29 Марта 2024

Пятница, 09:13

РЕФОРМЫ БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Перед правительством Азербайджана поставлена задача: ускорить вовлечение частного бизнеса в формирование ненефтяного ВВП

Автор:

01.11.2019

Экономические реформы уже который год выводят Азербайджан в число лидеров различных престижных рейтингов и отчетов. В опубликованном недавно рейтинге Всемирного банка Doing Business 2020 страна вошла в двадцатку стран-реформаторов, заняв девятое место по индикатору «Открытие бизнеса», значительно продвинувшись по показателям «Получение кредита» (1-е место по сравнению с 22-м в 2019 году), а также «Получение разрешений на строительство» (59-е место в сравнении с 61-м).

Однако реформы пока очень медленно достигают своей главной цели - воздействовать на показатели роста реальной экономики. Следовательно, существуют промежуточные препятствия, влияющие на конечный результат реформ. И именно на их преодоление направлены последние решения и поставленные цели президента     Ильхама Алиева.

 

Проблема 1: недостаточная отдача

Немалое количество реализуемых госпрограмм, постоянное совершенствование законодательной базы, предоставление преференций и еще многое другое - все это в Азербайджане уже долгие годы имеет место быть и предпринимается государством с одной целью - развивать ненефтяной сектор экономики, чтобы уменьшить зависимость от нефтегазового. Да, в определенные годы объем экономического роста исчислялся двузначным показателем и страна не раз входила в число мировых лидеров по этому пункту. Понятно, что такие показатели - вещь кратковременная, и ни одна экономика мира не может похвастаться высоким уровнем роста в долгосрочном периоде. В Азербайджане этот показатель по большей части был обусловлен пиковым периодом реализации крупных нефтегазовых и транзитных проектов. Однако сегодня проблема не столько в том, что прогнозы роста ВВП страны не превышают 3%. Это, в принципе, вполне приличный показатель, тем более если рост стабильный. Беспокойство вызывает ситуация в ненефтяном секторе, ведь именно на него делает ставку государство, формируя долгосрочные цели экономического развития. 

«Почему общий рост в ненефтяном секторе у нас не очень высокий? Мы предоставляем льготы, выплачиваем субсидии, приобретаем технику, реализуем инфраструктурные проекты, уровень государственных инвестиционных расходов достаточно высок. Все эти факторы сами по себе должны привести экономический рост к более высоким цифрам. Однако мы не видим этого» - таков, пожалуй, главный вопрос-тезис президента Ильхама Алиева, озвученный им на экономическом совещании, проведенном, к слову, в совершенно новом формате.

Вопрос главы государства отнюдь не риторический, и ответ на него раскрывает самые глубокие проблемы азербайджанской экономики. Итак, государство со своей стороны вроде бы предпринимает все необходимые меры, чтобы поддержать частный сектор, бизнес, однако ответная реакция далеко не на должном уровне. 

Чего же не хватает предпринимателям, чтобы идти вперед и активнее участвовать в формировании национального ВВП? Конечно, денег. Вложить, заработать и снова вложить - вот достаточно простой круговорот финансов в бизнесе. 

Проблема у нас начинается прямо с первого пункта. «За 9 месяцев этого года через Фонд развития предпринимательства предоставлено 130 млн. манатов, до конца года предусмотрено 170 млн. манатов и это будет исполнено. Однако 130 или 170 млн. манатов недостаточно для финансирования предпринимательства, так как со стороны банковского сектора нет достаточного финансирования», - заявил на совещании при президенте министр экономики (ныне вице-премьер) Шахин Мустафаев. 

 

Проблема 2: неохотное кредитование реального сектора

Теперь вытекающий вопрос: почему банки неохотно кредитуют бизнес, хотя, в сущности, именно в этом и заключается их основная миссия? Что касается господдержки - здесь опять нареканий нет. Банки действуют свободно, создаются максимально удобные условия доля привлечения ими ресурсов (доказательство - деятельность Фонда страхования вкладов), Центробанк стабильно снижает учетную ставку: только за этот год на 2% - с 9,75% в феврале до 7,75% по решению, принятому правлением ЦБА 26 октября. 

Тогда в чем причина, что банки все еще предпочитают кредитованию бизнеса достаточно рискованное потребительское кредитование? Ведь по большей части именно на этом погорели обанкротившиеся за последние 4 года 12 банков. «Я в прежние годы уже говорил о том, что в нашем портфеле преобладают потребительские кредиты, именно это и явилось одной из причин кризиса в банковском секторе. Мне сейчас сообщают, что тенденции вновь нарастают, кредиты предоставляются не реальному сектору экономики, а на потребление, то есть на приобретение потребительских товаров. Если это будет продолжаться, то через несколько лет мы вновь можем столкнуться с негативными проблемами», - заявил президент И.Алиев. 

Безусловно, существование такой проблемы указывает на то, что пришло время реформ в банковской сфере, а конкретнее - изменения бизнес-модели банков, чтобы заинтересовать их в кредитовании реального сектора. Именно заинтересовать, поскольку, как справедливо указал на недавней пресс-конференции председатель правления ЦБА Эльман Рустамов, заставить банки выдавать кредиты невозможно, так как они такие же представители частного сектора, и прямое вмешательство в их деятельность недопустимо в условиях рыночной экономики. По его словам, в данном направлении необходимо провести большую работу, и в первую очередь устранить конфликт интересов между банковским сектором и бизнесом.

«Одним из конфликтных моментов, уже несколько лет затрагиваемых банками, является упрощение процесса реализации залога, снижение времени, затрачиваемого на данный процесс. К сожалению, мы до сих пор не смогли решить данный вопрос. Ключевым словом на сегодняшний день является «диалог». Мы все - государство, банки и бизнес должны собраться и обсудить данный вопрос, выявить проблемы и решить их», - сказал Э.Рустамов.

