25 Апреля 2024

Четверг, 08:14

ЛИВИЯ ВНОВЬ В ОГНЕ

Над многострадальной магрибской страной нависла угроза большой войны

Автор:

15.04.2019

Ливия стремительно переходит грань гражданской войны. Наступление командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара на Триполи, где заседает признанное международным сообществом правительство Фаиза Сараджа, уже обернулось жертвами с обеих сторон. События в бывшей Джамахирии еще более выпячивают всю трагическую действительность страны, фактически ввергнутой в хаос в результате военной операции НАТО и свержения многолетней власти Муамара Каддафи в 2011 году.

 

Халифа Хафтар наступает

Развернувшийся после падения режима Каддафи внутриливийский конфликт фактически разделил страну на несколько частей. Сегодня в столице Ливии Триполи восседает временное Правительство национального согласия (ПНС), сформированное в результате подписанного 17 декабря 2015 года при посредничестве ООН в марокканском городе Схирате политического соглашения. Это правительство и признано международным сообществом в качестве легитимной власти в Ливии, несмотря на то, что избранный народным голосованием парламент - Палата представителей, пришедшая на смену Всеобщему национальному конгрессу летом 2014 года, - отказался одобрить состав возглавляемого Сараджем ПНС. Аргументы депутатов заключаются в том, что в предлагаемом списке министров нет достаточно квалифицированных кадров и, соответственно, данному правительству не удастся объединить страну.

Не согласный с ПНС парламент перебазировался на северо-восток страны с центром в Тобруке и, по сути, составил еще один самостоятельный властный центр. Именно на стороне избранного парламента выступает ЛНА, бросившая вызов правительству Сараджа, которое удерживает власть в столичном регионе благодаря поддержке влиятельных военизированных формирований, в том числе и радикально-исламистского толка. Не случайно командующий ЛНА Хафтар наступает на Триполи под лозунгом освобождения Ливии от террористов, которые устроили в стране хаос и беззаконие.

Масштабы царящего в Ливии беззакония действительно поражают, особенно если учесть, что картину фактического раскола страны дополняет господство различных вооруженных группировок на ее западных территориях. Речь идет о боевых отрядах так называемого "Исламского государства", местного филиала "Аль-Каиды" и других террористических организаций. Неудивительно, что многие ливийцы мечтают покинуть страну, превратившуюся в "царство" коррупции, вражды незаконных группировок, нищеты и бесправия большинства населения. Тысячи граждан Ливии попадают в Европу как нелегальные мигранты. Оставшихся же на родине потенциальных беженцев ожидают невольничьи рынки и лагеря, где они подвергаются всяческим унижениям, насилию и убийствам. Отсутствие мира, порядка, централизованной власти не позволяет наладить ситуацию и в нефтяной отрасли Ливии, которая десятилетиями составляла основу экономики страны.

Стремлением положить конец всем этим обрушившимся на страну бедствиям и объясняет начавшееся    4 апреля военное наступление ЛНА ее командующий, фельдмаршал Хафтар. Он уже почти полвека принимает активное участие в политических процессах в Ливии. В 1969 году Хафтар участвовал в военном перевороте, завершившемся крахом монархии и установлением республики во главе с Муамаром Каддафи. В одном из интервью Каддафи сказал о Хафтаре: "Он был мне сыном. А я ему был как духовный отец". Однако в 1980-х годах пути Хафтара и "лидера ливийской революции" разошлись: после поражения ливийских войск в войне с Чадом военачальник оказался под арестом. Выйдя из тюрьмы, Хафтар уехал в США, откуда вернулся на родину лишь в 2011 году, ставшем последним для режима Каддафи. Хафтар возглавил повстанцев на востоке Ливии, однако с падением Каддафи он не отошел в тень. В 2014 году генерал выступил против состоявшего преимущественно из исламистов Всеобщего национального конгресса. Возглавляемые Хафтаром части ЛНА атаковали базы исламистов в Бенгази, что подняло его авторитет в глазах немалой части ливийского общества, недовольного растущим влиянием "Исламского государства" и "Аль-Каиды". Новый парламент в лице Палаты представителей поддержал Хафтара, который зарекомендовал себя ярым приверженцем светского развития страны. В марте 2015 года парламентарии назначили его командующим ЛНА, а после осуществления под руководством Хафтара нескольких успешных военных операций по освобождению от экстремистского контроля ряда крупных нефтяных терминалов глава Палаты представителей Акила Салех присвоил тогда еще генералу Хафтару звание фельдмаршала.

С начала 2019 года ЛНА удалось освободить от власти исламистов еще некоторые богатые нефтеносные районы страны. Сегодня же судьба Ливии решается в боях за Триполи, ожесточенность которых указывает на возможность разворачивания полномасштабной гражданской войны.

Судя по поступающим из Ливии сообщениям, ЛНА под командованием Хафтара атакует столицу с южного и западного направлений. ЛНА и силы ПНС обменялись авиаударами. Жертвы с обеих сторон уже исчисляются десятками.

На момент сдачи статьи в номер ЛНА объявила об установлении контроля над военной базой ПНС в районе Эль-Азизия, что в 40 км от Триполи. Наступление армии Хафтара на столицу продолжается.

Глава признанного международным сообществом ливийского правительства Фаиз Сарадж обвинил Халифу Хафтара в предательстве и организации государственного переворота. Однако подобные обвинения, похоже, не окажут на ход событий никакого влияния, тем более с учетом заявления Палаты представителей о том, что ЛНА всего лишь выполняет задачу, возложенную на нее всенародно избранным парламентом. Гораздо более значимым фактором является позиция мировых центров, отношение которых к происходящим в Ливии событиям и участвующим в них силам говорит о возможности серьезных геополитических пертурбаций во всем регионе.

 

Чья воля возьмет?

Судя по всему, Ливия имеет все шансы превратиться в очередную арену нарастающего противоборства между Западом и Россией.

США, объявившие о передислокации контингента своих вооруженных сил в Ливии из-за обострения ситуации в этой стране, требуют от фельдмаршала Хафтара прекратить наступление на Триполи. "Мы ясно дали понять, что выступаем против военного наступления сил Халифы Хафтара, и настоятельно призываем немедленно прекратить военные операции против ливийской столицы", - заявил американский госсекретарь Майк Помпео. Адресованное прежде всего командованию ЛНА требование немедленно прекратить военные действия в Ливии озвучено и на уровне формата "большой семерки", состоящей в основном из ведущих держав Запада.

В противовес этому Россия обвиняет в эскалации вооруженного конфликта в Ливии страны НАТО. Как заявил в ходе своего визита в Египет глава МИД РФ Сергей Лавров, "причина ливийского кризиса заключается в том, что сделали натовцы с этой страной в 2011 году. Именно с тех пор она превратилась в разрушенное государство, давайте называть вещи своими именами - и в черную дыру, через которую идут на юг террористы, незаконная контрабанда оружия, а на север - потоки нелегальных мигрантов".

Москва исходит из того, что не следует в одностороннем порядке назначать виновных, а ливийцы должны сами определять свою судьбу. Этим и объясняется блокирование Россией резолюции Совета Безопасности ООН, требующей от войск фельдмаршала Хафтара приостановить наступление на Триполи.

Таким образом, получается, что Запад выступает против Хафтара, которого, в свою очередь, поддерживает Россия. Следует отметить в этой связи, что о связях между командующим ЛНА с Россией стали говорить после того, как сам Хафтар, глава парламента Акила Салех, а также посланник фельдмаршала Абдель-Басит аль-Бадри посетили ее в 2016 году. А в 2017 году Хафтар побывал на авианосце "Адмирал Кузнецов", где поговорил по видеосвязи с министром обороны России Сергеем Шойгу и обсудил с ним борьбу с международными террористическими группировками. Взаимный интерес Москвы и командующего ЛНА обозначился после прошлогоднего заявления пресс-секретаря Хафтара, бригадного генерала Ахмеда аль-Мисмари о необходимости "политического вмешательства России, чтобы другие страны перестали играть с судьбой ливийцев".

Судя по всему, близкие к Хафтару силы готовы приобретать российское оружие, а также предлагают Москве участвовать в добыче ливийской нефти и газа. Британское издание The Times, ссылаясь на одного из приближенных фельдмаршала - Акрама Бухулайгу, сообщило о том, что во время визита на авианосец "Адмирал Кузнецов" Хафтар предоставил список необходимого оружия, а россияне, со своей стороны, пообещали лоббировать снятие эмбарго, наложенного ООН на участников внутриливийского противостояния.

Ясно, что Россия, придерживаясь оружейного эмбарго, не может себе позволить официально поставлять оружие ЛНА. Однако ситуация может поменяться, если Хафтару удастся взять Триполи и объединить страну. При таком развитии событий Россия может не только обрести нового покупателя своей оружейной продукции, но даже и рассчитывать на создание своей военной базы на средиземноморском побережье Ливии. Поэтому Запад и пытается воспрепятствовать дальнейшему наступлению Хафтара, успех которого может обернуться геополитическим возвращением России в Ливию и, в целом, на север Африки.

Однако в калейдоскопе нынешних ливийских событий приоритетное значение все же должен иметь смысл происходящего для самих ливийцев, а вовсе не геополитические амбиции отдельных держав.

Нынешние события в растерзанной на части Ливии происходят спустя полвека после прихода к власти Муамара Каддафи. 8 лет назад произошли падение и показательное линчевание "лидера ливийской революции". И вот теперь вновь решается судьба Ливии - одной из богатых энергоресурсами, но, тем не менее, многострадальных стран Магриба.

Трудно спорить с тем, что наступление армии Хафтара на Триполи противоречит позиции ООН и ее инициативе по проведению в середине апреля всеобщих выборов в Ливии. То есть сама военная операция ЛНА началась буквально за несколько дней до анонсированного ранее ООН избирательного действа. Однако оно, похоже, изначально не рассматривалось Хафтаром всерьез в условиях лишенной централизованной власти страны.

В глазах признанного международным сообществом правительства Сараджа Хафтар выступает как мятежник, решивший установить в стране военную диктатуру. И не исключено, что в случае победы командующего ЛНА США и их европейские союзники объявят против него введение всеобъемлющих санкций. Но, с другой стороны, народ расколотой Ливии нуждается в стабильности и твердой централизованной власти, которую, не исключено, и может принести стране приход к ее руководству Халифы Хафтара.

В любом случае выбор своей судьбы, действительно, остается за ливийским народом. Вот только позволят ли ему сделать этот выбор крупнейшие глобальные центры, которых воля самих ливийцев волнует меньше всего?



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

278


Актуально