23 Апреля 2024

Вторник, 16:00

ПРАЗДНИК ЕДИНСТВА

100 лет назад объединенные азербайджано-турецкие войска освободили Баку от вражеской власти

Автор:

15.09.2018

В сентябре 1918 года решалась судьба Азербайджана и его молодой республики. Шли бои за Баку, в котором с конца 1917 года установилась власть враждебного азербайджанской независимости Бакинского Совета.

 

Обреченный Бакинский Совет

Военные успехи Кавказской Исламской Армии, сумевшей в ходе контрнаступления добиться перелома в войне с дашнако-большевистским Бакинским Советом, усугубили политический и экономический кризис в Баку. Противостоящие внутри Бакинского Совета большевикам эсеры и меньшевики начали агитацию за приглашение в Баку британских экспедиционных сил под командованием генерала Лайонела Денстервиля. На такую же позицию встали и дашнаки. Предчувствуя скорый крах Бакинского Совнаркома, они вступили в блок с эсерами и меньшевиками.

Надежды дашнако-эсеро-меньшевистского блока на сохранение Баку под контролем Бакинского Совета были связаны и с казачьими войсками бывшего царского полковника Лазаря Бичерахова. Во главе полуторатысячного отряда Бичерахов взял на себя командование правым крылом "линии обороны Баку". Однако в конце июля 1918 года, осознав невозможность сопротивления наступающим азербайджано-турецким войскам, Бичерахов со своим отрядом покинул фронт и двинулся на север, в направлении Петровска (Махачкалы).

В накаленной до предела политической атмосфере 25 июля состоялось заседание Бакинского Совета, на котором в результате голосования было принято решение о приглашении английских войск в Баку. Бакинский Совнарком, отказавшись подчиниться этому требованию, сложил свои полномочия. Власть в Баку перешла в руки дашнако-эсеро-меньшевистского блока, который 1 августа сформировал правительство "Диктатуры Центрокаспия и Президиума Временного Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов". В тот же день "Диктатура Центрокаспия", позиционировавшая себя в качестве антибольшевистского органа и, соответственно, выступавшая против правительства Ленина в России, послала своих представителей в ставку английского командования в Иране.

4 августа в Баку высадился первый британский отряд под командованием полковника Стокса, прибывший на военном транспорте из Энзели. 9-17 августа высадились основные силы англичан, возглавляемые генералом Денстервилем. Они включали в себя три батальона, батарею полевой артиллерии и несколько броневиков. Однако дашнаки и их союзники рассчитывали на гораздо большую помощь со стороны Великобритании. Командование английским корпусом, со своей стороны, сетовало на отсутствие дисциплины, деморализованность и даже трусость военных сил "Диктатуры".

Убедившись в том, что ничего нельзя сделать для "спасения города", на который наступали силы противостоящей Антанте в ходе Первой мировой войны Османской империи, Денстервиль приготовился к эвакуации. Однако правительство "Диктатуры Центрокаспия" пригрозило открытием огня по любому отплывающему кораблю. Денстервилю не оставалось ничего другого, кроме как дождаться последнего штурма Кавказской Исламской Армии и покинуть Баку в момент, когда все более овладевающая дашнако-эсеро-меньшевистским блоком паника достигнет своего пика.

 

"Урок для тех, кто пытается строить свое счастье на чужом несчастье"

В условиях, когда в Баку, управляемом враждебным азербайджанскому народу режимом, усиливались смятение и паника, правительство Азербайджанской Демократической Республики (АДР) продолжало вести активные переговоры с Османской империей. Целью их было доведение войны за освобождение Баку до победного конца.

6 сентября 1918 года в Стамбуле азербайджанская делегация, в которую входили Мамед Эмин Расулзаде, Xалил бек Хасмамедов и Аслан бек Сафикюрдский, была представлена султану Мехмеду VI. Расулзаде заверил османского правителя в самом дружественном отношении со стороны азербайджанского государства и высоко оценил братскую помощь Турции в деле национального освобождения Азербайджана. Султан, со своей стороны, обещал довести борьбу с общим врагом до победного конца и передал самые теплые пожелания азербайджанскому народу.

В такой момент Кавказская Исламская Армия перешла в решающее наступление на Баку. Штурм города начался утром 15 сентября. Уже к концу дня корабли с отрядом Денстервиля на борту покидали бухту. Вслед за ними бежало и правительство "Диктатуры Центрокаспия".

Командующий Кавказской Исламской Армией Нури паша телеграфировал азербайджанскому правительству в Гянджу: "Божьей милостью г.Баку взят нашими частями".

Получив радостное известие из Баку, военный министр Османской Турции Энвер паша немедленно позвонил председателю азербайджанской делегации в Стамбуле М.Э.Ра-сулзаде: "Поздравляю, Эмин бей. Баку освобожден". В тот же день в донесении Расулзаде главе правительству АДР Фатали Xану Хойскому и министру иностранных дел Мамед Гасану Гаджинскому отмечалось: "Энвер паша о взятии Баку известил в вечер Гурбан-байрама по телефону. Тотчас я отправился к нему. Обнимались, целовались, праздновали".

Позже в своей работе "Азербайджанская Республика" Расулзаде писал: "После шестимесячной жизни, полной страха, мусульманское население успокоилось. В святой день - праздник Гурбан-байрама - Баку опять перешел к истинным владельцам... Освобождение Баку подобно чуду".

Военный представитель Турции в Грузии Абдул Керим паша писал дипломатическому представителю Азербайджана в Грузии Мамед Юсифу Джафарову: "Почтительнейше поздравляю с взятием Баку самоотверженно действовавшими турецкими и азербайджанскими войсками".

