20 Апреля 2024

Суббота, 01:00

СТАВКА НА «ФРАНЦУЖЕНКУ»

Грузинский политолог Звиад АВАЛИАНИ: «Впервые президентом Грузии может стать женщина»

Автор:

01.10.2018

Избирательная кампания по очередным президентским выборам в Грузии выходит на финишную прямую. Предстоящие 28 октября выборы пройдут на сложном международном фоне для страны, являющейся ближайшим соседом и стратегическим партнером Азербайджана на Южном Кавказе. Азербайджан и Грузию объединяют динамично развивающиеся отношения и крупные совместные проекты. Наряду с тем, что Азербайджан является крупнейшим инвестором в грузинскую экономику, Баку и Тбилиси практически каждый год презентуют все новые взаимовыгодные проекты. Только отпраздновали открытие железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, как уже объявили о начале строительства в 2020 году первой в Кавказском регионе скоростной железнодорожной магистрали от Баку до грузинской границы. Уже есть практические шаги в создании единого туристического пакета «Грузия - Азербайджан». Послужной список стратегического взаимодействия Баку и Тбилиси довольно широк и многогранен. Поэтому проходящие в Грузии политические процессы представляют естественный интерес и для азербайджанской общественности. О предстоящих выборах главы грузинского государства в интервью R+ рассказал политолог, политический обозреватель Звиад АВАЛИАНИ. 

- Cколько кандидатов и какие политические течения получили право участия в выборах?

- На сегодняшний день ЦИК зарегистрировала 25 кандидатов. 19 из них от политических партий и 6 – от инициативных групп. Изначально желающих зарегистрироваться было 46, но часть из них не смогла удовлетворить требования ЦИК. Не исключено, что кто-то из зарегистрированных кандидатов позже откажется от участия и снимет свою кандидатуру, но на данный момент их 25. Следует отметить, что отличительной чертой этих выборов является не количество кандидатов, а то, что впервые фаворитом правящей партии стала женщина, и она может стать первой женщиной - президентом Грузии. Другая особенность предстоящих выборов в том, что они будут последними, где президент избирается путем всенародного голосования. Выборы 2024 года пройдут уже по новой системе - президента будут избирать 300 выборщиков из парламента и органов местного самоуправления.

 - Кто является кандидатом от правящей партии и какие у него шансы победить на выборах?

- Еще одной особенностью президентских выборов 2018 года является то, что правящая партия «Грузинская мечта» не выдвинула собственную партийную кандидатуру и поддержала независимого кандидата Саломе Зурабишвили. Зурабишвили занимала пост министра иностранных дел Грузии в 2004-2005 годах, но на фоне конфликта с тогдашним президентом Михаилом Саакашвили ушла в оппозицию. После смены власти в Грузии Зурабишвили вернулась в активную политику и в 2016 году стала депутатом парламента. Тогда, как и сейчас, Зурабишвили баллотировалась как независимый кандидат, но взаимные симпатии “Мечты” и Зурабишвили были видны еще два года назад. Исходя из этого, оппоненты не верят в ее независимость, хотя формально она никогда не являлась членом “Грузинской мечты”. Так или иначе, правящая партия поддержала ее, и, учитывая очень высокие результаты «Грузинской мечты» на предыдущих парламентских выборах, Зурабишвили можно считать фаворитом, хотя нельзя исключить также возможность второго тура.

- Есть ли среди зарегистрированных кандидатов кто-то против нынешнего курса Грузии на евроинтеграцию и вступление в НАТО?

- Есть кандидаты, которые критикуют сложившийся внешнеполитический курс Грузии. Однако их шансы явно невелики. Основная борьба будет, точнее уже идет, между фаворитами нынешней правящей партии и предыдущей. Интересно, что самая сильная фигура из тех, кто сомневается в целесообразности стремления в НАТО и выступает за внеблоковый статус Грузии, - Нино Бурджанадзе, которая получила 10% голосов на президентских выборах в 2013 году и на этот раз не выдвинула свою кандидатуру. Вообще, на фоне сокращения полномочий президента некоторые партии и политические силы, видимо, потеряли прежний интерес к президентским выборам и предпочитают сконцентрироваться на парламентских.

