29 Марта 2024

Пятница, 20:00

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

К глобальному возмущению по поводу убийства журналиста Хашогги свобода слова не имеет никакого отношения

Автор:

01.11.2018

Настоящий геополитический детектив развернулся после того, как турецкие власти заявили о пропаже саудовского обозревателя Washington Post, с 2017 года проживающего в США, Джамала Хашогги. 2 октября журналист вошел в генконсульство Саудовской Аравии в Стамбуле для оформления документов, и с тех пор его никто не видел. 

 

Версии случившегося

Факт гибели журналиста был признан Эр-Риядом лишь 20 октября - до этого утверждалось, что Хашогги пропал уже после того, как покинул здание консульства. Но в конце концов государственные СМИ СА распространили сообщение генпрокурора, в котором признавалась смерть колумниста "от незапланированной ссоры с сотрудниками консульства". "Люди, которые сделали это, действовали за рамками своих полномочий. Очевидно, произошла ужасная ошибка, и попытки скрыть ее только усугубили ситуацию", - заявил министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр американскому телеканалу Fox News. По данному делу задержали 18 человек, были отстранены от должностей замглавы службы общей разведки Ахмед Асири и советник королевской канцелярии Сауд аль-Кахтани.

В свою очередь Reuters и телеканал ABC News со ссылкой на высокопоставленный источник в саудовском правительстве рассказали о том, что убивать журналиста действительно не планировали, специально приехавшие из СА люди должны были лишь уговорить его вернуться на родину. Журналисту угрожали, а когда он начал оказывать сопротивление, попытались зажать рот (применили "удушающий захват"), но "переусердствовали". Чтобы скрыть содеянное, тело жертвы якобы завернули в ковер, вывезли в консульском автомобиле из дипмиссии и передали "местному соратнику" - жителю Стамбула. Далее один из участников преступления "под камеры" вышел из консульства в одежде погибшего.

Выступить с признанием о том, что журналист все-таки погиб на территории консульства, саудовские власти, по сути, вынудила позиция Турции. Как заявил глава МИД Мевлют Чавушоглу, "после беседы президента Турции с королем саудовская сторона стала более контактной, и важно, что они пусть поздно и под давлением, но признались в убийстве". Президент Реджеп Тайип Эрдоган взял расследование под личный контроль. МВД Турции начало расследование, в рамках которого было принято решение об осмотре здания генконсульства. 

Турецкие СМИ, со ссылкой на "утечку от официальных лиц", сообщали, что наручные "умные часы" Хашогги были включены в момент его убийства, и аудио- и видеоинформация с них была передана в "облако". Айфоны журналиста были у его невесты - гражданки Турции Хатидже Дженгиз, - которая ожидала его у здания посольства, и она знает коды доступа к облачному сервису. На аудиозаписи, как утверждали источники, слышно, что Хашогги сразу начали избивать, сделали ему укол и начали расчленять еще живым. По данным Washington Post, Турция передала госсекретарю США Майку Помпео аудио- и видеозаписи, подтверждающие пытки и смерть журналиста, хотя Чавушоглу и Помпео это опровергли. 

И, наконец, 23 октября, выступая перед парламентариями-однопартийцами от правящей Партии справедливости и развития (АКР), Реджеп Эрдоган заявил, что убийство Хашогги было спланированным, жестоким и варварским, а также призвал провести суд над подозреваемыми в Стамбуле. При этом президент подчеркнул, что не сомневается в искренности короля Саудовской Аравии, когда тот говорит, что ему неизвестны обстоятельства, связанные с гибелью Хашогги.

 

Противоречивая личность

Западные СМИ называют Хашогги одним из самых смелых и прогрессивных мыслителей своей страны, активным участником реформистского движения и наиболее последовательным критиком властей Саудовской Аравии. Вместе с тем у погибшего 59-летнего журналиста были более чем противоречивые взгляды и пристрастия. Вот лишь немногочисленные факты из его богатой биографии.

Близость к "Братьям-мусульманам" в молодости, которую он, судя по всему, сохранил на всю жизнь. Что, впрочем, не мешало ему получать образование на Западе и долгое время быть приближенным саудовской монархии. Связь в 1980 годах с афганскими моджахедами и дружба с самим Усамой бен Ладеном. Когда в 2011 году террориста №1 уничтожил американский спецназ, Хашогги оплакал его в своем твиттер-аккаунте: "В те лучезарные дни в Афганистане ты был прекрасен и смел, ненависть и страсти еще не обуяли тебя". Хашогги организовывал в Лондоне движение "Друзья алжирской демократии", а незадолго до гибели учредил "Демократию в современном арабском мире" для занятия пропагандистской работой. Журналист в свое время восторгался "арабской весной", а позже ее жестко критиковал. 

Хашогги происходил из знатного рода - дед его лечил первого короля Саудовской Аравии, дядя - известный торговец оружием, а двоюродный брат Доди Аль-Файед являлся любовником принцессы Дианы. Закончил Университет штата Индиана в 1985-м и, вернувшись домой, поступил на работу в англоязычную газету, начав успешную журналистскую карьеру. Но простым журналистом назвать его сложно из-за близости к представителям королевской семьи. Хашогги дружил с принцем Аль-Валидом ибн Талалом (инвестором-миллиардером, которого впоследствии арестовал наследный принц Мухаммед), работал в качестве советника принца Турки ибн Фейсала, который долгое время был главой саудовской разведки, а уже потом - послом в Британии, а затем в США. Хашогги слыл экспертом по СА и в области исламского радикализма, его часто цитировали западные СМИ. Проблемы начались, когда взошедший на трон в 2015 году король Салман передал огромную власть своему сыну, наследному принцу Мухаммеду. Хашогги запретили публиковаться даже в твиттере, и он уехал в США, где уже вовсю начал критиковать наследного принца. Незадолго до смерти Хашогги собирался жениться и обосноваться в Стамбуле. 

