25 Апреля 2024

Четверг, 03:41

«МИР СПАСЕТ НЕ КРАСОТА, А ЛЮБОВЬ»

Сафа МИРЗАГАСАНОВ: «Я должен был прожить не одну жизнь и не одну судьбу»

Автор:

15.10.2019

В возрасте 7 лет, посмотрев фильм Бондарчука-старшего «Война и мир», он уже точно знал, что будет артистом. И мысль эта была так ясно выражена, а желание точно сформулировано, что никаких других идей по поводу выбора профессии у ученика Балакенской средней школы Сафы Мирзагасанова не возникало никогда. Сегодня он - народный артист Азербайджана, ведущий мастер сцены академического Русского драматического театра, востребован режиссерами, любим зрителями, за 40 лет служения сцене обрел дружеское расположение театральной музы Мельпомены. И сегодня, когда ему уже 60, он ощущает себя счастливым и вполне состоявшимся человеком, считая, что ему судьбой было подарено великое счастье - служить любимому делу, любить и быть любимым, иметь большую семью, друзей, жить в одном из красивейших городов мира и каждое утро, просыпаясь, радоваться мирному небу над головой. Он вообще человек позитива: всегда улыбчив, приветлив и добр. Он - единственный в коллективе, кто помнит даты дней рождения не только своих коллег-артистов, но и работников цехов. И самое симпатичное в этой ситуации - то, что он всегда знает, как поздравить человека и что ему подарить. Для таких случаев у него всегда припасено что-то, что может порадовать человека, создав хорошее настроение на целый день. Мы беседуем с ним почти за месяц до запланированной в РДТ премьеры спектакля «День сюрпризов» по пьесе московского драматурга Валерия Мухарьямова.

- Помните свой самый первый выход на сцену театра, которому верно и преданно служите уже 40 лет?

- Так ясно и точно, как будто это было вчера. Мне было 20 лет и был спектакль-сказка для детей «Волшебная бочка меда».

- Вам нравилось быть занятым в сказках?

- Настолько, что я и сегодня готов повторить этот опыт. Но… нельзя отнимать это право у молодых. Жанр сказки - это замечательное пространство для профессиональных тренингов.

- Я знаю, что вчерашние дети, выросшие на сказках Русского театра, и сегодня узнают вас и подходят с разговорами или вопросами, - вас это не коробит? Все-таки столько лет прошло?..

- Ну что вы! Я всегда рад. Их воспоминания о моих коте Леопольде, Лешем или докторе Ливси - это наше общее бакинское прошлое. Мне приятно, что они помнят спектакли их детства.

- Как вспоминаются эти 40 лет жизни на сцене?

- Тепло и светло. Мне было подарено счастье не просто быть в одном театре, но и выходить на сцену и быть партнером и Рахиль Гинзбург, и Анатолия Фальковича, Веры Ширье, Сергея Якушева, Фуада Поладова, Ксаны Бабичевой, Мелика Дадашева, Ирины Перловой. Это были отношения, которые устанавливались на грани дружеских и профессиональных. Отношения, которые позволяли себя чувствовать и равноценным партнером, и учеником. Замечательный период! Я с благодарностью и любовью вспоминаю каждого из них. Так же, как и Мурада Ягизарова, с которым мы активно общаемся благодаря интернету, и мне по-прежнему интересен этот человек, несмотря на то, что мы давненько не выходим на сцену как партнеры.

- Какой же из спектаклей остался в памяти ярким воспоминанием?

- О! Это и « Кин IV» (Георг IV), и «Чайка» (Тригорин), и «Звезда, любовь и шампанское» (Мужчина), и «Красавец-мужчина» (Окоёмов), «Визирь Лянкяранского ханства» (Визирь), «Братья Карамазовы» (Иван Карамазов) «Хитроумная влюбленная» (Лусиндо), и… Ну, в общем, список можно продолжать.

- А какую из сыгранных и любимых ролей вы готовы и сегодня сыграть, выйдя на сцену?

- Георга IVв спектакле «Кин IV».

- Сколько же человеческих характеров создано вами на сцене театра?

- Не считал, но думаю, что больше ста - это точно. А может, и около двухсот.

- В каком из жанров чувствуете себя комфортнее всего?

- Никогда не задумывался об этом. Но, пожалуй, в комедии, драме, детективе.

- Вы несколько лет подряд удерживали позицию в номинации «Приз зрительских симпатий» в «Апофигеях», знаменовавших закрытие очередного театрального сезона. У вас много поклонниц. Как чувствует себя актер, у которого столько почитательниц?

- Никак не чувствует. Он просто понимает, что у поклонниц есть склонность отождествлять актера - исполнителя роли с образом персонажа, который актер создает на сцене. А это - женская романтическая фантазия.

- Сто лет назад было принято делать актерам различные «подношения». Дарили украшения, одежду, лошадей, имения, экипажи, деньги. Сегодня эта традиция сохраняется. Но в виде конфет, духов (одеколона), игрушек, цветов. Как вы считаете, есть ли некое универсальное «подношение», которое выражало бы и благодарность зрителя, и не задевало бы этических чувств актера?

- Да. Самый универсальный подарок от зрителей - это цветы. Только от самых близких друзей можно принять что-то другое.

- Вы по старинке продолжаете читать книги в переплете, следите за новинками литературы и посещаете кинотеатры. Не пробовали перейти на современные гаджеты?

- У меня есть электронная книга, загруженная разной жанровой литературой. Но я по-прежнему хожу в книжный магазин и покупаю там книги. Отдаю предпочтение английскому детективному жанру. Сейчас, к примеру, читаю «Смертельную белизну» Роберта Гэлбрейта (Джоан Роулинг). Получаю удовольствие от развития сюжета и таким образом отдыхаю. Ну а кинотеатры мы посещаем с супругой, потому, что стараемся следить за всеми новинками, которые выходят на экраны, и потому, что получаем удовольствие от большого, а не компьютерного экрана.

- Я знаю, что у вас с супругой очень гармоничный союз, но не мешают ли семейные отношения в тот момент, когда вы оба на сцене? Например, в «Афинских вечерах» или в предстоящей премьере «День сюрпризов»?

- Знаете, мы настолько «проросли» друг в друга, понимая с полуслова, полувзгляда, иногда - телепатически, что это не мешает, а наоборот - помогает. И потом, это возможность всегда обсуждать какие-то детали, связанные с созданием роли.

- Ваш новый герой чем-то отличается от всех, сыгранных до этого?

- Конечно! Прежде всего я играю героя, который имеет отношение к театру. И он постоянно попадает в курьезные ситуации. Причем настолько компрометирующие его и профессионально, и морально, что ему все время приходится выкручиваться, ловчить, изобретать. Короче, ему в тот день, когда развернулись все события и возникли «сюрпризы», было ох как непросто (именно это и будет веселить зрителя!), но он «выжил».

- То есть вы создаете характер такого театрального проходимца-ловеласа?

- Ну зачем же так категорично?

- А что по этому поводу думает режиссер-постановщик?

- Не буду рассказывать. Все, что по этому поводу думает Александр Шаровский, можно будет увидеть на сцене нашего театра уже в первой половине ноября.

- Ну хорошо, а кого играет в этой истории Евгения Невмержицкая - жену или любовницу?

- О! А вот это основная интрига и это лучше один раз увидеть, чем десять раз об этом рассказать.

- Так что же для вас в конечном счете профессия актера: дар небес, испытание или?..

- Дар, посланный свыше. Значит, я должен был прожить не одну жизнь и не одну судьбу. Прожить и понять что-то очень важное для себя. Наверное, поэтому я бесконечно уважаю актеров, которые каждую минуту своего пребывания на сцене умеют быть и жить - здесь и сейчас.

- Вы себя тоже относите к таким актерам?

- Был бы счастлив сказать «да». Но думаю, что говорить об этом имеют право только зрители и мои партнеры.

- Выходит, что 60 в жизни и 40 на сцене - не итог, а всего лишь продолжение поисков себя и секретов профессии?

- Наверное, можно сказать и так. Не знаю. Но одно могу сказать абсолютно уверенно: время не помогает выработать иммунитет от волнения перед выходом на сцену. Я по-прежнему волнуюсь так, как будто выхожу на сцену впервые.

- А каких персонажей вы мечтали когда-то сыграть, но так и не случилось?

- Боюсь, что не буду оригинальным, но скажу, как есть. Когда-то мечтал сыграть Ромео, потом Макбета, Раскольникова, Мастера в «Мастере и Маргарите», чеховских героев Астрова и Гаева, Тевье-молочника…

- А что хотелось бы играть сегодня, выходя на сцену теперь уже академического театра?

- Любого героя в классической пьесе. Классика - это наслаждение для профессионала. Годы уходят. Многое уже не сыграю никогда. Хотелось бы успеть сделать еще что-то…

- А как звучит жизненное кредо счастливого человека Сафы Мирзагасанова?

- Красота - это, как известно, страшная сила. Но мир спасет не она, а бесконечная любовь.

- Впереди юбилейный для театра год. Театру в декабре 2020 года исполнится 100 лет. Что бы вы пожелали коллективу и себе?

- Я стал актером этого театра в год, когда ему (театру) отмечали 60 лет. Бесконечно счастлив, что дожил до того дня, когда театр будет отмечать свои сто лет уже в статусе и звании «академический», за что хочу поблагодарить нашего уважаемого президента. Театр был, есть и будет. Своим коллегам я желаю интересных пьес, ролей и любящих зрителей. Директору Адалету Гаджиеву и главному режиссеру Александру Шаровскому я желаю терпения, выдержки и здоровья, потому что впереди много предъюбилейных дел и событий.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

293


Актуально