20 Апреля 2024

Суббота, 16:14

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

Елена ДУНАЕВА: "Надо учесть трехлетний опыт выживания ИРИ в условиях санкций"

Автор:

01.08.2018

Вот уже несколько месяцев, как в Иране периодически вспыхивают акции протеста в связи с охватившим страну финансово-экономическим кризисом. В поисках выхода из ситуации начались аресты членов муниципалитетов, руководителей импортно-экспортных компаний. Задержанные обвиняются в коррупционных делах. Однако попытки снизить накал страстей уж очень напоминают поиски стрелочника. Генеральный прокурор Тегерана Джафари Долатабади, не называя имен, заявил, что десятки арестованных доставлены в военную прокуратуру. 

Интересно, что среди арестованных военные из элитного Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Более десяти лет они доминировали в муниципалитете Тегерана. Среди арестованных также бывший главный командир полиции Мохаммед Бакер Калибаф. Власти обещают наказать всех участников коррупционных схем независимо от того, кто за этим стоит. Ряд аналитиков склонны предполагать, что в Иране наступил системный кризис, и скандал с КСИР - только начало грядущих перипетий.

О том, что же происходит у южного соседа Азербайджана, в интервью R+ рассказывает старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук, кандидат исторических наук Елена ДУНАЕВА.

- В Иране волна протестов докатилась до восточных провинций, где живут азербайджанцы, до арабонаселенного юга - Бендер-Аббаса и других городов. Не переходит ли недовольство экономической ситуацией в плоскость национального вопроса, подобно тому, как это происходило в период распада СССР? 

- Основной аспект недовольства в этих регионах составляют экологические проблемы, связанные с сильной засухой и песчаными бурями. Все это привело к сильной нехватке воды, особенно питьевой. Экологические проблемы в этих регионах - дело не сегодняшнего дня. Они были и раньше. Просто в связи с засухой в последние дни они особенно обострились. Хотя большинство населения в этих регионах составляют арабы, этнический фактор не является основным фактором протестов. Интересно, что в иранской прессе засуху объясняют тем, что соседние с ИРИ страны Персидского залива умудряются отгонять идущие в сторону Ирана дождевые облака. В действительности же в Иране давно не занимались проблемой высыхания рек и системой пользования водными ресурсами. Были построены многочисленные водоканалы, плотины, отводы, и все это очень негативно отра-зилось на главном источнике воды - судоходной реке Карун. Теперь в южных регионах ИРИ отмечается сильная нехватка воды. 

Такое же обострение экологических проблем наблюдается на юго-востоке ИРИ, в провинции Белуджистан. Из-за жаркого лета в ряде городов происходит отключение электроэнергии. Это негативно отражается на небольших производствах определенного вида продукции. К примеру, на развитии птицеводческих хозяйств. 

А в Тегеране, Исфахане, Керманшахре и других городах забастовки и протесты связаны, в первую очередь, с девальвацией национальной валюты и общим ухудшением экономической ситуации в стране.

- Есть ли вероятность дефолта и гиперинфляции в ИРИ? Риал обесценивается с космической скоростью. Доверие к национальной валюте настолько потеряно, что в азербайджанских провинциях и регионе Гилан азербайджанский манат обращается наравне с иранской валютой…

- Хотя девальвация риала происходит уже третий месяц, по официальным данным инфляция составляет не более 10%. При этом в последний год правления президента Махмуда Ахмадинежада инфляция составляла 30%, а в период начала работы кабинета Рухани доходила чуть ли не до 40%. Так что у Ирана есть еще запас прочности.

- А в чем причина кризиса? Одни говорят, что проблема кроется в экономической системе исламского государства, другие - в расходах на поддержание шиитских вооруженных формирований в Сирии и Йемене…

 - Правительство Хасана Рухани, подписывая в 2015 году соглашение по ядерной программе, надеялось, что в страну поступят значительные инвестиции и новые технологии. Получилось так, что Иран выполнил все условия договора о ядерной программе. Это касается обогащения урана, сокращения количества центрифуг, вывоза наработанного ядерного топлива и пр. Но европейские государства под давлением США не сдержали своих обязательств по полному подключению Ирана к международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей SWIFT.

Иран не имеет возможности воспользоваться своими деньгами, которые хранятся в западных банках, всеми международными банковскими механизмами. Несмотря на признание МАГАТЭ, что Иран придерживается обязательств, не все западные компании решились на капиталовложения в иранскую экономику. Это также произошло под давлением Вашингтона. 

План правительства Рухани, рассчитанный на прилив большого западного капитала, не осуществился. Поэтому пришлось искать какие-то резервы. Единственное, что ему удалось, - это выйти на досанкционный уровень добычи и экспорта нефти - 3,8 млн. баррелей в день. Однако к тому времени цены на нефть сильно упали по сравнению с 2010-2011 годами. Иран недосчитался значительных нефтевалютных поступлений в страну. А иранский госбюджет на 60% сформирован за счет продажи нефти. Теперь Тегеран пытается перестроиться, наращивая ненефтяной экспорт. Но по сравнению с нефтяными доходами эта статья экспорта незначительная. 

