25 Апреля 2024

Четверг, 05:53

ЙЕМЕН: ЗАТИШЬЕ СРЕДИ БУРИ

Скоро ли завершится прокси-война между Ираном и Саудовской Аравией?

Автор:

15.11.2019

Саудовская Аравия вновь обзавелась посольством в Йемене. Это стало возможным после переговоров с Южным переходным советом (ЮПС), контролирующим вторую столицу Йемена - Аден. Одновременно положен конец боестолкновениям ЮПС с правительственными силами и саудовской коалицией. После объединения Юга и устранения наметившегося раскола между главными участниками коалиции - Саудовской Аравией и ОАЭ - грядет новый «крестовый поход» против шиитов Севера.

 

Одна страна - два народа

Гражданская война в Йемене продолжается уже 5 лет. Непосредственным катализатором ее стали события «арабской весны» 2011 года. Но корни противоречий внутри страны между различными племенными и конфессиональными группировками настолько глубоки, что одними волнениями и социальными требованиями здесь никого не удивишь и не заставишь взяться за оружие.

В первую очередь стоит отметить, что Йемен - это сравнительно молодая страна: она появилась на картах мира в 1990 году. До этого Север и Юг страны были разделены исторически, политически и конфессионально. 

Если в Северном Йемене на протяжении веков существовало теократическое шиитское государство - имамат, то в Южном Йемене тоже долгие годы была британская администрация, не занимавшаяся особо социальными проблемами. В результате после ухода колонизаторов слабые султанаты Юга были ликвидированы и образовалась социалистическая республика. Несмотря на светский, демократический и централизованный характер Северного и Южного Йемена, внушительную силу традиционно представляли племенные союзы. Поэтому после объединения страны в 1990 году богатые южные племена фактически взяли под контроль основные денежные потоки, а зейдиты Севера лишились влияния на экономические процессы. 

К 2011 году сложилась ситуация, когда недовольны были все. Шииты на севере жаловались, что центральная власть навязывает им ислам суннитского толка и не вкладывает достаточно средств в развитие северных провинций. Не были довольны объединением и южане: антиправительственные настроения, в конце концов, привели к тому, что на юге обосновались боевики «Аль-Каиды» (сегодня они контролируют несколько городов и областей). Точкой кипения стали события «арабской весны» и расстрел мирных демонстрантов тогдашним президентом страны Али Абдалла Салехом. Шиитские племена - хуситы, объединенные религиозной идеологией семейства аль-Хуси, объявили поход на столицу страны и вскоре захватили Сану, изгнав оттуда нового президента Абу Раббу Мансура Хади. Захват столицы сделал хуситов фактическими руководителями страны. Однако суннитские племена Юга были недовольны таким положением дел и, не имея возможности противопоставить что-либо 100-тысячной группировке северян, дали отмашку на иностранное вторжение.  Интервенция 150-тысячной группировки арабских государств во главе с Саудовской Аравией гражданскую войну не остановила, но предотвратила захват всей страны поддерживаемыми Ираном хуситами.

 

Инфляция смерти

Многие специалисты считают, что конфликт в Йемене - это своего рода прокси-война между Ираном и Саудовской Аравией. Многолетний спор за влияние двух региональных гигантов время от времени выливается в кровопролитные конфликты. Саудовские «наймиты» не смогли ничего противопоставить Ирану в Сирии и Ливане, поэтому в Йемене саудиты решили действовать собственными силами и обрушили на головы своих врагов всю мощь вооруженных сил королевства.

Начиная с 26 марта 2015 года, авиация арабских государств день и ночь «утюжит» Сану и другие подконтрольные хуситам города. Всего за время операции «Буря решимости» было произведено 2500 авианалетов. Причем, по некоторым данным, лишь десятая часть авиаударов пришлась по военным объектам. В основном же пострадали промышленные и торговые предприятия, социальные учреждения, объекты здравоохранения, образования, мечети, стадионы, электростанции. Бомбардировке подвергся даже Старый город Саны, внесенный ЮНЕСКО во Всемирный список наследия всего человечества. 

Точное число погибших мирных жителей не знает никто: выводятся лишь приблизительные цифры - около 6,5 тыс. убитых и 30 тыс. раненых.

Масштабы нарушений дошли до того, что ООН внесла саудовскую коалицию в черный список противоправных группировок. Однако через неделю генеральный секретарь организации Пан Ги Мун под давлением США отменил это решение. 

Но заявления и решения международных организаций ничего не меняют в бедственном положении граждан Йемена. Блокада ВМФ коалиции портов Йемена и прекращение гражданского авиасообщения привели к тотальной нехватке в стране еды и медикаментов. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 20 млн. йеменцев находятся на грани голодной смерти. В стране свирепствуют эпидемии опасных вирусов, таких как тиф и холера. Понятие смерти в Йемене достигло невероятной инфляции и за жизнь больных людей уже никто не борется. Попытки ВОЗ и Международного Красного Креста выправить ситуацию являются лишь каплей в море и не способны остановить трагедию йеменского народа.

