Автор: Натиг МАМЕДЗАДЕ
После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) одной из жизненно важных задач, стоящих перед государством, было обеспечение безопасности народа, защита территориальной целостности страны. Эту задачу лидеры Азербайджана решали в неимоверно сложных политических условиях.
"…Оставалась одна надежда - на Турцию…"
Независимость Азербайджана была провозглашена в ситуации, когда восточная часть страны находилась под властью возглавляемого Степаном Шаумяном Бакинского Совета народных комиссаров, базирующегося на тактическом союзе большевиков и дашнаков. Положение Национального Совета и правительства АДР, которые первые недели после объявления независимости государства функционировали в Тифлисе, отягощалось тем, что военные силы Бакинского Совета наступали на Гянджу (Елизаветполь), объявленную временной столицей Азербайджана. В распоряжении у лидеров АДР не было достаточной военной силы для противодействия наступавшим дашнако-большевистским войскам. Как писал впоследствии Мамед Эмин Ра-сулзаде, при создавшихся тогда условиях оставалась одна надежда - на Турцию, и эта братская страна призвана была вырвать Азербайджан из рук врагов.
Один из лидеров азербайджанского национального движения, министр финансов и министр народного просвещения в первом правительственном кабинете АДР Насиб бек Усуббеков (Юсифбейли), характеризуя создавшееся к июню 1918 года положение, подчеркивал: "Анархия столь грандиозного размера, которая имеется не только у нас, азербайджанских тюрков, но и на всей территории Южного Кавказа, не может быть подавлена собственными нашими силами: положение еще более усугубляется тем, что с востока наступают большевики. При таком положении вещей, при такой нашей беззащитности нам нет другого исхода, как обратиться к иностранному вмешательству. В данном случае мы можем радоваться тому, что внешней силой, долженствующей явиться сюда, является дружественная и братская сила - Турция".
4 июня 1918 года был подписан договор о дружбе между Османской империей и Азербайджанской Республикой. Это был первый договор АДР с иностранным государством. С азербайджанской стороны его подписали председатель Национального Совета Мамед Эмин Ра-сулзаде и министр иностранных дел Мамед Гасан Гаджинский, с турецкой - министр юстиции Халил бек и главнокомандующий Кавказским фронтом Вехиб паша.
В преамбуле договора говорилось: "Правительство Османской империи с одной стороны и правительство провозгласившей свою суверенность Азербайджанской Республики - с другой приходят к взаимному соглашению в утверждении теплых дружеских отношений между своими странами на политической, правовой, экономической и интеллектуальной основе".
Первый пункт договора подтверждал, что между Османской империей и Азербайджанской Республикой будут установлены постоянный мир и прочная дружба. В важнейшем для Азербайджана четвертом пункте указывалось, что в случае, если окажется необходимым, Османское правительство берет на себя оказание военной помощи Азербайджанской Республике в целях укрепления мира и спокойствия, обеспечения безопасности страны.
Включение в договор пункта о военной помощи означало, что Азербайджан при поддержке Турции намерен положить конец произволу и насилию, чинимым армянскими вооруженными формированиями в различных регионах Азербайджана, прежде всего в Карабахе, и освободить Баку от враждебной власти.
Еще в конце мая в Гянджу прибыл турецкий штаб во главе с Нуру пашой. Азербайджанское население с большой радостью встретило турецкие войска. По словам М.Э.Расулзаде, Нуру пашу приняли как "сошедшего с неба ангела-спасителя".
При штабе Нуру паши было организовано Управление гражданской частью, которое возглавил его политический советник, один из видных деятелей азербайджанского национального движения Ахмед бек Агаев (Агаоглу).
В приказе своим войскам Нуру паша провозгласил: "Наша цель - Баку". Одновременно в июне 1918 года турецкие войска под командованием Кязима Карабекира паши заняли Нахчыван, находившийся под прицелом дашнакских банд.
Самым важным участком фронта войны с Бакинским Советом было Кюрдамирское направление. Именно здесь шло наступление главных дашнако-большевистских сил на Гянджу. 16-18 июня состоялись бои у селения Карамарьям, находившегося в 20 верстах к востоку от Гёйчая. Несмотря на контратаки 10-го турецкого полка, противнику удалось захватить Карамарьям.
19 июня Нуру паша специальным поездом выехал на фронт. В тот же день он сообщил в своем донесении командующему Восточной группой османских войск о том, что наступление советских войск приостановлено ценой значительных потерь 5-й дивизии. Однако в последующие дни войска Баксовета вновь продвинулись к Гёйчаю.
В связи с обстановкой на фронте М.Г.Гаджинский писал М.Э.Ра-сулзаде: "Положение наше на фронте неважное. Вперед не можем двигаться". В ответ М.Э.Расулзаде сообщил, что по распоряжению Энвера паши в Азербайджан посылаются новые полки, а Нуру паша уже подтвердил достаточную численность имеющихся в его распоряжении военных сил для наступления.
В этот судьбоносный момент зарождался фундамент азербайджанской армии. Плечом к плечу с турецкими войсками в войне против Баксовета сражались азербайджанские аскеры и добровольцы.