 

Своя игра

Убийство Хашогги из криминального случая быстро превратилось в геополитический шторм. Но, к сожалению, не потому, что мир возмущен атакой на свободу слова или потому, что это такой уж вопиющий случай убийства журналиста. Ведь каждый год в разных странах мира гибнут десятки работников СМИ, и порой при гораздо более трагических (для состояния свободы слова) обстоятельствах, но эти случаи не получают такого мощного резонанса, как гибель саудовского колумниста. Не был Хашогги и настолько выдающимся журналистом, чтобы его уход вызвал столь сильную реакцию на самом высоком уровне. Но зато Хашогги, с его запутанной биографией и идеалами, можно считать своеобразным олицетворением всех политических и экономических противоречий Ближнего Востока и тех третьих стран, которые имеют в нем национальные интересы. Поэтому, как бы это цинично ни звучало, даже неважно, чем была действительно вызвана его смерть - случайностью, вспышкой чьего-то гнева или спланированным актом мести. Важнее то, какие последствия она несет. 

Так, прежде всего на глазах у всего мира в очень щекотливом положении оказались США. Вашингтон много вкладывает в создание своего имиджа как ярого защитника прав человека, и поэтому в данном случае американцам невозможно молчать. Но и портить отношения с Эр-Риядом - самым важным союзником на Ближнем Востоке, крупным политическим и экономическим партнером, который поставляет нефть, тоже не хочется. Достаточно вспомнить, что свой первый визит в качестве президента Трамп совершил именно в Эр-Рияд, изменив традицию, согласно которой президенты США свой первый зарубежный визит совершали в одно из соседних государств. Поэтому неудивительно, что нынешний глава Белого дома не хочет "отходить от партнерства с Саудовской Аравией", а также хочет верить, что версия о непреднамеренном убийстве правдоподобна. На этом фоне, кстати, примечательно, что Хашогги в СА фактически запретили публиковать свои статьи как раз из-за критики отношений Эр-Рияда с Трампом. 

И вот тут самым интересным является то, что далеко не все в Вашингтоне согласны с Трампом. На него давит Конгресс - многие законодатели требуют санкций и хотят приостановить оружейные сделки. Например, влиятельный сенатор-республиканец Линдси Грэм уже заявил, что лично оскорблен инцидентом. 

В других странах Запада, кстати, разгорается аналогичная реакция. Германия приостановила экспорт оружия в королевство, Канада также угрожает разорвать многомиллиардный оборонный контракт. Многие руководители крупнейших компаний мира отменили свое участие в инвестиционной конференции в СА, которую называют еще "Давос в пустыне". Это глава МВФ, главы банков Standard Chartered, Credit Suisse, британского подразделения HSBC, гендиректор Societe Generale, гендиректор JP Morgan Chase, главный исполнительный директор Uber. Несколько медиагрупп, включая New York Times, Bloomberg и CNN, отозвали своих журналистов, отказались ехать делегации Австралии, Чехии, Новой Зеландии. Министру финансов США Стивену Мнучину тоже пришлось сдать свой билет в СА.

И эти разногласия только подчеркивают тот глубокий разлом, что сейчас существует в политическом руководстве США. Контракт с СА - крупнейшая в истории США оружейная сделка на $110 млрд., заключенная в мае 2017 года, - считается большим завоеванием Трампа и действительно выгоден для США. Но оппоненты нынешнего хозяина Белого дома согласны на закрытие 500 тысяч рабочих мест и даже на то, что, как отмечает The Times, "Россия заполнила пустующее пространство, оставленное западными лидерами, бойкотировавшими "Давос в пустыне". Накануне промежуточных выборов в США идет своя игра и там свои правила. 

При этом, если в Вашингтоне многие представители политического истеблишмента не любят Трампа, то в СА, похоже, многие не любят 33-летнего наследного принца Мухаммеда бин Салмана (MBS), который в своих руках сосредоточил всю полноту власти. Критики в западных СМИ тут же вспомнили о его приказах об аресте членов королевской семьи, давлении на премьера Ливана Саада Харири, санкции против Катара, военную операцию в Йемене. 

Причем бин Салманом могут быть недовольны не только внутри СА, но и в самих США, где уже раздаются голоса о том, что наследный принц сильно скомпрометирован и должен передать власть другому представителю королевской семьи. Как пишет Le Figaro, среди самых недовольных фигурой MBS может быть ЦРУ (глава которого Джина Хаспел была спешно отправлена в Стамбул), "которое так и не смирилось с тем, что бин Салман летом 2017 года отодвинул от трона своего двоюродного брата, принца Мухаммеда ибн Наифа, человека, олицетворяющего антитеррористическую борьбу в Саудовской Аравии и любимчика американских разведслужб".

Сложившаяся после убийства Хашогги геополитическая партия проходит и по линии соперничества между Саудовской Аравией и Турцией - прежде всего через Иран, где СА оказывается по одну сторону с США и Израилем. Турция же, которая тоже союзник США и, в отличие от СА, член НАТО, имеет свои взгляды на Иран, на палестинскую проблему, на Сирию, а также на то же движение "Братья-мусульмане". Эрдоган, бросая сейчас открытый вызов, направленный в адрес Саудовской Аравии, хочет укрепить свои позиции, однако в открытую не называет имена и уважительно отзывается о короле Салмане, оставляя место для маневров и переговоров. 

Как может измениться геополитический расклад на Ближнем Востоке, с какими потерями и ситуационными приобретениями выйдут вовлеченные стороны из этого "детектива", будет видно уже в ближайшем будущем. А смерть человека - безусловно, печальное событие…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

310


Актуально