Спустя два дня в Баку из Гянджи переехало правительство АДР. Правительственное сообщение, подписанное премьер-министром Фатали Ханом Хойским, гласило: "Азербайджанское правительство, вошедшее в столицу республики город Баку, извещает население города и окрестности о том, что все граждане, живущие в Азербайджане, независимо от национальности и вероисповедания обладают равными правами. Правительство в равной мере будет оберегать жизнь, имущество и права всех граждан. Грабители, убийцы и вообще лица, нарушающие спокойствие, общественные порядки, будут караться по всей тяжести законов военного времени, включая смертный приговор".

Азербайджанское население Баку встретило турецкие войска как спасителей. Командование Кавказской Исламской Армии дало понять, что ее участие в освобождении Баку имело место в соответствии с волей азербайджанского правительства.

С освобождением Баку азербайджанское правительство практически утвердило свою власть в пределах республики. По этому случаю состоялась грандиозная демонстрация, перед участниками которой с поздравительной речью выступили члены правительства АДР.

 

"У нас тоже есть право жить свободно. Никакие броневики, гидропланы, аэропланы, канонерки, колючие проволоки, мины и другие технические сооружения, ни англичане, никакие силы и их покровители не сумели противостоять течению хода истории. Пятидесятитысячное войско и техника противника не устояли перед напором малой силы, и это пусть будет уроком для тех, кто пытается строить свое счастье на чужом несчастье".

Фатали Хан ХОЙСКИЙ, премьер-министр АДР

Газета "Азербайджан", 19.09.1918

 

 

НУРИ ПАША

(1881-1949)

Большую роль в освобождении Баку в сентябре 1918 года сыграл видный турецкий военачальник, командующий Кавказской Исламской Армией Нури паша Киллигиль. Он родился 22 ноября 1881 года в Стамбуле и был сводным братом Энвера паши, который во время Первой мировой войны занимал пост военного министра Османской империи. Сам Нури паша в годы Первой мировой командовал вначале армейской группой "Африка", а затем стал одной из ключевых фигур на Кавказском фронте.

Согласно подписанному 4 июня 1918 года договору о дружбе между Азербайджанской Демократической Республикой и Османской империей последняя обязалась оказать военную помощь правительству Азербайджана. Исполнение этой миссии было возложено на Кавказскую Исламскую Армию под командованием Нури паши. Основной целью этой объединенной турецко-азербайджанской армии было освобождение Баку от власти Бакинского Совета, который еще накануне провозглашения независимости Азербайджана взял курс на завоевание Гянджи - центра азербайджанского национального движения, ставшего затем первой (временной) столицей АДР. Как заявило турецкое командование, "сотни тысяч тюрков и мусульман терпят в Баку и окрестностях кровавое ярмо безжалостных бандитов, так называемых революционеров".

Важными вехами в ходе контрнаступления Кавказской Исламской Армии стали победы при Гёйчае, Кюрдамире и Шамахе. 15 сентября 1918 года был освобожден Баку.

Бакинский этап жизни Нури паши запомнился не только утверждением его полководческой славы. Он был принят азербайджанским народом, видными представителями интеллигенции, политических и промышленных кругов нашей страны как национальный герой. Знакомство с крупным меценатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым могло стать знаменательным событием и в личной жизни Нури паши. Турецкий военачальник проникся сердечным чувством к дочери Тагиева Саре ханым, с которой он пожелал создать семью. Однако Гаджи Зейналабдин отказался выдать свою дочь за Нури пашу, так как не хотел, чтобы в будущем его любимое дитя оказалось вдали от него. Сама Сара ханым, вспоминая позже о своих встречах с прославленным турецким полководцем, признавала, что в далекие дни 1918 года она была полна "романтических, поэтических мечтаний".

К слову, Нури паша обзавелся семьей лишь к концу своей жизни. К тому времени за его плечами были не только победоносные дни. После поражения Османской империи в Первой мировой войне Нури паша, как и все турецкое воинство, участвовавшее в освобождении Баку, покинул столицу Азербайджана. Победители - англичане доставили Нури пашу в Батуми, где он шесть месяцев содержался под арестом. Англичане собирались его казнить, однако тюрьма, в которой содержался Нури паша, подверглась налету, а сам турецкий военачальник был похищен. Как свидетельствуют источники, налет, которым руководил азербайджанец, житель Батуми Тэмел бек, стал успешной операцией спецслужб АДР.

Однако участие Нури паши в азербайджанской истории на этом не прекратилось. В июле 1920 года он возглавил восстание в Карабахе против советской власти. Бывший командующий Кавказской Исламской Армией самоотверженно воевал против большевистских войск, но спустя некоторое время вынужден был вернуться в Турцию. Он включился в освободительное движение турецкого народа, причем рядом с ним в битве при Сарыкамыше между Анкарским правительством и Армянской Республикой сражался и перешедший вместе с Нури пашой на турецкую территорию азербайджанский конный полк. В октябре 1920 года Нури паша совместно с азербайджанскими воинами воевал уже в Эрзуруме.

Вскоре Нури паша отошел от ратных дел. Сферой его интересов стало производство оружия. В 1938 году Нури паша купил угледобывающий завод. Он изобрел полуавтоматический пистолет "Нури Киллигиль", один из экспонатов которого хранится в военном музее в Стамбуле.

Жизнь Нури паши оборвалась 2 марта 1949 года. Он и еще 26 человек погибли во время взрыва на фабрике.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

367


Актуально