- Какие ресурсы имеет Иванишвили для влияния на выборы? Именно фактор Иванишвили сыграл решающую роль в победе над Единым национальным движением (ЕНД) Михаила Саакашвили…

- Иванишвили является председателем правящей партии и обладает неоспоримым авторитетом как в партии, так и среди ее сторонников. Достаточно сказать, что Зурабишвили фаворитом на выборах делает именно авторитет Иванишвили, иначе ее шансы были бы существенно ниже. Поэтому фактор Иванишвили и на этот раз будет играть ключевую роль в грузинских выборах.

- Грузинская церковь в лице члена Священного Синода, митрополита Петра Цаава выступила против кандидата в президенты Грузии Саломе Зурабишвили, призвав граждан не голосовать за «нафранцуженную» самовыдвиженку. С чем это связано и насколько сильно влияние церкви на избирательный процесс?

- Высказывания митрополита Петра Цаава и некоторых других представителей грузинского духовенства не являются официальной позицией Грузинской православной церкви. Это была, скорее, личная позиция и реакция конкретных представителей церкви на отдельные заявления Зурабишвили, которые вызвали споры в грузинском обществе. В частности, полемику вызвали заявления Зурабишвили об ответственности бывшей правящей партии в событиях августа 2008 года и о легализации марихуаны. Тем не менее, патриарх всея Грузии уже обратился к духовенству и попросил воздержаться от политических и некорректных заявлений.

Тут следует отметить, что Зурабишвили родилась во Франции в семье грузинских эмигрантов и до 2004 года жила и работала в этой стране. Отсюда и намеки на ее офранцуживание и «нафранцуженность», как далекое от Грузии и «неправильное» с точки зрения грузин мышление. Оппоненты часто обращают внимание и на то, что Зурабишвили вследствие вышеупомянутых причин не очень сильна в грузинском языке. Иногда странные высказывания Зурабишвили ставят ее в неловкое положение. 

Что касается влияния церкви на выборы, то надо отметить, что в Грузии церковь в избирательный процесс не вмешивается. Случаи поддержки или критики кандидатов со стороны отдельных сановников порой имеют место, однако это не приветствуется ни церковью, ни обществом и не имеет такого масштаба, чтобы повлиять на итоги выборов.

- Возможен ли реванш Единого национального движения?

- Исходя из итогов предыдущих парламентских и муниципальных выборов, а также общей тенденции, сложившейся после 2012 года, реванш ЕНД маловероятен, тем более что бывшая правящая партия на сегодняшний день разделена на несколько партий, которые соответственно принимают участие в выборах отдельно. Вместе с тем у кандидата ЕНД, как и у кандидата отделившейся от нее партии «Европейская Грузия», может появиться шанс выйти во второй тур, если тот состоится. Но думаю, что это скорее максимум их возможностей. Таким образом, если правящая партия и ее фаворит не допустят какую-нибудь катастрофическую ошибку до выборов, реванш ЕНД можно считать крайне маловероятным.

- А какие прогнозы у организаций по изучению общественного мнения?

- Предвыборная лихорадка началась недавно, и достоверных прогнозов от авторитетных нейтральных организаций пока нет. Хотя уже очевидно, что предвыборный период будет политически довольно напряженным. Главная загадка, которую должны разгадать опросы, на мой взгляд, все-таки состоит в том, насколько высока вероятность второго тура. Правящая партия уверена, что Зурабишвили победит в первом же туре, однако исходя из специфичности предстоящих выборов, определенная интрига, наверное, сохранится до оглашения результатов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

433


Актуально