Автор: Валентина РЕЗНИКОВА
В Баку прошла V Международная театральная конференция. В ней приняло участие более сорока стран, а также такие авторитетные международные организации, как Институт театра, Ассоциация театральных критиков, Ассоциация для детей и юношества, Союз кукольных театров, Федерация театральных исследований, Ассоциация музыкальных театров и т.д. Помимо иностранных гостей в конференции приняли участие также театральные деятели Азербайджана: театроведы, режиссеры, административно-управленческие структуры театров, актеры.
Оставаться искусством
Приветственное послание творческому форуму от президента страны Ильхама Алиева зачитала заведующая гуманитарным отделом президентского аппарата Фаррах Алиева. Помимо поздравления с началом работы форума, в письме прозвучала мысль о важности и нужности этого творческого процесса для страны и развития ее театрального дела. Государство заинтересовано, чтобы театральное дело в Азербайджане развивалось и укрепляло свои позиции на международном уровне, интегрируясь в мировое пространство культуры как искусство сильной и развитой страны. Министр культуры Азербайджана Абульфас Караев, обращаясь к участникам конференции, выразил уверенность, что этот форум поможет не только лучше узнать театральное искусство Азербайджана, которое уже известно во многих странах мира, но и выработать общую концепцию театрального процесса в XXI веке, которая будет направлена на укрепление позиций искусства, именуемого Театр. Тема конференции - "Философия театра в XXI веке. Концепция бытия". Делегаты из разных стран - США, Канады, Японии, Шри Ланки, ЮАР, Франции, Болгарии, Словении, Индии и т.д. - говорили, что сейчас театр находится в стадии поиска современного "языка" для разговора со зрителем. Пути и методы этих поисков разные, но цель одна - быть в постоянном диалоге со зрителем. Тема для диалога у театра каждой страны своя и зависит не только от его культурных наработок предыдущих лет, но и от того, насколько зритель в век развитых технологий и гаджетов нуждается в этом диалоге. Выступающие, опираясь на собственный практический опыт, говорили о том, что театру XXI века необходимо быть конкурентоспособным. В поисках выразительных средств и методов он (театр) зачастую скатывается на уровень массовой культуры, забывая о своем предназначении оставаться Искусством с большой буквы. Как же в условиях рыночной экономики, включаясь в борьбу за зрителя, театру остаться Искусством? Как не утратить своего высшего предназначения и не соскользнуть в пропасть подмены идеалов? И какие задачи у театра XXI века? Философия театрального искусства XX века была неразрывно связана с вопросами бытия человечества, пережившего несколько войн, неоднократно находившегося на краю пропасти, когда вопрос "быть или не быть" звучал не только для отдельно взятого человека, но становился экзистенциальной проблемой, проблемой выбора для всего человечества. Поэтому появились такие драматурги, как Чехов, Сартр, а затем Ионеско, Беккет, Аррабаль и др. Драматурги с ярко выраженным голосом и позицией были глашатаями своего времени. Их голос звучал и продолжает звучать в пространстве мировой культуры во всю мощь заявленных ими проблем. Они стали связующей нитью беспрерывного диалога между Театром и Зрителем. Что изменилось в этих отношениях в веке XXI? Процесс глобализации, охвативший весь мир, отразился и на театральном искусстве.
Вместо искусства
Возникло много подмен. Вместо привычных установок, связанных с нравственными идеалами и духовными многовековыми наработками культуры человечества (Библия, Коран, Тора, Веды), появилась мода на отрицание всего, что было нашей "прежней жизнью". Стало считаться "старым" и "неинтересным" все то, что было связано с развитием духа и духовности человека. Стоит ли этот процесс рассматривать как результат вторжения в жизнь человека высоких технологий? Нет. Напротив! Использование новых технологий может оказать и оказывает помощь Театру, расширяя его постановочные возможности. В чем же тогда причина кризиса? Оказалось, в самом человеке. Ибо он и только он может быть и проводником, и исполнителем в пространстве, где оказывается мощное воздействие на умы и сердца большого количества людей (зрителей) одновременно. Древние греки, римляне, большевики хорошо понимали это и использовали Театр как идеологический рупор. Он был неотъемлемой частью государственной структуры, которая обязана была "воспитывать, просвещать, образовывать" зрителей. Но произошла смена вех. И теперь зрителей все чаще называют "публикой". Есть ли разница в понятиях? Да. Зрители - взыскательные, требовательные, имеющие собственное понятие об искусстве под названием "Театр", стремящиеся к интеллектуальному развитию и расширению собственного познания. Публика - неприхотливая, невзыскательная, стремящаяся к развлечениям часть человечества, которая смотрит и потребляет всё, что ей предлагается, и которая с легкой руки какого-то журналиста получила в СМИ хотя и уничижительное, но абсолютно точное определение ее интеллектуальной и беспринципной составляющей, а также духовной (точнее - бездуховной!) - "пипл хавает". Так почему же все чаще возникают ситуации, при которых театры занимают положение официанта, застывшего в услужливом поклоне перед зрителем? Вывод: трудно оставаться на позициях большого настоящего Искусства, если государство предлагает театру перейти на рыночную систему взаимоотношений со зрительным залом. Это вынуждает театры осваивать новую роль - роль услужливого официанта, неотрывно и заискивающе глядящего на публику.
Например
Образцом современного театрального дела, не роняющего профессионального достоинства, сохраняющего позиции высокого искусства, но при этом умеющего быть востребованным и взыскательным зрителем, и невзыскательной публикой на постсоветском пространстве, стал Театр им. Е.Вахтангова. Кирилл Крок, директор этого театра, а также художественный руководитель Римас Туминас сумели найти ту идеальную модель во взаимоотношениях Театра и зала, которая позволяет театру оставаться Искусством, объединяя в театральном зале и зрителей, и публику. Это позволило улучшить финансово-экономическую составляющую театра, который и так остается на полной государственной дотации. Театр имеет шесть сценических площадок, разных по зрительской вместимости и функциям. Он востребован зрителем, и его репертуарная политика доказывает, что театр XXI века не утратил своих основополагающих функций, и именно они являются точкой притяжения, потому что "театр для людей должен быть и театром про людей". Поэтому в этом театре зрелищем, по словам К.Крока, является "судьба человека". Потому что в соответствии с опросом, который провел ГИТИС (Российский институт театрального искусства) среди тинейджеров, главным на сцене и в зале, несмотря на все технологии мира, был, остается и будет человек. А пока жив интерес человека к человеку - жив и театр…
Форум завершился быстро. Два дня в Баку - это очень мало для того, чтобы увидеть город и узнать о нас как о людях с прогрессивными и миротворческими взглядами как можно больше. Но как сказал поэт - за расставаньем будет встреча. И, прощаясь с нами, наши гости, ставшие за эти дни нашими друзьями, говорили нам: "Саг ол". Они не прощались с нами, они говорили: до новых встреч в Баку. "Только, пожалуйста, - говорили они, обращаясь к устроителям конференции и министру, - давайте расширим рамки конференции и продлим ее хотя бы еще на два дня. Нам необходимы, помимо пленарных выступлений и общения в перерывах, "круглые столы" по секциям. Есть ведь что рассказать друг другу и режиссерам, и театроведам, и теоретикам, и практикам. Но не общего, а конкретно направленного характера. Азербайджан - это именно та страна, та территория, которая может помочь мировому театру определиться с концептуальным взглядом в XXI веке и выработать конкретные позиции по отношению к общемировым проблемам". Ведь театр - это зеркало, отражающее все жизненные процессы, происходящие в обществе.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: