Автор: Валентина РЕЗНИКОВА
Бакинский театр марионеток после гастролей в Европе вернулся домой. Наш знаковый театр совместил участие в Международном фестивале кукольных театров в небольшом городке Шарлевиль-Мезьере (Франция) с гастролями в хорватском городе Загребе, которые стали первой ласточкой и положили начало культурным связям между Хорватией и Азербайджаном.
Во всемирной системе координат
Международный фестиваль театров кукол основан в 1961 году уличным актером Жаком Феликсом, который задался целью превратить маленький городок, известный миру как место рождения французского поэта Артюра Рембо, в центр старинной человеческой забавы. Сначала он организовал международный фестиваль театров кукол, а через 20 лет открыл Международный институт кукольного искусства, при котором теперь действует весьма престижная школа кукольного театра. Сегодня в Шарлевиль-Мезьере расположена и штаб-квартира УНИМА - Всемирного союза кукольников. Фестиваль длится 10 дней, и в нем, как правило, принимают участие около 400 коллективов из 40 стран мира, а жители и съезжающиеся со всего мира профессионалы и гости городка могут увидеть в эти дни уличные представления, встречи, выставки, познакомиться с новыми технологиями и каноническими формами кукольных представлений. Словом, эти дни здесь превращаются во всемирный праздник хорошего настроения и интенсивной работы профессионалов-исследователей.
Бакинский театр марионеток, находящийся под патронажем администрации Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришэхэр», был приглашен на этот престижный фестиваль в качестве участника. Кстати, на сайте фестиваля в разделе «пресса» с легкостью можно найти статью ведущего театроведа Франции, специалиста по театру кукол Вероник Хотте, которая, подводя итоги этого значимого мероприятия, выделила из всей афиши фестиваля всего 6 спектаклей. Спектакль нашего Театра марионеток «Лейли и Меджнун» в числе тех, что произвели на нее впечатление и содержанием, и формой.
Впечатлениями от гастролей театра в Европе с R+поделился директор и художественный руководитель Театра марионеток Тарлан ГОРЧУ.
- Скажите, вы впервые побывали на фестивале такого уровня? Попасть туда не так-то и просто…
- Коллектив - впервые. Лично мне благодаря участию посла Франции довелось побывать именно на этом фестивале лет восемь назад. Находясь в Шарлевиле в качестве гостя, смог посмотреть довольно большое количество спектаклей, был представлен его директору - госпоже Кабанис. Ее заинтересовал мой рассказ о нашем Театре марионеток, и она предложила прислать заявку для участия. Ну, как видите, прошло 8 лет, мы выпустили спектакль «Лейли и Меджнун» и успешно его сыграли в Шарлевиле для зрителя, который совершенно не похож на нашего, отечественного. Хотя мы учитывали, что будем играть на публику с языковым барьером, которая не знает нашей музыкальной традиции, литературно-драматургической основы, - не представляли, как нас поймет совершенно другой, европейский зритель, и поймет ли вообще!
- А между тем билеты на все четыре спектакля были проданы за два месяца до начала фестиваля?!
- Да. Именно так. Но ведь продажа билетов - это еще не свидетельство удачного выступления. Конечно, все мы волновались. Ответственность колоссальная! Мы впервые представляли не просто театр из города Баку, но страну Азербайджан. Страну, понимаете?
- И?
- И только когда увидел зрителей на первом спектакле, не успокоился, нет, но видя, как они, затаив дыхание, смотрят и слушают, подумал, что не все так плохо. Потом - еще спектакль, и еще. Смотрят, слушают, аплодируют артистам, долго не отпускают. Отыграв все четыре спектакля, я с облегчением подумал, что мы, по крайней мере, не опозорились. И смогли представить Азербайджан не в худшем свете.
- Я знаю вас много лет и знаю, что вы напрочь лишены профессионального кокетства. Скажите честно, после успешного выступления в Шарлевиле, после такой статьи Вероник Хотте вы испытываете чувство гордости, говоря себе: это сделал я?
- Да нет. Я же всегда говорю, что результат может быть только в коллективном и взаимном творчестве. С условием точной и профессиональной расстановки сил. Каждый на своем месте делает то, что должен. Вот и все. А испытал я колоссальное облегчение, понимая, что мы не хуже, но и не лучше других. Мы просто другие. Но самое важное - мы профессионалы своего дела. Поэтому наш театр в числе тех, кто не остался незамеченным на всемирном фестивале.
- Удалось ли вам увидеть спектакли коллективов из других стран?
- Да. Я заранее приобрел билеты на интересующие меня спектакли, выставленные на сайте фестиваля. Мне хотелось понять, как именно развивается искусство кукольного театра на современном этапе.
- И как же?
- Фестиваль был представлен разными куклами. Марионеток, как ни странно, было мало. Но не в этом дело. Я, проанализировав, сделал вывод: современный театр кукол лишен четко выраженной сюжетной линии. Часто это перформансы, в которых преобладающую позицию может занимать некая деталь, вокруг которой и концентрируется внимание в действии. И все в действии направлено на то, чтобы именно эту деталь рассмотреть во всех возможных вариациях. Не могу сказать, что это захватывает и увлекает. Это интересно первые пять минут, а потом - скучно.
- Вы связываете это с кризисом театрального искусства?
- Я не стану брать на себя ответственность и делать такое заявление. И не стану утверждать, что это новое слово в искусстве. Но могу предположить, что все происходящее - это зеркальное отражение экономического кризиса, ударившего по состоянию самой уязвимой сферы в обществе: культуры и искусства. Специалисты, создававшие кукол-марионеток, стали уходить в сферы смежных искусств. Туда, где больше платят. Потому что затраты на изготовление таких кукол значительно превышают доходы от их востребованности. Уходит надобность в исследовательской работе постановщиков, работающих с марионетками. Их подменяют ростовыми. А это уже совсем не то. Это результат коммерциализации художественной мысли, которая ведет, в конечном счете, сначала к подмене, а потом и уничтожению подлинного творчества и искусства. И в этом тоже состояние общества. Любого. В Шарлевиль съезжаются со всего мира…
- Удручающее впечатление?
- Нет. Повод к размышлению, анализу, поискам.
- Что лично вам дало участие в фестивале?
- Я понял, в какую сторону репертуарных поисков надо двигаться дальше, чтобы быть интересным не только своему зрителю, но и зрителю в любой стране мира. Поэтому должен расстаться с идеей постановки третьей оперетты Узеира Гаджибекова «Не та, так эта». Она хороша как памятник, но как идея, как мысль - нет.
- Нашли новый материал для постановки?
- Да. Это «Ашик-Кериб» Лермонтова…
- Почему?
- Это любовный дастан, который понятен всем. Я подумал об этом после Шарлевиля и Загреба.
- Кстати, о Загребе. А как вас принимали там, в городе, не избалованном фестивалями?
- Мы сыграли два спектакля на сцене Загребского театра кукол. Это стало возможным при поддержке посольства Азербайджана в Хорватии, администрации Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришэхэр» и Министерства культуры Хорватии.
- Зрители оценили спектакль «Лейли и Меджнун»?..
- Очень хорошо. Наш приезд стал культурным событием в городе. На первом спектакле были представители различных дипломатических корпусов, а во второй день - представители всей творческой и художественной элиты города. Словом, публика вполне подготовленная. Принимали нас просто замечательно. Мы увезли с собой в Баку не только прекрасные воспоминания и памятные фотографии, но и уверенность в том, что наш спектакль будут вспоминать, произнося название нашей страны. Будут говорить, что мы приезжали к ним из Азербайджана.
- Сейчас, когда вы вернулись домой и находитесь на подступах к разработке постановочной версии «Ашик-Кериба» для марионеток, есть ли в планах поездки за рубеж?
- В следующем году исполняется 20 лет с момента, когда архитектурный комплекс «Ичеришэхэр» был включен в перечень охраняемых ЮНЕСКО. Есть идея о том, чтобы отметить эту дату игрой спектакля в Париже, где и находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
- Успехов и осуществления всех творческих планов вам и вашему Театру марионеток!
- Благодарю!
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: