28 Марта 2024

Четверг, 18:55

ВЕНСКИЙ ПОВОРОТ

Страны ОПЕК+ продлили еще на девять месяцев сделку об ограничении добычи нефти

Автор:

15.07.2019

Последнее заседание министров стран ОПЕК и не-ОПЕК в Вене 1-2 июля вопреки ожиданиям удивило единодушием принятия жизненно важных для мировой нефтяной промышленности решений. Так, после двухлетнего кропотливого труда нефтедобывающие страны наконец-то согласовали Хартию долгосрочного сотрудничества. Она предполагает поддержку энергетической политики стран по долгосрочному использованию нефти как основного элемента мирового энергобаланса.

Ответ на главный вопрос - будет ли продлена сделка ОПЕК+ и на какой срок - стал очевиден уже по итогам заседания 30 июня министерского комитета по мониторингу выполнения договоренностей. Комитет рекомендовал странам ОПЕК+ продлить соглашение об ограничении добычи нефти еще на девять месяцев.

 

Россия уговорила компании

Срок действующего соглашения, подписанного 7 декабря 2018 года, истек 30 июня. Участники сделки долго тянули с продлением из-за неопределенности на рынке, вызванной обострением политического конфликта на Ближнем Востоке.

Однако в итоге 24 нефтедобывающие страны на венской встрече 2 июля все-таки решились продлить сделку еще на девять месяцев, то есть до конца первого квартала 2020 года, с прежними квотами: страны картеля будут сокращать добычу на 800 тыс. б/с, а страны не-ОПЕК - на 400 тыс. б/с.

То, что сделке быть, стало ясно уже во время петербургского Всемирного экономического форума в начале июня, когда один из главных инициаторов данного соглашения - Саудовская Аравия заявила о необходимости его пролонгации. При этом министр энергетики королевства Халид аль-Фалих подчеркнул, что между странами картеля нет разногласий в необходимости продления действия соглашения ОПЕК+, под вопросом позиция стран, не входящих в ОПЕК.

Российский президент Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита «Большой двадцатки» в Осаке (Япония) 29 июня заявил, что Россия и Саудовская Аравия договорились продлить соглашение ОПЕК+ об ограничении нефтедобычи на тот же объем и на срок 6-9 месяцев. «Это имеет для рынка значение определенное - мы договорились: мы продлим наши договоренности», - добавил В.Путин.

Вместе с тем глава Минэнерго России Александр Новак, подводя итоги министерской встречи ОПЕК+, заявил, что само решение о продлении сделки только внешне далось легко. Для его единогласного принятия понадобилось два месяца напряженной работы и сложных переговоров как между участниками соглашения, так и внутри России.

В действительности все оказалось сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Критика в адрес предложения о продлении соглашения в рамках ОПЕК+ последовала, в первую очередь, от таких политических тяжеловесов, как первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов и президент компании «Роснефть» Игорь Сечин.

«Есть дилемма: нам дальше с ОПЕК продолжать терять рынок, который занимают американцы, или выйти из соглашения. Когда-то это должно случиться, хотя спрос мировой где-то на миллион баррелей в сутки прирастает, как наши коллеги говорят. Но все равно мы видим, что американская нефть все больше и больше занимает долю на мировом рынке нефти. Согласятся ли с такой дальнейшей тенденцией партнеры из ОПЕК - не знаю», - говорил в середине апреля А.Силуанов.

Руководители других российских нефтяных компаний, напротив, активно защищали сделку ОПЕК+. «Соглашение ОПЕК+, механизм надо сохранить. Сделка ОПЕК+ прекрасно себя зарекомендовала в качестве механизма, регулирующего цены на рынке нефти. В принципе рынок понимает, что участники этого соглашения в любой момент готовы отреагировать на любое событие, в том числе и геополитическое, соответственно эффективно или нарастив объемы добычи, предложения нефти, или сократив их», - говорил глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

«Мы практически ликвидировали спекулянтов рынка сырой нефти. Мы считаем, что соглашение должно действовать, и оно учитывает сегодня тот рост добычи, который есть на американском рынке», - утверждал со своей стороны президент ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов.

Видимо, именно для выработки единой позиции в этом вопросе согласительное совещание между главами компаний проводил не министр энергетики, как это было раньше, а лично президент страны Владимир Путин. «У меня была встреча по этому вопросу с руководителями наших крупнейших нефтяных компаний и членами правительства прямо перед этим интервью», - рассказал он изданию FinancialTimesв конце июня.

Для российского президента эта сделка важна не только по экономическим причинам, но и для получения определенных политических дивидендов на международной арене. Благодаря этой сделке Россия получила некоторое влияние в арабском мире и фактически совместно с Саудовской Аравией оказалась в доминирующем положении во взаимоотношениях с нефтедобывающими странами. РФ и Саудовская Аравия, объединив свои возможности влияния (Россия, прежде всего, на Венесуэлу и Иран, а Саудовская Аравия - на арабский мир), стали «мозговыми центрами» продления сделки. Учитывая, что королевство - давний стратегический партнер США, участие России в продлении сделки было предопределено.

 

Неожиданное согласие Ирана

Самым же удивительным в ходе министерского заседания стало согласие Тегерана на продление сделки ОПЕК+, особенно учитывая высказывания иранского министра Бижана Намдара Зангане, сделанные еще накануне этой встречи стран ОПЕК, что картель умирает из-за того, что решения в альянсе фактически принимают Москва и Эр-Рияд. Возмущение иранской стороны вызывал факт договоренности России и Саудовской Аравии о продлении сделки ОПЕК+ в Японии в рамках G20.

«Позиция Ирана предельно ясна: мы не против продления сделки ОПЕК+, но односторонние принятия решений угрожают самому ОПЕК… ОПЕК - это не организация, которая получает предложения со стороны неучастников группы и утверждает их. ОПЕК - это организация, состоящая из 14 членов, которые обсуждают все вопросы, советуются друг с другом. Иран не собирается покидать ОПЕК, но я считаю, что когда происходят такие процессы, ОПЕК умрет», - отметил Б.Зангане.

«Мы с уважением относимся ко всем членам ОПЕК. Дело в том, что Саудовская Аравия и Россия как крупнейшие нефтедобывающие страны сокращают добычу больше всех, и сначала мы должны договориться друг с другом, а затем обсуждать наши договоренности с нашими коллегами», - попытался объяснить в ответ Х. аль-Фалих.

Необходимо отметить, что участие Исламской Республики в ОПЕК+ является формальным. Из-за санкций США, запрещающих третьим странам покупать иранскую нефть, Тегеран вынужден сокращать добычу в значительно большем объеме, чем это пре-дусмотрено соглашением ОПЕК+. По данным Международного энергетического агентства, в мае добыча нефти в Иране составила всего 2,4 млн. б/с. До санкций со стороны США максимальный уровень добычи в Исламской Республике достигал 4 млн. б/с.

Тем не менее, Иран все-таки дал согласие на продление сделки, получив в очередной раз исключение от своего участия в ней. И сей дружеский жест по достоинству оценила российская сторона. Неспроста А.Новак после двусторонней встречи с Б.Зангане отметил, что нужно сделать все для сохранения Ирана как полноценного игрока на нефтяном рынке.

С учетом того, что Иран в условиях санкций со стороны США пытается найти способы экспорта собственной нефти, одной из таких возможностей может как раз стать сотрудничество Исламской Республики с Россией по программе «Нефть в обмен на товары». Программа была разработана еще в 2014 году, в период действия предыдущих антииранских санкций. В мае 2017 года между странами была достигнута договоренность о начале поставок иранской нефти в объеме 100 тыс. баррелей нефти в сутки (5 млн. тонн в год). Первая поставка была осуществлена в ноябре того же года в объеме 1 млн. тонн. Россия в обмен на нефть поставляла Ирану продукцию для железной дороги, грузовики и автобусы, самолеты, оборудование для аэродромов, трубы. Помимо этого оказывала также услуги по строительству на территории Ирана общей суммой до $45 млрд. А.Новак заявил, что иранская нефть, главным образом, будет направляться на переработку в те страны, которые эти нефтяные продукты приобретают.

 

Азербайджан за стабильность

Среди стран, не входящих в ОПЕК, продление сделки могло создать проблему, главным образом, для Казахстана, который планирует наращивать нефтедобычу за счет месторождения «Кашаган». В начале июня после капитального ремонта добыча на месторождении была увеличена до 370 тыс. б/с. Согласно прогнозам Минэнерго, к концу 2019 года добыча нефти на «Кашагане» может вырасти до 400-420 тыс. б/с.

С учетом этого для казахстанской стороны было важно продление сделки, но без необходимости увеличения квоты сокращения, поэтому венское решение полностью устроило Астану.

«Для Казахстана данное продление означает сохранение средней добычи на уровне, не превышающем 1,86 млн. б/с. Соглашение ОПЕК+ ощутимо повлияло на рост нефтяных котировок и дало им возможность стабилизироваться в диапазоне $60-70 за баррель», - прокомментировало итоги венской встречи Минэнерго.

Министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов же, со своей стороны, оценил нынешнюю встречу министров стран - членов нефтяного картеля и государств не-ОПЕК как историческое событие в рамках сотрудничества ОПЕК+: «Азербайджан присоединился к решению о продлении сделки по сокращению добычи нефти до конца первого квартала 2020 года. Это важное решение для обеспечения баланса на рынке в период продолжающихся экономических и геополитических неопределенностей. Присоединение Азербайджана к этому процессу и подписание «Декларации о сотрудничестве» полностью отвечают интересам нашей страны».

В общем-то позиция Азербайджана по сделке ОПЕК+ давно уже не вызывает удивления. Страна изначально была сторонником мер по стабилизации нефтяного рынка, а потому с готовностью пошла на сотрудничество с ОПЕК и даже согласилась на сокращение собственной нефтедобычи по первому соглашению в рамках ОПЕК+ на 35 тыс. баррелей в сутки, а в декабре 2018 года - на 20 тыс. б/с.

Для Азербайджана сегодня в приоритете цена на нефть, поскольку имеет место естественное падение нефтедобычи из года в год. Именно по этой причине азербайджанской стороне решения о снижении объема добычи дались легко, ведь они позволяют избежать падения цен на нефть ниже «красной линии» - $60 за баррель. Это, в свою очередь, дает возможность Азербайджану обеспечить макроэкономическую, финансовую, внешнеторговую стабильность, а также стабильный приток инвалюты в страну.

Согласно условиям декабрьской сделки ОПЕК+, Азербайджан обязался сократить суточный объем нефтедобычи до 776 тыс. б/с. Свой вклад в сокращение общей нефтедобычи в Азербайджане непременно внесут и плановые двухнедельные остановки работы добывающих платформ «Центральный Азери» (уже осуществлено в апреле) и «Западный Чираг» (ожидается в октябре) для проведения на них профилактических работ. Ведь вряд ли можно считать совпадением, что именно по итогам апреля суточный объем добычи нефти в Азербайджане составил 683 тыс. б/с. В мае этот показатель повысился до 776 тыс. б/с, но все равно не вышел за рамки обязательств страны в сделке ОПЕК+. В целом Азербайджан за шесть месяцев действия нынешнего соглашения выполнил свои обязательства по сокращению добычи на 125%.

Интересно, что в топливно-энергетическом балансе Азербайджана на 2019 год среднесуточный объем добычи нефти по стране запланирован на уровне 776,5 тыс. баррелей. Это почти соответствует обязательствам страны в рамках ОПЕК+. Ну что ж, такое планирование оказалось весьма дальновидным, особенно учитывая продление сделки между ОПЕК и не-ОПЕК. Значит, Азербайджану не составит особого труда без проблем выполнять свои обязательства в рамках ОПЕК+ как минимум до конца текущего года.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

302


Актуально