29 Марта 2024

Пятница, 00:37

АГОНИЯ ВЕНЕСУЭЛЬСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Страна находится на грани катастрофы, а Мадуро в цугцванге

Автор:

01.02.2019

Лидер оппозиции Венесуэлы Хуан Гуайдо 23 января объявил себя "временным президентом" страны, создав уникальную систему современного двоевластия. Легитимность президента Мадуро и раньше ставилась под вопрос, но именно новоиспеченный председатель Национальной ассамблеи Гуайдо поставил вопрос ребром: либо оппозиция добьется смещения Мадуро с поста президента, либо отправится в тюрьму в полном составе. 

 

"От самозванца слышу!"

На самом деле вопрос о "временном президенте" был поднят еще 11 января, после инаугурации Мадуро, победившего на майских выборах 2018 года. Таким образом, вместо поздравлений в адрес президента Национальная ассамблея Венесуэлы фактически объявила его узурпатором. Мадуро пренебрежительно отнесся к заявлениям оппозиции, назвав депутатов Национальной ассамблеи, не присутствовавших на его инаугурации, предателями. 

На "публичном обсуждении" в Каракасе, приявшем форму митинга, 35-летний спикер парламента Хуан Гуайдо призвал военных присоединиться к оппозиции, а граждан - к неповиновению Мадуро. В тот же вечер группа военных попыталась организовать мятеж в столице: арестовала несколько сотрудников Национальной гвардии и призвала через интернет к свержению действующего президента. Однако мятеж был подавлен в зародыше, а министр обороны страны Владимир Лопес поспешил заявить о поддержке Мадуро. 

Если с гражданской поддержкой у оппозиции проблем нет, то с военными парламентариям придется серьезно считаться. В "демократические" времена в Венесуэле именно армия стояла на защите власти или же сама возглавляла государство в виде хунты, что в переводе с испанского означает безобидное - "собрание". 

Пытаясь упредить ситуацию, "альтернативный президент" пообещал амнистию военным и чиновникам, в данный момент поддерживающим Мадуро. Расчет сделан на то, чтобы склонить силовиков на свою сторону или, по крайней мере, добиться их нейтралитета. 

Мадуро не остался в стороне и заявил о готовности сесть за стол переговоров с лидером оппозиции, хотя до этого и называл его "выскочкой" и "иностранным холуем". Гуайдо же посчитал, что сесть за стол переговоров с Мадуро означает фактическое признание его легитимности. 

 

Иностранное вмешательство

Сразу же по объявлении Гуайдо временным главой страны Дональд Трамп с администрацией "легитимизировали" его как представителя единственного законно избранного органа власти в Венесуэле. Помимо этого США инициировали экстренный созыв Совета Безопасности ООН по ситуации в Венесуэле. Далее всплыли факты того, что Гуайдо, получивший американское образование, незадолго до "самопровозглашения" тайно посещал США. 

Подобное "недружественное" поведение не прошло бесследно для американских дипломатов в Каракасе. В ответ Мадуро объявил о разрыве дипотношений с США и дал американскому посольству 72 часа на выезд из страны. 

Однако тут возник юридический казус. С учетом того, что теперь для Америки Мадуро не президент, то и подчиняться его распоряжениям не имеет смысла. Гуайдо подлил масла в огонь, призвав все иностранные посольства остаться в Венесуэле, а не идти на поводу у Мадуро. В итоге Мадуро оставил посольство США в стране, переформатировав его в "офис взаимных интересов". 

Не секрет, что США имеют в Венесуэле исключительные интересы, но и Боливарианская республика кровно заинтересована в отношениях с США. Страна является крупнейшим экспортером венесуэльской нефти и в 2014 году, к примеру, закупила ее почти на $30 млрд. Венесуэльская нефть, являющаяся главным экспортным продуктом страны, не подходит для нефтеперерабатывающих заводов других стран из-за большого присутствия серы. Американские НПЗ, заточенные под техасскую нефть схожих характеристик, - идеальный вариант для Каракаса. Помимо этого в Венесуэле работают до 500 американских компаний, поставляющих широкий профиль товаров: от продуктов сельского хозяйства до предметов личной гигиены. 

Соответственно о полном разрыве отношений речь идти не может. Этим и объясняется довольно сдержанная риторика США в отношении режима Мадуро, вплоть до прибытия в декабре прошлого года в Каракас двух российских стратегических бомбардировщиков ТУ-160. Военное сотрудничество между Россией и Венесуэлой не может не беспокоить Вашингтон. В случае реализации плана открытия на венесуэльском острове Арчилла базы ВВС России США получат прямо у себя под носом второй карибский кризис. 