Июньский кризис
Вступив на территорию Азербайджана в качестве союзной силы, обязавшейся оказать военную помощь братскому народу в освобождении Баку, османские войска решали также, разумеется, отвечающие интересам Османского государства важные геополитические задачи. Мировая война продолжалась, и часть турецкой военно-политической элиты рассчитывала значительно расширить по ее итогам сферу влияния Османской империи. Одной из ключевых своих опор османские стратеги считали Азербайджан, но именно по этой причине их расчет на установление в только объявившей свою независимость стране послушного туркам правительства не совпал с интересами руководства АДР.
Правительство Азербайджана, переехав из Тифлиса в Гянджу 16 июня 1918 года, сразу оказалось перед сложнейшей дилеммой. Турецкое командование настаивало на роспуске Национального Совета и формировании нового азербайджанского правительства. В противном случае оно ставило вопрос о прекращении оказания военной поддержки АДР.
Действия турецкого командования вызвали протест со стороны большей части Национального Совета, включая и его председателя. Однако с учетом необходимости выполнения исторической миссии - освобождения Баку и Бакинской губернии - глава АДР М.Э.Расулзаде решил принять османский ультиматум.
17 июня состоялось заседание Национального Совета, на котором было принято решение о приостановлении его деятельности и передаче им своих законодательных функций новому правительству. Второй кабинет с участием представителей партий "Мусават", "Иттихад" и группы беспартийных возглавил Ф.Х.Хойский, ставший тем самым новым руководителем АДР.
Что же касается М.Э.Расулзаде, то он, продолжив свою деятельность в качестве лидера крупнейшей партии - "Мусават", расценил сложившуюся под давлением турецкого военного командования ситуацию как "отступление демократии и определенный успех реакционных сил".
Турецкое командование дало понять, что не потерпит никакой самостийной активности азербайджанцев в военной сфере. Поэтому в структуре нового правительственного кабинета АДР отсутствовало Военное министерство, функции которого были переданы командованию созданной в составе османской армии Кавказской Исламской армии.
Однако последующий ход событий показал незаурядную способность азербайджанского правительства и лично его председателя Ф.Х.Хойского решать, даже в условиях мощного внешнего давления, задачи независимой национальной государственности. Второй кабинет заложил основы политического и экономического курса АДР, а также способствовал утверждению Кавказской Исламской армии как совместного турецко-азербайджанского войска, призванного вернуть Баку в лоно национальной государственности Азербайджана.
ХУДАДАТ БЕК МЕЛИК-АСЛАНОВ
(1879-1935)
Уроженец Шуши Худадат бек Мелик-Асланов занимает видное место в плеяде блестящих политических деятелей АДР.
По окончании в 1904 году Петербургского института инженеров путей сообщения Худадат бек некоторое время работал в Управлении по изысканиям железных дорог Вологда - Петрозаводск в Санкт-Петербурге, а затем - в Управлении Закавказской железной дороги. Он получил известность и как специалист-ученый в области железнодорожной техники. Целый ряд его научных трудов в этой области принес ему мировое признание.
После Февральской революции 1917 года Мелик-Асланов был назначен уполномоченным Временного правительства по путям сообщения Закавказья. Бурные события в регионе вовлекают Мелик-Асланова в активную политическую деятельность. Он был комиссаром путей сообщения Закавказского комиссариата и министром путей сообщения Закавказской федеративной республики.
После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году Мелик-Асланов неизменно входил в состав правительственных кабинетов. В первом кабинете он занимал должности министра путей сообщения и министра почт и телеграфа. Во втором, третьем и четвертом кабинетах - министра путей сообщения. В пятом кабинете Мелик-Асланов занимал должности министра путей сообщения, министра торговли и промышленности, а также первого заместителя главы правительства.
Худадат бек Мелик-Асланов был принципиальным защитником государственных интересов как во внутренней жизни страны (что проявлялось в его противодействии крупному капиталу), так и во внешнеполитическом контексте (выразилось в его решительных мерах по преодолению давления вначале со стороны турецкого, а затем и британского военного командования). В целом, работая в правительстве АДР, он продемонстрировал себя приверженцем усиления государственного вмешательства в экономические процессы.
Мелик-Асланов являлся депутатом Парламента АДР. 11 июня 1919 года он был назначен первым заместителем Государственного комитета обороны. В том же году в Баку благодаря его усилиям было открыто училище для подготовки квалифицированных кадров для железных дорог (впоследствии преобразовано в техникум железнодорожного транспорта). Мелик-Асланов возглавлял также созданную в период АДР специальную комиссию по разработке проекта перехода азербайджанского языка на латинскую графику.
После установления советской власти в Азербайджане Мелик-Асланов вернулся к инженерной и научной деятельности, а также проявил себя в сфере образования. Он работал в целом ряде государственных учреждений. Работая на посту председателя республиканского Комитета госсооружений, он принял активное участие в составлении проекта и строительстве Дома правительства, ныне расположенного на площади Азадлыг в Баку. Кроме того он являлся деканом инженерно-строительного факультета Азербайджанского политехнического института.
В 1928 году Мелик-Асланов был назначен заместителем председателя Высшего технического комитета республики. При его активном участии были начаты работы по строительству Джульфа-Бакинской железной дороги и Сабунчинской электрической железной дороги. В 1929 году им впервые был поставлен вопрос о необходимости строительства в Баку метрополитена.
Выдающиеся заслуги Мелик-Асланова, однако, не спасли его от репрессивной машины советского режима. Один из видных деятелей АДР, крупный инженер, ученый и педагог Худадат бек Мелик-Асланов умер в советской тюрьме в июне 1935 года.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: