось наносить удары по целям в Сирии, связанным среди прочего с передачей Ираном качественно новых вооружений "Хезболле", но не признавать этого. Поскольку израильтяне ничего не заявляли публично, ни иранцы, ни "Хезболла" не были вынуждены принимать ответные меры, чтобы сохранить лицо", - поясняет для издания консультант Вашингтонского института ближневосточной политики Деннис Росс. Тут же подключается и Вашингтон, все настойчивее говорящий о своем намерении выйти из соглашения по иранской ядерной программе 2015 года. Президент Франции Эммануэль Макрон после встречи в Вашингтоне с Трампом также заявил, что намерен работать над новым соглашением. В ответ на это президент Ирана Хасан Рухани назвал Трампа "лавочником, коммерсантом, застройщиком, строителем башен", который не может иметь "суждений о международных делах", и также предупредил о "серьезных последствиях", если США решатся ввести санкции. Если применить к данной ситуации вышеизложенную логику, то понятно, что России, которая стремится сохранить свое присутствие в Сирии, конечно, выгоден там Иран, но не выгоден сильный Иран, как одновременно не выгоден ей и Иран, вдруг имеющий нормальные отношения с США. 

Впрочем, ситуацию и для России, и для Ирана может существенно осложнить намерение Дональда Трампа заменить свое присутствие в Сирии войсками монархий Персидского залива и Египта. Ведь Вашингтон тоже прекрасно умеет использовать позиционных друзей в своих целях. 16 апреля 2018 года The Wall Street Journal со ссылкой на источник в администрации Трампа заявила, что новый советник президента по национальной безопасности Джон Болтон проводит переговоры с представителями арабских государств о создании многонациональных сил, которые заменят американских военных в Сирии. При этом министр иностранных дел Саудовской Аравии обратился к Катару с предложением разместить в Сирии военный контингент. Все это несет серьезный риск столкновений с проиранскими формированиями, что может вылиться в большую войну в регионе. 

Так что Антониу Гутерреш, несомненно, прав - Совету Безопасности в этой игре места действительно нет. При таком раскладе каждый защищает свои интересы любыми подручными средствами, союзы непрочны, а слабость в любой момент может превратиться в преимущество, и наоборот. Тут уже не до правил. Тем более таких церемониальных. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

300


Актуально