20 Апреля 2024

Суббота, 04:43

ВЫБОР В ПОЛЬЗУ REALPOLITIK

На вопросы R+ отвечает американский эксперт по глобальной политике и трансатлантическим отношениям Питер ТЕЙС

Автор:

15.02.2019

- Президент США Дональд Трамп инициировал вывод войск из Сирии, обосновав это завершением борьбы с "Исламским государством" (ИГ). Это решение спровоцировало отставки в военном руководстве страны. Что их побудило к этому, может, есть иные причины ухода из Сирии, с чем военные не согласились? 

- Президент Трамп отвел Вооруженным силам США четыре месяца для полного ухода из Сирии, хотя в первоначальном, достаточно неожиданном заявлении, сделанном в середине декабря 2018 года, на исполнение этого решения отводилось всего тридцать дней. Правда, за свое решение, основанное на тщательном анализе разведданных и интересов национальной безопасности, предполагающих возвращение американских войск домой и обеспечение их безопасности, президент не удостоился похвалы от ведущих СМИ. При том, что в целом ряде отчетов по региону констатируется, что ИГ контролирует лишь несколько деревень в Сирии и поспешно отступает.

Сразу после его заявления министр обороны США генерал Джеймс Мэттис объявил о своей отставке. Так же поступил генерал Джон Ф.Келли, 28-й глава аппарата Белого дома, подав в отставку 2 января 2019 года. Импульсивный сдвиг в американской политике по Сирии вызвал разочарование также в руководстве Госдепартамента США: Бретт Макгерк, спецпредставитель США по работе с глобальной коалицией против ИГ, не замедлил объявить о своем намерении покинуть Госдеп к середине февраля 2019 года. 

Таким образом, второй год президентства Трампа в Белом доме ознаменовался уходом его главных советников из Министерства обороны, а также руководителя аппарата Белого дома. Генералы Мэттис и Келли, а также спецпосланник Макгерк объясняют свою отставку тем, что они считают действия президента Трампа подрывными и стратегически небезопасными с точки зрения национальной безопасности США. 

- На кого оставляет Вашингтон Сирию и весь регион? На союзника - Турцию? С чем были связаны визиты в регион Дж.Болтона и М.Помпео?

- Несомненно, стратегическая роль Турции в регионе возрастет. Президенты Эрдоган и Трамп договорились наладить тесное двустороннее сотрудничество для защиты интересов США в Сирии, а Вашингтон будет оказывать материально-техническую помощь Анкаре в борьбе с ИГ. Надеюсь, что Анкара и Вашингтон будут и впредь укреплять сотрудничество в военной сфере и продолжат последовательную борьбу с ИГ, а значение курдских вооруженных формирований в Сирии уменьшится. 

- Звучат предположения о том, что выход США из Сирии связан с планами Вашингтона сосредоточиться на борьбе с Ираном. Каким вы видите будущее противостояния между этими двумя странами?

- Неожиданный вывод американских войск из Сирии создаст другой набор приоритетов и веские обстоятельства для осуществления внешней политики США на Ближнем Востоке. В последующие два года мы станем свидетелями ряда динамичных мер, нацеленных на углубленное изучение ситуации и оказание давления на правительство Ирана. Администрация Трампа также пристально следит за военным сотрудничеством Ирана с различными странами Южной Америки. Важным вопросом является проникновение разведывательных служб Ирана на континент, а также заключение военных контрактов и сотрудничество ВС Ирана с рядом правительств Южной Америки, включая Боливию, Венесуэлу, Суринам, Эквадор, Кубу и т.д. Тегеран экспортирует легкую военную технику в Боливию и сотрудничает с боливийскими учеными для сбора ядерного материала. ИРИ также тесно сотрудничает с Венесуэлой в экономической и технологической сферах. Вдобавок к вышеизложенному в течение следующих месяцев в Индийском океане и в акватории Персидского залива ожидаются военные провокации со стороны Ирана против кораблей и авианосцев ВМС США.

- На днях М.Помпео обратился с требованием освободить граждан США, осужденных Ираном за шпионаж. Еще полтора года назад президент США грозил Ирану "последствиями", если американцы не будут освобождены. Какими могут быть эти последствия?

- Самыми значимыми инструментами сдерживания во внешней политике США являются экономические санкции. Дополнительными мерами к уже действующим могут послужить: заморозка банковских счетов членов иранского правительства со стороны Министерства финансов США; военные учения вблизи Ормузского пролива; сотрудничество с международными организациями в целях запрещения выдачи низкопроцентных кредитов правительству Ирана; проведение более масштабных контрразведывательных операций с одновременным усилением качества программ нейтрализации иранских кибератак на системы связи, находящиеся под охраной Агентства национальной безопасности США. 

Если американские заложники не будут своевременно освобождены, Вашингтон выдаст ордера на арест крупных дипломатов и официальных лиц Ирана, запретит их въезд в США и в сотрудничестве со своими союзниками будет добиваться заморозки активов иранских официальных лиц в международных банках. 

- Шатдауны, частично парализовавшие деятельность федерального правительства, были и при прежних президентах США, но такой остроты противостояния между двумя ветвями власти не было никогда. Что на самом деле стоит в корне сегодняшнего противостояния? 

- Президент Трамп настаивает на строительстве стены, которая препятствовала бы въезду нелегальных мигрантов из Мексики и стран Центральной Америки на территорию США. Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси, сенатор Чак Шумер и другие лидеры Демократической партии решили не сотрудничать с Белым домом в вопросе поддержки политики "Сделаем Америку снова великой". Лидеры демократов настаивают на том, чтобы президент Трамп возобновил работу федерального правительства, прежде чем начать переговоры о безопасности границ и финансировании строительства стены. Из-за продолжающейся приостановки работы правительства более 800 тыс. федеральных работников по всей стране были отправлены в неоплачиваемый отпуск или работали без оплаты труда. Президент Трамп подписал закон, по которому просроченные платежи будут выплачены госслужащим, как только правительство возобновит свою работу.

19 января президент Трамп выдвинул предложение, которое должно было вернуть демократов за стол переговоров по иммиграционной реформе для обеспечения безопасности границ и возобновить работу правительства. Президент также предложил возобновить программу DACA (Отложенные меры в отношении детей-иммигрантов) сроком на три года в обмен на утверждение постоянного пакета мер по иммиграционной безопасности, оцениваемого в $7 млрд., включая $5,7 млрд. на строительство пограничной стены. Через час после заявления президента лидеры демократов отвергли сделку, поскольку она включала требование о финансировании строительства пограничной стены. 

- Сможет ли Трамп реализовать эту миграционную политику при наличии целого клубка противоречий как с оппонентами, так и в своей команде?

- В настоящее время число нелегальных мигрантов из Мексики, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора превышает 20 миллионов человек. Такой массовый приток людей в США порождает глубокие экономические проблемы, разрыв социальных связей во многих общинах, рост преступного насилия на улицах крупных и средних городов, а также распространение наркотиков. 

Несмотря на то, что нелегальные мигранты не заплатили ни цента налогов в бюджет США, администрация Обамы (2009-2017) предоставила им бесплатное медицинское страхование. В дополнение ко всем этим вызовам ведущие СМИ не одобряют государственную политику президента Трампа и его миграционную реформу, включающую принятие нового свода законов для улучшения общественной безопасности и недопущения преступных элементов из Мексики к американской границе. Демократы не могут понять, что именно неформальная экономика, как результат притока нелегальных мигрантов, и стала причиной роста безработицы в бытность Барака Обамы президентом США. Большинство членов Конгресса от демократов отказываются признать, что огромное количество мексиканских преступников, совершивших многочисленные преступления в США, смогли снова незаконно въехать в Техас после их депортации в Мексику. 

С учетом всех этих причин и понимая значимость экономических и национальных составляющих дела, президент Трамп сделал свой выбор в пользу Realpolitik, хотя и осознавал, с каким давлением ему придется столкнуться впоследствии. Постоянный отказ спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси вести переговоры о финансировании строительства пограничной стены - фактически последнее средство, которым Конгресс может воспользоваться для недопущения реализации миграционной политики Трампа. Пришло время президенту Трампу использовать свои конституционные права и чрезвычайные полномочия для финансирования строительства этой пограничной стены.

- С момента избрания Д.Трампа его обвиняют в обслуживании интересов России. Как, по-вашему, может ли президент США действительно работать на Москву? Если нет, то что стоит за периодическими вспышками шпиономании в отношении Д.Трампа? Чем они аргументированы?

- По состоянию на декабрь 2018 г. содержание команды Роберта Мюллера, расследующей факты вмешательства России в выборы 2016 г., обошлось казне США в $25,2 млн. Я искренне верю, что это расследование не что иное, как федеральный грабеж. Мюллера следует отправить домой, а официальные лица Министерства юстиции должны сделать заявление для прессы с разъяснением ситуации и повторным подтверждением того, что между командой Трампа и правительством России не было и нет никаких связей. Более того, самые жесткие экономические санкции против России были введены именно в период президентства Трампа. Впервые после "холодной войны" в отношениях между Вашингтоном и Москвой можно наблюдать такие решительные действия и экономические меры против РФ. 

Насколько мне известно, нет никаких убедительных доказательств, подтверждающих связь между Россией и кандидатом в президенты от республиканцев в 2016 году или несколькими годами ранее. Вся эта кампания против Трампа, не сходящая со страниц большинства крупнейших американских газет, скроена в кулуарах офисов Демократической партии, включая ее неолиберальных приспешников вроде миллиардера и филантропа Джорджа Сороса, потратившего миллионы долларов, чтобы запятнать репутацию президента Трампа. В том же ключе действуют сенаторы Том Тиллис и Кристофер Кунс, хлопочущие над запасным планом по защите Роберта Мюллера в ходе его пресловутого расследования в стиле "охоты на ведьм". Кроме того, сенаторы Кори Букер и Линдси Грэм разрабатывают законопроект, ограничивающий возможности президента Трампа, если он захочет уволить Мюллера.

Считаю, что "рашагейт" правильнее называть "хилларигейт", потому что вся эта кампания была спланирована командой Хиллари Клинтон всего через день после ее поражения на президентских выборах. Непосредственным автором проекта выступила исследовательская фирма Orbis со штаб-квартирой в Лондоне, получавшая средства от доселе неизвестных доноров из Демократической партии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

413


Актуально