Кроме того, по его словам, банкам также необходимо ускорить решение собственных проблем, создать функциональную систему управления рисками. «Слабый риск-менеджмент уже привел к проблемам в банковском секторе. И сейчас, встречаясь с банками, я отмечаю, что не нужно так хвататься за потребительское кредитование. Нужно также улучшать банковские кадры. Да, есть улучшения, но есть и куда расти. Мы видим большую ликвидность в банках, но они ее не используют. Значит, есть какие-то проблемы», - отметил Э.Рустамов.

Надо сказать, что уже по следам совещания у президента Палата по надзору за финансовыми рынками организовала встречу с руководством Ассоциации банков Азербайджана и коммерческих банков. По итогам встречи было принято решение, что банки пересмотрят свои стратегические планы и в кратчайшие сроки представят регулятору свои предложения. Кроме того, участники встречи признали целесообразным проведение кредитной ярмарки со стороны банков.

 

Проблема 3: теневой бизнес

Однако низкий уровень кредитования частного сектора далеко не всегда упирается в банки - зачастую это проблема именно самого бизнеса. И, прежде всего, это теневое ведение бизнеса, сокрытие от налоговых и прочих контролирующих органов реального объема доходов, оборота и т.д. «Теневой бизнес сегодня практически не имеет выхода к кредитным ресурсам. Да, сегодня уже есть результаты борьбы с теневой экономикой, но, как и отметил недавно президент страны, есть все еще предприниматели, которые предпочитают работать в тени», - добавил глава ЦБА Э.Рустамов.

Надо сказать, что борьба с теневой экономикой за последние два года активизировалась, и развернутая программа реформ в налоговой сфере уже начала приносить ощутимые результаты. Так, только за 9 месяцев нынешнего года зарегистрировано более 100 тыс. трудовых договоров, причем 80% - в ненефтяном секторе. «Эти сто тысяч человек работали в теневой экономике. Они получали зарплату в конвертах. В некоторых случаях выписанная им низкая зарплата не отражала реальности. Это ставит под угрозу нашу экономику. К тому же в дальнейшем эти люди выйдут на пенсию. За счет чего же им будет начисляться пенсия? Поэтому я, обращаясь в том числе к гражданам, работающим по найму, говорю: не ввязывайтесь в такие дела», - предупредил президент    Ильхам Алиев. 

Но, конечно, процесс должен продолжаться и далее, поскольку пока от него в стороне остались еще, как минимум, десятки тысяч человек. Причем, как уже было указано, это всего лишь часть теневой деятельности бизнеса. 

Однако даже эти негативные действия предпринимателей имеют порой свои объективные причины. К примеру, несправедливая конкуренция, монополизм, поддерживаемый государственными чиновниками, которые имеют на рынке свои бизнес-интересы. «Используя свои возможности, они вытесняют конкурентов, порой клевещут на них. Они создают такие условия, чтобы те вынуждены были либо продать свой бизнес, либо уехать. Этого тоже нельзя допускать, не страшась никого», - отметил президент. 

Глава государства подчеркнул, что в развитых странах ВВП формируется в основном за счет малого и среднего бизнеса, и Азербайджан также должен создать условия для того, чтобы «лица с предпринимательской жилкой могли заниматься бизнесом и не сталкивались с давлением и вмешательством со стороны чиновников».

«Эти «грязные руки» должны отстать от предпринимателей. Иногда чиновники, руководители местных органов исполнительной власти, в особенности в регионах, не дают возможности предпринимателям. Они прилипают к ним как пиявки и высасывают кровь. Против таких лиц будут приняты очень строгие меры и самые строгие санкции», - заявил И.Алиев.

Именно в налаживании более действенного диалога государство - бизнес и видится главная цель создания нового Министерства экономики, объединившего в себе сразу Минналогов, Госкомитет по имущественным вопросам, Госагентство по антимонопольной политике и надзору за потребительским рынком. То есть отныне мониторинг проблем предпринимателей и их устранение сосредоточены в одном, как его уже успели назвать, суперминистерстве, что позволит устранять проблемы и недостатки эффективнее. 

И первый шаг в этом направлении сделал глава новой структуры Микаил Джаббаров, предложив в своем первом интервью в качестве министра экономики дружбу предпринимателям. «Дружба должна быть обоюдной. Наш долг - в случае возникновения проблем у предпринимателей выслушать их, решить эти проблемы. Бизнес со своей стороны должен обеспечить прозрачную деятельность, расширение деятельности, уплату налогов. И ничего больше», - подчеркнул он. 

Словом, как сказал президент И.Алиев, альтернативы реформам нет, и основным приоритетом для правительства Азербайджана вновь объявлено обеспечение устойчивого экономического развития. «За 9 месяцев ВВП вырос на 2,5%, а в ненефтяном секторе - на 3,5%. Считаю, что это неплохой показатель. Но он нас не устраивает. Правда, сельское хозяйство выросло более чем на 7%, ненефтяная промышленность - на 15%. Это очень позитивные факты. Однако мы должны добиться устойчивости этого развития. Для достижения этого и впредь должны проводиться очень серьезные реформы», - резюмировал глава государства.

А посему можно смело предположить, что в ближайшее время экономическая жизнь в Азербайджане будет насыщена новыми интересными процессами, кадровыми и структурными реформами. А впереди знаковый 2020 год, на который и в госпрограммах, и в дорожных картах возлагается много надежд в части выполнения важных целей экономического развития…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

251


Актуально