25 Апреля 2024

Четверг, 19:51

БАРХАТНЫЕ ИЛЛЮЗИИ

Решит ли новая власть старые проблемы Армении?

Автор:

15.05.2018

В Армении произошла смена власти. Республиканская партия (РПА) как ключевая организационная сила пресловутого "карабахского клана", находившаяся у власти 20 лет, вынуждена была отдать ее "народному кандидату" Николу Пашиняну, поднявшемуся на вершину армянской политики на волне протестного движения.

Однако приведет ли смена лиц в руководстве Армении к реальным изменениям в стране, которая из-за осуществляемой ею агрессии против Азербайджана прозябает в беспросветном кризисе практически с самого обретения независимости? Впрочем, сама эта независимость довольно условная, если иметь в виду, по сути, кабальную зависимость Армении от внешней военной поддержки и иностранных кредиторов.

 

"Карабахский клан" за бортом

РПА пыталась изо всех сил сопротивляться приходу Пашиняна к власти. Инициированное им движение "Сделай шаг", выдвинувшее лозунг "Отвергни Сержа", изначально не казалось столь угрожающим ее практически тотальному правлению. Ведь сам Пашинян не представлял из себя сколь-нибудь значимого, влиятельного политика, если иметь в виду его принадлежность к малочисленной парламентской фракции "Елк". Однако нарастающая волна протестов поставила экс-президента и премьер-министра Сержа Саргсяна перед выбором: уйти в отставку или подавить в крови народные массы, недовольные его политикой.

Наивно полагать, что Саргсян, набравший по жизни изрядный опыт уничтожения людей - на его совести массовое истребление азербайджанцев Карабаха и безжалостное подавление протестующих против его власти армян 1 марта 2008 года, - отказался от нового кровопролития по соображениям совести. Скорее всего Саргсян понял, что еще одна карательная операция против сограждан все равно не сохранит его власть. Поэтому он решил подать в отставку в расчете на то, что уличному вожаку Пашиняну не удастся в конечном счете утвердиться у руля страны.

Пашинян действительно столкнулся с серьезным препятствием в лице саргсяновской фракции: РПА не позволила ему стать премьером при первом голосовании в парламенте, заручиться поддержкой 53 голосов, необходимых для избрания. 

Но в тот же день опасность создания властного вакуума, чреватая в перспективе для РПА "народным возмездием", заставила саргсяновцев пойти на уступку, заявить, что при следующем голосовании они выскажутся за избрание Пашиняна премьером. Свою роль в смягчении позиции РПА сыграл и выход партии "Дашнакцутюн" из властной коалиции. И как не без оснований писали армянские СМИ, РПА осталась одна против народа.

Спустя неделю, 8 мая Пашинян получил 58 голосов, что означало приход к власти в Армении нового руководителя. Премьер-министр Пашинян, согласно новой армянской Конституции, стал не только главой исполнительной власти, но и государства. Таким образом, изворотливый план Саргсяна по сохранению своего лидерства в доведенной им до безысходности стране обернулся крахом. Бывший армянский президент, мечтавший осуществить воспроизводство собственной власти, сам угодил в ловушку, которую готовил для своих политических противников. Конституционная реформа, направленная на преобразование Армении из парламентской в президентскую республику и придуманная Саргсяном исключительно для того, чтобы в нужный момент спокойно перебраться из президентского в премьерское кресло, пошла, что называется, коту под хвост.

Не помогла Саргсяну и тень его бывшего босса, второго президента Армении Роберта Кочаряна, долгие годы считавшегося главой "карабахского клана". Оба они, печально прославившиеся в годы карабахской войны на ниве уничтожения мирных азербайджанцев, жесткие и жестокие политики, способные, глазом не моргнув, пойти на любые преступления ради достижения своих целей, оказались за бортом армянской власти. Но нельзя исключать, что теперь они будут пристально следить за политическим процессом в охваченной "бархатной революцией" Армении в расчете использовать любую оплошность взошедшего на борт уличного вожака Пашиняна. Тем более что приход последнего к власти ставит перед страной гораздо больше вопросов, чем ответов.

 

Как "народный вожак" собирается спасать народ?

Один из главных вопросов в связи с так называемой "бархатной революцией" в Армении заключается в том, какие внешние силы оказывали ей явную и скрытую поддержку. До начала протестов Пашинян был известен как политик явно антироссийского толка, призывавший Армению выйти из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), грозился выгнать вон с территории Армении российскую военную базу. В ходе "революции" его антироссийская риторика значительно смягчилась: он признал необходимость сохранения военной базы РФ с точки зрения обеспечения армянской безопасности, не стал возражать против присутствия Армении в рядах ЕАЭС, акцентируя внимание на том, что Еревану необходимо придать своим отношениям с Москвой новое качество.

Однако каким должно быть это "новое качество" в ситуации, когда Арменией заправляют российский бизнес и военно-промышленный комплекс? Об этом Пашинян умолчал. Зато не молчат многочисленные российские эксперты, считающие, что отсутствие антироссийских заявлений в исполнении Пашиняна в момент "бархатной революции" всего лишь попытка не допустить открытого вмешательства Москвы в процесс смены армянской власти, уловка со стороны "народного вожака", призванная замаскировать его истинные цели. Последние же, полагают в Москве, как раз и направлены на выход Армении из зоны российского влияния.

В этой связи обращает на себя внимание то, с каким воодушевлением и одобрением восприняли на Западе смену власти в Армении. США и Евросоюз не скрывают радости по поводу прихода к власти в беднейшей стране Южного Кавказа "борца за народное дело". Но если учесть, что западные центры смотрят на "дела" других народов через призму их соответствия евроатлантическим "делам", невольно напрашивается предположение о том, что теперь США и ЕС будут ожидать от Пашиняна реальных шагов на пути "приближения Армении к демократии", то бишь движения в западном направлении и избавления от российского контроля. И на этом пути они готовы оказать новой армянской власти соответствующую финансовую поддержку, о чем уже говорят конкретные обещания заинтересованных американских и европейских инстанций.

Поэтому возникают вопросы: как далеко зайдет Пашинян в своей предполагаемой антироссийскости и какие меры предпримет Москва, если новая армянская власть в той или иной форме все же укажет ей на дверь?

Пашинян, конечно, понимает, что резкие движения вопреки интересам России могут ослабить ее роль в качестве "гаранта армянской безопасности", и поэтому он не станет, во всяком случае в ближайшее время, выводить Армению из ОДКБ и требовать закрытия российской военной базы на территории страны. Но он вполне может начать ставить палки в колеса российскому бизнесу, отдельные представители которого уже дают понять о вероятности вынужденного сворачивания своей деятельности в Армении. Только вот насколько реально замещение российского бизнеса европейским или американским в условиях изолированной от региональных экономических процессов Армении?

Вообще, Пашинян много говорит о начале новой эпохи в Армении, но ничего не говорит о ее экономической составляющей. Показатели армянской экономики удручающие, достаточно отметить массовую безработицу, бедность как минимум трети населения, запредельный размер государственного долга (свыше $7 млрд.) За счет каких ресурсов Пашинян намерен исправлять ситуацию, выводить армянскую экономику из кризиса, увеличивать зарплаты, пенсии, пособия? И как он намерен предотвратить дальнейший массовый отток населения из страны, то есть решить проблему, которая является прямым следствием экономического кризиса и неверия граждан Армении в перспективу достойного развития страны?

 

Иллюзии Пашиняна

Революционная эйфория, безусловно, пройдет уже в самое ближайшее время, и станет ясно, что даже при "народном вожаке" Пашиняне Армения не в состоянии решить ни одной сколь-нибудь значимой проблемы. Ей не удастся выйти на путь решения злободневных экономических проблем, приостановить демографический кризис, перебороть свои страхи, главный из которых связан с возможным возобновлением широкомасштабных военных действий в Карабахе.

Весь этот комплекс проблем неизбежно подводит любую армянскую власть к вопросу налаживания отношений с Азербайджаном, сотрудничество с которым единственно может гарантировать Армении преодоление ее "хронических болячек", подключение к процессам региональной интеграции, выход на качественно новый уровень развития. Но данная перспектива все еще закрыта для страны, продолжающей оккупацию азербайджанских территорий. И, судя по всему, Пашинян не намерен отказываться от этой политики. Об этом говорит его предвыборное выступление в парламенте, когда он, раскрывая свое видение урегулирования карабахского конфликта, заявил, что "единство армян остановит иллюзии Азербайджана решить нагорно-карабахский вопрос военным путем". Тогда как гораздо ра-зумнее для него и любого другого, кто пытается спасти армянское государство от полного краха, было бы признать, что только отказ Еревана от оккупации азербайджанских территорий может предотвратить большую войну в регионе. Все иные разговоры - не что иное, как обман собственного народа в целях захвата или удержания власти, что доказал пример Саргсяна и его окружения.

Пашинян пока не убедил в том, что не собирается идти по этому же заведомо провальному пути. Сразу после восшествия на премьерский пост он посетил Нагорный Карабах, где участвовал в церемониях, посвященных 26-летию оккупации Шуши, и сделал ряд деструктивных заявлений. В частности, о том, что Армения пойдет на компромисс только после того, как Азербайджан признает "право Нагорного Карабаха на самоопределение". Иными словами, Пашинян призывает Баку смириться с оккупацией азербайджанских территорий, изгнанием миллиона азербайджанцев из Нагорного Карабаха и прилегающих районов.

Что ж, тем самым пришедший к власти Пашинян уже не оставляет никакого выбора ни для Азербайджана, готового к освобождению своих земель любым путем, ни для Армении, обреченной при отсутствии нормальных отношений с Азербайджаном катиться на дно до полного упадка. Если, конечно, в Пашиняне не возобладает здравый смысл. Время одуматься у армянского премьера еще есть, но его критически мало. Обратный отсчет пошел...



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

319


Актуально