 

Атака на нефть

К беде народа Йемена добавляется его выгодное геополитическое расположение. Контроль над Йеменом дает контроль над Баб-эль-Мандебским проливом - одной из главнейших артерий нефтяных поставок из Персидского залива в страны Европы. Этот факт с лихвой компенсирует удаленность страны от традиционных центров арабского мира. Именно из-за контроля над бесперебойными поставками нефтепродуктов к Суэцкому каналу и далее в Средиземное море весьма неоднородный Совет арабских стран Персидского залива принял единогласное решение ввязаться в гражданскую войну в Йемене. 

Помимо прочего в самом Йемене разведаны немалые запасы нефти. И если в 2002 году Геологическая служба США оценила запасы йеменской нефти всего в 9,9 млрд. баррелей, то уже через 10 лет эта цифра возросла в 10 раз. Все-таки Аравийская плита является одной из самых активных зон на планете и поэтому новым нефтяным «находкам» тут уже никто не удивляется. 

Согласно секретным материалам, выложенным WikiLeaks, космические снимки и анализы подтверждают огромные запасы нефти на границе Саудовской Аравии и Йемена. Однако, чтобы получить доступ к углеводородам, придется полностью покончить с хуситами, поскольку нефтеносные районы находятся в северной провинции Саада, являющейся их опорой. 

Ставку на нефть осознают и в хуситском лагере. Далеко не глупые радикалы, каковыми представляет их мировая пресса, понимают, что ставки в этой игре слишком высоки, и поэтому объявили войну до победного конца. Лучшие силы хуситов воюют именно на севере страны, откуда самый короткий путь до Эр-Рияда. После обстрелов приграничных саудовских городов и сел хуситы начали целую кампанию атак беспилотников. В первую очередь атакам дронов подверглись аэропорты Саудовской Аравии. Но, как оказалось, это было лишь отвлекающим маневром. Когда силы ПВО королевства были перенаправлены на защиту воздушных магистралей, хуситы нанесли удар по нефтяному сердцу страны. 

Ночью 14 сентября произошла крупнейшая со времен Второй мировой войны атака на нефтяные центры. Удару десятка дронов подверглись крупнейший в мире завод первичной переработки нефти в Абкайке на востоке Саудовской Аравии и нефтеперерабатывающий завод на нефтяном месторождении «Хурайс». Атаки на государственные предприятия Saudi Aramco вдвое сократили добычу саудовской нефти и серьезно ударили по нефтяным фьючерсам. Шок, возникший после этих ударов в бизнес-сообществе, понять легко. До этого времени никто не мог предположить, что серьезно охраняемые объекты нефтяной инфраструктуры можно так просто уничтожить. 

Еще одним эффектом от атак беспилотников стал постепенный выход стран Персидского залива из саудовской коалиции. Так, об окончании своей войны в Йемене уже заявили ОАЭ, Бахрейн и Катар.  

 

Гражданская война внутри гражданской

Интересной особенностью конфликта в Йемене являются периодические гражданские войны внутри гражданской войны. Раздираемые противоречиями лагери оппонентов борются за власть, деньги, а то и просто сторонников. Так, в 2017 году о смене ориентации заявил экс-президент Йемена Али Абдалла Салех, до этого поддерживающий хуситов. Лояльные ему части Национальной армии Йемена повернули оружие против хуситов. Мятеж был быстро подавлен, а Салех в отместку за предательство был убит. Однако войска коалиции воспользовались междоусобицей в стане врага и значительно приблизились к столице страны.

В 2018 году настал черед разногласий уже в лагере антихуситской коалиции. Эмигрировавший в Саудовскую Аравию президент аль-Хади объявил об отставке нескольких губернаторов южных провинций. В ответ на Юге усилились сепаратистские настроения и был создан Южный переходный совет, поставивший перед собой цель восстановления суверенитета Южного Йемена. Южан поддержали Объединенные Арабские Эмираты, расколов таким образом не только йеменцев, но и коалицию. В прибрежных южных городах, далеко от фронта с хуситами, началось военное противостояние, грозящее обернуться полномасштабной войной. ЮПС практически полностью взял под контроль столицу Южного Йемена - Аден.  Хуситы в свою очередь заявили, что не против отделения Южного Йемена.

Таким образом, единственной силой, борющейся за единство искусственно созданного в начале 1990-х государства, осталась лишь Саудовская Аравия.

Хотя спустя некоторое время королевство устами наследного принца Мухаммеда бен Салмана аль-Сауда заявило о заключении мира с сепаратистами из ЮПС, вряд ли этот шаг может привести к мирному разрешению конфликта в Йемене. 

Желание Саудовской Аравии взять под контроль весь Йемен и тем самым привнести стабильность в страну идет вразрез с планами тех, кто любит управлять хаосом. 

Конец бессмысленному, как и все войны, конфликту в Йемене может принести лишь создание более или менее сбалансированного строя, который удовлетворит запросы всех конфессиональных и племенных групп, а также прекратит чудовищное социальное расслоение. Причины и последствия катаклизмов, вошедших в историю под названием «Арабская весна», до сих пор не устранены. А это значит, что не только Йемен, но и другие арабские страны по-прежнему находятся в зоне нестабильности.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

261


Актуально