В наследие от Советского Союза Кремль традиционно поддерживает социалистические режимы в странах Латинской Америки, а с Венесуэлой за последние 20 лет установились уж очень теплые отношения. Общий размер кредитов, предоставленных Россией Каракасу, превышает $17 млрд., и в Москве, конечно же, беспокоятся за свои инвестиции. В острый момент кризиса президент Путин лично позвонил Мадуро, чтобы выразить тому свою поддержку, а спецпредставитель МИД РФ в Совбезе ООН потребовал прекратить вмешательство во внутренние дела Венесуэлы. 

Россия, Китай, Иран и Турция - главные сторонники Мадуро в мире. Его отставки же требуют США, Канада, Евросоюз, Япония, Австралия и почти все соседи по Латинской Америке. 

 

Жестокость "по-латиноамерикански"

Волна забастовок и антиправительственных демонстраций охватила Венесуэлу сразу же после смерти Уго Чавеса в 2013 году. Если "новый Че", как называли Чавеса, смог в какой-то мере консолидировать нацию и на волне общественной поддержки править страной 10 лет, то сменившему его на "боевом" посту Николасу Мадуро пришлось добиваться этого силой. Новому президенту ставились в вину высокий уровень преступности, а также фактический экономический крах страны. Мадуро ответил на это жестко: полиция и силы безопасности страны открыли огонь по манифестантам. Стихнувшие на время социальные протесты возобновились после резкого падения цен на нефть. Социальный протест добавился к политическому и постепенно прибрал к рукам главную опору власти в стране - бедные слои населения. 

Главным же поражением Мадуро стала победа оппозиции на выборах в парламент страны. Отныне Венесуэла вступила в полосу острого политического кризиса между законодательной и исполнительной ветвями власти. Парламентарии многократно поднимали вопрос об импичменте президенту, но каждый раз Мадуро выходил победителем из этой борьбы благодаря поддержке Верховного суда и силовиков. Ситуацию можно было бы еще контролировать, идя на уступки лидерам оппозиции, но Мадуро выбрал путь конфронтации. В 2017 году он объявил о созыве Конституционной ассамблеи якобы для выработки проекта новой конституции. Созванный орган объявил о своем верховенстве над Национальной ассамблеей и поручил новому генеральному прокурору страны разобраться с "национальными предателями". Страну вновь охватили протесты: во время столкновений демонстрантов со службами правопорядка погибли сотни демонстрантов, многие были арестованы и отправлены в тюрьмы. 

 

Голландская болезнь

Корни нынешних венесуэльских проблем восходят к неосоциалистической политике Чавеса. Сделав ставку не на повышение эффективности производства, а расширение занятости населения по советскому образцу, "чависты" снизили безработицу, но прикрепили ВВП страны к "нефтяной игле". Экономисты называют это голландской болезнью - когда резкий рост экспортных доходов в одной отрасли негативно сказывается на развитии других сфер жизнедеятельности. Падение цен на энергоносители в 2014 году заставило правительство Мадуро включить печатный станок, что привело к гиперинфляции и резкому росту цен. Если за 10-летнее правление Чавеса инфляция в Венесуэле возросла в 14 раз, то за 5-летний президентский срок Мадуро она подскочила в 14 тысяч раз. В попытке остановить рост цен венесуэльское правительство административно ограничило цены на продовольствие и начало экспроприацию товаров крупных компаний, что сделало бизнес в стране невыгодным. Это привело к тотальному дефициту основных продуктов питания и опустошению полок продуктовых магазинов крупных городов страны. По данным неправительственных организаций, проблему с недоеданием испытывают около 93% населения Венесуэлы. Страну захлестнуло несколько волн эмиграции - за последние годы выехало около 4 млн. человек. Организованная правительством бесплатная раздача продуктов населению происходит спонтанно и уже не способна сдержать рост недовольства. Люди просто не могут понять, зачем они вынуждены голодать, если их страна занимает 1-е место в мире по разведанным запасам "черного золота". Все это усиливает социальный протест и пополняет ряды митингующих на улицах венесуэльских городов. В таких условиях ждать скорейшего разрешения кризиса не приходится. По мнению многих аналитиков, страна находится на грани катастрофы, а Мадуро в цугцванге, когда каждый следующий ход ведет только к ухудшению положения. Однако и оппозиция не отличается четко сформулированной экономической программой. "Временный президент" Гуайдо лишь обещает "привести венесуэльцев к процветанию". Но, как известно, популистская риторика недолго кормит народ. 

Выходом из ситуации могло бы стать создание "правительства национального доверия". Однако острая политическая конфронтация в условиях предания взаимной анафеме на корню отвергает эту идею. И вовсе не такой уж и страшной для венесуэльцев кажется зловещая поступь военной хунты.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

310


Актуально