25 Апреля 2024

Четверг, 17:05

НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА ИЛИ ГИБРИДНАЯ?

Даже при самом оптимальном раскладе напряженность между США и Ираном будет нарастать

Автор:

01.06.2019

То, что ирано-американские отношения обострятся в мае, было ожидаемо. В ноябре прошлого года, когда вступили в силу американские санкции на закупку иранской нефти, администрация Трампа предоставила восьми странам-покупателям отсрочку до начала нынешнего мая. Кроме того, проходит уже год с того времени, как Трамп в одностороннем порядке вывел США из ядерного соглашения (Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД) между Ираном и странами «шестерки». То есть, в некотором смысле, обе стороны готовились к маю. 

Но все произошло очень быстро. В последние дни апреля Вашингтон отменил разрешение на импорт нефти из Ирана для восьми стран. А в начале мая Иран призвал остальные пять стран, приверженных принципам СВПД, защитить соглашение. Президент Рухани заявил, что его страна предоставляет своим партнерам шесть месяцев на переговоры по данной проблеме. Позже официальный Тегеран заявил о приостановлении части своих обязательств (пп. 26 и 36 СВПД) по ядерной программе. В частности, эти обязательства предусматривали наличие у Ирана не более 300 килограммов низкообогащенного (3,67%) урана, продажу излишка этого объема третьим странам и сохранение не более 130 тонн тяжелой воды, используемой в атомных реакторах, а также продолжение процесса обогащения урана. В ответ на это Вашингтон немедленно наложил эмбарго на экспорт иранского металла. 

На фоне разворачивающихся событий Вашингтон начал переброску дополнительных сил в Персидский залив. 6 мая СМИ распространили информацию о том, что министерство обороны США отправило ударную авианосную группу USS Abraham Lincoln, стоявшую на якоре у средиземноморского побережья Италии, в Персидский залив. Вслед за этим последовали сообщения о переброске в Залив еще одного военного корабля, USS Arlington, а также четырех тактических бомбардировщиков B-52 и ЗРК Patriot на авиабазу США в Катаре.

Как известно, США располагают достаточно мощной военной силой на всей территории Ближнего Востока. Несмотря на это, решение Пентагона о высылке подкрепления однозначно укрепило подозрения о начале войны в регионе. А в американской прессе появилась информация о том, что, дескать, Вашингтон пошел на такой шаг после того, как израильские спецслужбы предупредили США о планируемых атаках Ирана на американские интересы и вооруженные силы на Ближнем Востоке. В последующие дни появились данные о решении Вашингтона отправить в Персидский залив 120-тысячный контингент войск, а также дополнительные силы для подкрепления. Но президент США и официальные лица страны каждый раз опровергали эти сообщения.

Тем не менее, 24 мая стало известно, что в соответствии с планом, утвержденным президентом Трампом, Пентагон отправит еще 1500 военнослужащих на Ближний Восток. Как заявил директор Объединенного штаба ВС США вице-адмирал Майкл Гилдей, отправка дополнительных сил осуществляется по запросу Центрального командования ВС США и состоит из пилотируемых и беспилотных систем воздушной разведки, одной батареи ЗРК Patriot, инженерно-оборонительного отряда и парка истребителей.

 

Кто хочет войны США с Ираном

Возникает вопрос: если президент США заявляет, что Вашингтон не намерен нападать на Иран, для чего нужно концентрировать такую военную мощь в акватории Персидского залива?

В первую очередь следует отметить, что за текущий месяц на Ближнем Востоке произошло несколько событий, характер которых дает веские основания предположить наличие в регионе «иранской угрозы» для США и их союзников. Так, 14 мая в Оманском заливе были атакованы четыре нефтяных танкера, принадлежащие Саудовской Аравии (2), Норвегии (1) и ОАЭ (1). По утверждению американских военных, нападение было организовано иранскими силами. Тегеран же заявил о своей непричастности к данному инциденту, заявив о целенаправленности провокации для обострения ситуации и обвинив Израиль. 

Два дня спустя семь вооруженных дронов йеменских хуситов атаковали саудовский нефтепровод. А в конце недели неизвестные вооруженные лица атаковали посольство США в Багдаде, расположенное в тщательно охраняемой «зеленой зоне» города.

Иными словами, становится ясно, что кто-то серьезно пытается «устроить» casus belli для войны между США и Ираном. Например, в период роста напряженности вокруг Ирана в ряде американских СМИ появилась информация о том, что президент Трамп отчитал своего советника по национальной безопасности Джона Болтона и госсекретаря Майка Помпео из-за нагнетания ими ситуации вокруг Ирана. На фоне этих событий Трамп опроверг данные об отправке 120 тыс. американских военнослужащих в зону Залива и заявил, что ждет телефонного звонка из Ирана.

Однако, как уже упоминалось выше, несмотря на все эти опровержения, дополнительные силы все же появились в зоне Персидского залива, кстати, за подписью самого Трампа. Становится ясно, что в Вашингтоне есть очень сильные группы, крайне заинтересованные в усилении напряженности в отношениях с Ираном. И не только в Вашингтоне. Войны с Ираном добиваются и союзники Трампа на Ближнем Востоке. Конечно, в авангарде этой группы идут премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и поддерживающее его мощное еврейское лобби США.

Еще одной мощной группой, желающей войны с Ираном, является альянс лидеров арабских стран Персидского залива. Так же, как и Израиль, они рассматривают Иран как главную угрозу для себя и не скрывают этого. 

Дело в том, что Иран практически ведет мандатную войну с Израилем и арабскими эмирами Персидского залива в Йемене, Сирии, Ливане, Палестине и Ираке. Все понимают, что за хуситами в Йемене, Асадом в Сирии, ХАМАС и «Исламским джихадом» в Палестине, «Хезболлой» в Ливане стоит Иран и для нейтрализации этих сил нужно нанести поражение Ирану, что могут позволить себе только Соединенные Штаты. В этом-то и кроется причина «внутренних» и «внешних» нападок на Трампа. Несмотря на отсутствие конкретного политического опыта, действующий президент США правильно оценивает собственные интересы и интересы своего правительства, воздерживаясь от конфронтации с Ираном. Вместе с тем эти же интересы заставляют президента Трампа поддерживать напряженную атмосферу на Ближнем Востоке, так как в Персидском заливе всегда будет потребность в сильной Америке, противопоставляющей свою мощь «агрессивному и опасному» Ирану. По существу, арабские режимы — самое настоящее сокровище для Трампа. Например, 24 мая госсекретарь США Помпео заявил, что администрация Трампа приняла решение, в обход Конгресса, о продаже арабским странам оружия на $8,1 млрд. в целях «предотвращения иранского насилия». 

 

Военный потенциал США и Ирана в регионе

Даже без дополнительных сил, как уже упоминалось, США располагают огромным военным потенциалом на Ближнем Востоке. Предполагается, что в настоящий момент контингент ВС США в регионе насчитывает 120 тыс. военнослужащих. 5-й флот ВМС США, состоящий из 20 военных кораблей и 20 тыс. военнослужащих, контролирует территорию в 20 млн. кв. км, включая Персидский залив, Оманское море, Красное море и Индийский океан, и находится всего в «одном шаге» от Ирана, в Бахрейне.

Кроме того, на юге Ирака и в Кувейте расположено несколько военных баз США, которые преимущественно использовались во время иракской кампании. В самой мирной стране Персидского залива, Омане, с момента начала «арабской весны» дислоцировано около 26 тыс. американских солдат.

На военной базе США недалеко от столицы Саудовской Аравии - Эр-Рияда до сих пор размещено около 5 тыс. американских военных. Еще одна американская военная база, имеющая на вооружении авианосец класса «Нимиц», дислоцирована в эмирате Дубай (ОАЭ).

На крупнейшем военном объекте США в регионе, на авиабазе аль-Удейд в Катаре, находятся 13 тыс. военнослужащих и более чем 100 боевых самолетов. Несколько дней назад их ряды пополнились еще четырьмя ядерными бомбардировщиками B-52.

Помимо этого, в случае войны американская армия может опереться на поддержку Саудовской Аравии, Израиля и ряда стран Персидского залива. Учитывая, что в Афганистане находятся еще 14 тыс. американских военнослужащих, Пентагон фактически окружил Иран со всех сторон.

Все эти данные находятся в открытом доступе на сайтах американских аналитических центров и профильных неправительственных организаций. 

Хотя по сравнению со своими соперниками уровень вооружений и технического оснащения иранской армии оставляет желать лучшего, в плане накопленного боевого опыта, а также учитывая ускоренное развитие комплексов ракетных и беспилотных систем, у Ирана все же есть определенные преимущества.

В целом военная мощь Ирана сосредоточена в двух официальных структурах. Первой из них является министерство обороны страны, а второй — Корпус стражей исламской революции (КСИР). Он, в свою очередь, состоит из нескольких подразделений, включая непосредственно вооруженные силы самой организации, «Мобилизацию сил сопротивления» («Басидж») и «Бригаду аль-Кудс», специализирующуюся на военных операциях за пределами страны.

По официальным данным, число активных военнослужащих Ирана определяется в 520-538 тыс. человек. Ядро иранской армии, или около 350 тыс. человек, составляют сухопутные войска. Общее количество военнослужащих КСИР насчитывает 265 тыс. человек, из которых 230 тыс. служат в составе сухопутных войск различного профиля, 20 тыс. - в составе ВМС, а 15 тыс. - в составе ВВС ИРИ.

Находящийся под командованием КСИР «Басидж» — полувоенное ополчение, сформированное из добровольцев со всех частей страны, которые свято чтят ценности исламской революции. По разным подсчетам, организация объединяет 11 млн. человек. Несмотря на свою многочисленность, общее число активных служащих, имеющих военную подготовку и способных мобилизоваться в течение одного месяца в случае возникновения чрезвычайной ситуации, составляет 3 млн. человек.

Наконец, третьим крупным военным крылом КСИР является «Бригада аль-Кудс» — отряды специального назначения для работы за рубежом. Это около 15 тыс. военнослужащих, треть которых составляют бойцы спецназа.

В иранской армии 1600 танков, 600 БМП и 640 БТР. Кроме того, армия ИРИ насчитывает 200 боевых и 20 тяжелых транспортных вертолетов, 25 российских вертолетов Ми-171 и 180 зенитных установок.

Военно-морские силы (ВМС) Ирана частично подчиняются министерству обороны (18 тыс. человек) и КСИР (20 тыс. человек; из них 5 тыс. - морские пехотинцы). В ВМС Ирана 29 подводных лодок и 69 военных кораблей. Некоторые из них советского, а некоторые иранского производства.

Военно-воздушные силы Ирана насчитывают 18 тыс. человек, а войска противовоздушной обороны — 12 тыс. В общей сложности военная авиация Ирана насчитывает более 500 самолетов.

В случае войны Иран, естественно, распространит ее на другие страны региона через поддерживаемые им группы вооруженного сопротивления на Ближнем Востоке, которые ничем не уступают ВС многих стран по своей военной мощи и возможностям.

Эти силы дислоцированы в таких странах, как Ирак, Сирия, Ливан, Палестина и Йемен. Естественно, главной опорной силой Ирана за ее пределами является «Хезболла». Согласно некоторым источникам, в настоящее время в рядах организации служат 20 тыс. бойцов (всего 65 тыс. членов), отличающихся высоким уровнем профессионализма и боевым опытом. Благодаря финансовой и военной поддержке Ирана, а в определенном смысле созданная при непосредственном участии Тегерана, организация обладает арсеналом в 150 тыс. ракет в основном иранского производства, способных подавить цели на расстоянии 45-200 км. Во время войны с Израилем в 2006 году «Хезболла» использовала противокорабельные и противотанковые ракеты российского и китайского производства, что указывает на контакты организации с поставщиками оружия из вышеуказанных стран.

Согласно некоторым утверждениям, в настоящее время в Сирии сражаются более 30 вооруженных групп, или около 55 тыс. бойцов, поддерживаемых Ираном. Движение хуситов - «Ансарулла», известное своей близостью к Ирану, с 2014 года контролирует столицу Йемена - Сану, фактически захватив власть в стране. По предположениям, количество сторонников хуситов колеблется от 100 до 120 тыс., из которых 30 тыс. являются активными бойцами движения.

Военное крыло ХАМАС, бригада «Изз ад-дин аль-Кассам», действующая в Газе и тоже считающаяся союзником Ирана, насчитывает около 10 тыс. бойцов. В секторе Газа действует еще одна группа, известная своей близостью к Ирану и считающаяся второй по силе вооруженной организацией в Газе после ХАМАС, — военное крыло «Бригады аль-Кудс» «Исламский джихад Палестины», точное число бойцов которого остается неизвестным.

Наконец, на территории ближайшего соседа Ирана, в Ираке, было сформировано около 55 шиитских вооруженных подразделений. После захвата Мосула ИГИЛ эти подразделения были объединены под добровольным командованием Сил народной мобилизации, более известных как «Хашд аш-Шааби». Хотя некоторые из этих группировок находятся далеко от Ирана, иракское крыло «Хезболлы», «Армия Бадра» и многие другие крупные вооруженные группировки очень близки к Касиму Сулеймани, командующему «Бригады аль-Кудс». Общее число членов «Хашд аш-Шааби» составляет около 300 тыс. человек, а численность активных военнослужащих — около 135 тыс.

 

«Кнопка войны»

На данный момент предугадать развитие событий вокруг иранской проблематики представляется трудной задачей, равно как и итоги растущей напряженности в регионе — непосредственная военная интервенция или гибридная война в Иране под руководством Вашингтона. Возможно и развитие событий в северокорейском ключе, когда неожиданный спад напряженности в 2017 году стал толчком для начала дипломатических переговоров между Вашингтоном и Пхеньяном. Судя по заявлениям из Вашингтона, главной целью Трампа является принуждение иранского руководства к следующему раунду переговоров под натиском американских угроз. Кстати, по сообщениям кувейтских СМИ, которые ссылаются на замминистра иностранных дел этого государства, Тегеран и Вашингтон якобы уже ведут тайные переговоры. Но Тегеран утверждает, что на переговоры не пойдет. Это означает, что даже при самом оптимистичном раскладе напряженная атмосфера в регионе сохранится. Иранцы могут надеяться на поражение Трампа на президентских выборах в следующем году, но до этого у кого-то может иссякнуть терпение и он может нажать на кнопку войны…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

294


Актуально