Просчетов в работе кабинета тоже немало. Что касается расходов на поддержку проиранских сил на территории Сирии и Йемена, то эти расходы не играют значимой роли в экономическом кризисе. Кризис - это комплекс проблем от недоработок правительства до коррупции, вывоза капитала, манипуляций с продажей валюты на внутреннем рынке и пр.

- Удастся ли Трампу остановить покупку иранской нефти на мировом рынке? В ноябре США применят санкции в отношении стран, закупающих иранскую нефть. И что станет с Ираном в этом случае?

- Не думаю, что это удастся Вашингтону. Прежде всего надо учесть трехлетний опыт выживания ИРИ в условиях санкций, наложенных Западом на иранскую нефть в 2013-2016 годах. Основными покупателями нефти у ИРИ выступают Китай и Северная Корея. Вряд ли США смогут отговорить эти страны от закупки иранской нефти. Штаты могут только отследить расчеты за покупку нефти. В случае с Китаем Иран часть денег берет в юанях, Турция напрямую покупает нефть через трубопровод из Ирана. Есть еще продажа в кредит и бартер. То есть США не смогут полностью зафиксировать или заблокировать продажу и покупку нефти.

- Иранская государственная система предусматривает крупные социальные программы. Различными льготами и социальными выплатами пользуются учителя, малообеспеченные семьи. Во многом авторитет верховного лидера держится на этой социальной поддержке населения. Как отразится на власти духовенства ситуация, если государство просто не сможет нести эту социальную нагрузку? 

- Действительно, в ИРИ почти 80% населения так или иначе охвачено социальной помощью и дотациями. С 2008 года государство проводит политику адресной материальной помощи через банки. Эту помощь получает колоссальное число людей. Теперь стоит вопрос сокращения количества населения, получающего дотации. Пока парламент отказывается одобрить план правительства по сокращению пакетов социальной поддержки. Интересно, что при предоставлении адресной помощи доходы семьи не учитываются. То есть, если человек хочет получить помощь, он пишет заявление и государство перечисляет ему на счет в банке 40 и более долларов. 

Сейчас обсуждается вопрос сокращения социальных программ за счет урезания помощи семьям с высокими доходами. Скорее всего иранскому правительству придется пересмотреть систему социальной поддержки. Кстати, огромная часть помощи идет через исламские фонды, которые аккумулировали в себе всю собственность семьи и ближайшего окружения шаха после исламской революции 1979 года. Эти фонды имеют сотни предприятий - от сельскохозяйственных до авиакомпаний и других коммерческих структур. По уставу часть доходов они должны выделять на благотворительность как внутри страны, так и мусульманам за границей. Есть еще исламские вакфы. Крупнейший из них вакф Имама Резы, фонды, организованные религиозными учеными, которые тоже занимаются экономической деятельностью и направляют средства на благотворительность. Также есть налог в пользу уважаемого религиозного руководителя Хаменеи и других аятолл. Любой нуждающийся может обратиться за помощью в канцелярию этих фондов или религиозного лидера и получить помощь. 

Пока деньги на социальную поддержку есть. Все зависит от того, удастся ли правительству получить деньги в западных банках. Сейчас власти обратились к ФРГ за тем, чтобы вернуть несколько миллионов евро. Это показательный пример. Все зависит от того, проявят ли страны ЕС солидарность с США или все же продолжат взаимодействие с Ираном.

- Иран грозится закрыть Ормузский пролив. Это под силу Тегерану?

- Теоретически Иран может закрыть пролив. Там всего 40 км прохода, на трех островах расположены иранские военно-морские базы. При желании Иран может обстрелять танкеры или другие суда, которые там проходят.

- Может ли Иран в ответ на протесты пойти на либеральные реформы в общественной жизни? Это касается свободы прав женщин, молодежи и пр.

- Правительство Рухани выступает за либерализацию страны. Это единственный путь решения всех проблем Ирана. Как в социально-экономической, так и в политической сфере. Дело в том, что "закручиванием гаек" власти могут только на короткое время отодвинуть рост протестного потенциала. Протесты все равно будут. Пока городская интеллигенция, национальная буржуазия не вышли на улицы. Сейчас протестуют низшие слои, у которых наихудшее материальное положение. При ужесточении режима на акции выйдет наиболее разумный и образованный средний класс. Тогда протесты примут уже гораздо более массовый характер. 

Кстати, упоминание в иранских СМИ бывшего президента Хатами можно расценить как знак того, что в стране возможна либерализация. В медиа уже появилась информация о его встречах с реформаторами, молодежью и даже его комментарий о положении в стране. Хатами считает, что пока есть возможности проведения реформ для сохранения исламского режима. Пойдет ли на это высшее руководство страны - это вопрос. Ввиду усугубления экономического положения у Ирана просто нет иного пути.

- Насколько вероятна война между ИРИ и США?

- Думаю, что военный сценарий не рассматривает ни Тегеран, ни Вашингтон. Это не в интересах США и ИРИ. Сам факт дестабилизации ситуации в регионе Ормузского пролива приведет к негативным последствиям на мировом энергетическом рынке. Ни одна страховая компания не возьмется страховать суда, которые будут вывозить оттуда нефть. Это ударит не только по экспорту нефти Саудовской Аравии, Омана и других стран, но и по Катару, который вывозит весь свой сжиженный газ через Ормузский пролив.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

475


Актуально