Автор: Алланна ЛЕСКЕНЛИ
Чаплину - с любовью. Наверное, именно так можно было бы назвать этот вечер, который организовали и провели в одном из залов киноцентра «Низами» Госфильмофонд и Министерство культуры Азербайджана. Мероприятие, посвященное 130-летию со дня рождения великого киноактера, сценариста, композитора, кинорежиссера, продюсера и монтажера, универсального мастера кино, создателя знаменитого кинообраза маленького человека - Бродяги, которого мы все знаем по фильмам «Огни большого города», «Золотая лихорадка», «Цирк», «Малыш» и др.
Когда мы произносим имя великого Чаплина, то тут же представляем себе маленького человека в больших ботинках с загнутыми вверх носами, широких, не по размеру, брюках на подтяжках, коротком и потрепанном временем пиджачке, узком жилете, а еще - котелок, тросточку, усики, улыбку и… глаза! Выразительные, огромные, живые, «говорящие». Мастер немого кино умел глазами «говорить» так, как многим даже при помощи слов не удавалось! Образ трогательного Бродяги, созданный артистом, навсегда вошел в историю мирового кинематографа как непревзойденный. Ему подражал и Радж Капур («Господин 420»), и советский клоун Карандаш, и Александр Калягин в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!».
Чаплин рядом с нами
Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин - гений XX века, человек непростой судьбы, с большим сердцем и огромным талантом - стал хозяином той замечательной атмосферы, которую удалось создать режиссеру вечера, замдиректора Госфильмофонда Рашаду Гасымову, а также ведущему заслуженному деятелю искусств, киноведу Аязу Салаеву, актерам Джейхуну Садыхову и Бахрузу Вагифоглы, исполнителям песен Чаплина - Джавану Зейналы, Самиру Джафарову, Нармин Каримбековой и Тунзале Каграман. Вечер стал очаровательным театрализованным мини-спектаклем, где изящно, без нарочитой театральности было разыграно музыкально-пластическое действие, в котором на экране появлялись персонажи немого кино Чаплина, а на сцене - сам виновник торжества в прекрасном исполнении Джейхуна Садыхова и его киногероини (Нармин Каримбекова и Тунзаля Каграман).
Звезда первой величины
Под ненавязчивый рассказ ведущего (Аяз Салаев) на экране и на сцене оживали эпизоды из фильмов и реальной жизни Чарльза Спенсера Чаплина. И на какое-то время вдруг показалось, что Джейхун Садыхов в образе Чаплина выглядит более убедительно, чем экранный виновник торжества. Абсурд? Конечно! Но такой миф уже был запущен в свое время в Голливуде завистниками талантливого актера, которые утверждали, что на конкурсе двойников Чаплина он сам занял 22-е место. Однако это не повредило славе и имиджу Мастера. Он был и оставался звездой первой величины по обе стороны океана. И в США, и в Англии, и в Швейцарии, куда уехал из США Чарли Чаплин, он всегда оставался человеком, подарившим миру радость постижения кино как великого Искусства.
И об этом тоже говорил ведущий, погружая нас в детали и подробности жизни и творческих поисков Чарли Чаплина. Как и когда возник образ хрестоматийно узнаваемого Бродяги? Как известно, на съемках фильма «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» Чаплин никак не мог придумать грим для своего героя. И, как рассказал Аяз Салаев, по пути в костюмерную комнату актера осенила мысль, что ему необходимы широченные штаны, которые сидели бы на нем мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руках - тросточка. Актеру захотелось, чтобы в костюме его героя все было противоречивым: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был бы ему маловат, и огромные башмаки. В довершение он придумал и наклеил себе маленькие усики, которые должны были делать его старше, не скрывая при этом его мимики.
Из автобиографических воспоминаний Чарльза Спенсера Чаплина: «Одеваясь, я еще не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал. И когда я вернулся в съемочный павильон, мой персонаж уже родился».
Бродяга
Вот так и появился всем нам полюбившийся маленький человек с нарицательным именем Бродяга! Он царил в течение всего вечера среди зрителей, даря радость профессионалам и любителям кино, объединяя всех опоэтизированной атмосферой любви и преклонения перед талантом гения. И артисты, и зрители, и организаторы вечера благодарили великого маленького человека за подаренное человечеству подлинное Искусство! Нет, не пламенными мемориальными речами, а памятью о нем, любовью к его творчеству.
Чарльз Чаплин прожил непростую жизнь. Впервые он вышел на сцену в возрасте 5 лет. Случайно спел песню, потому что у его мамы во время выступления вдруг пропал голос. Маленький мальчик вышел на сцену из-за кулис и допел эту песню, сорвав аплодисменты и первые деньги, которыми зрители забросали малыша, оценив его находчивость и артистизм. Он еще сильнее покорил публику, став с детской непосредственностью собирать эти деньги прямо во время выступления, после чего вернулся на сцену и закончил песню из репертуара матери. В конце 1898 года Чаплин поступил в детскую танцевальную группу «Восемь ланкаширских парней». На Рождество 1900 года «Ланкаширские парни» участвовали в пантомиме «Золушка»: Чаплин в костюме кошки впервые получил возможность рассмешить зрителей. Весной 1901 года Чаплин уходит из «Ланкаширских парней». Он редко посещал школу, работал продавцом газет, помощником врача, в типографии и т.д., но нигде подолгу не задерживался из-за малого возраста. А в 14 лет Чарльза официально приняли в театр, дав роль посыльного в спектакле «Шерлок Холмс». Было это в 1903 году. Но тогда никто еще не знал, что этот не умеющий читать мальчишка, который учил текст своей первой роли с помощью брата, станет родоначальником многих кинематографических приемов. Он будет сочинять свои сценарии, напишет повесть «Рампа» и мемуары, будет награжден Международной премией мира (1954), станет лауреатом премии Американской киноакадемии (1973), дважды обладателем премии «Оскар» (1929, 1972), а в 1975 году посвящен королевой Елизаветой II в рыцари, став сэром Чарльзом Спенсером Чаплиным.
Гигант
Из книги Мартина Сиффа «Чаплин: жизнь» (2008): «Чаплин был не просто большим человеком, он был гигантом. В 1915 году он ворвался в мир словно привидение со своим даром комедии, смеха и помощи, в то время, когда все разрывалось на части в Первой мировой войне, и в течение следующих 25 лет - и во время Великой депрессии, и во время возвышения Адольфа Гитлера - он продолжал творить… Вряд ли какой-то другой человек когда-либо сможет принести больше радости, удовольствия и облегчения в тот момент, когда в них так нуждается большинство людей».
Под занавес этого замечательного вечера на экране крупным планом появилось лицо виновника торжества, самого сэра Чаплина. Съемка 1972 года. Мы увидели его без грима. Ему было 83 года. Через пять лет, в возрасте 88 лет его не станет. Но сейчас на нас с экрана смотрели глаза великого человека, рост которого достигал всего лишь 1, 65 м. Но величие гения было безмерным.
Стоп-кадр
Аяз Салаев, принимая ролевую функцию ведущего церемонии, сообщит всему залу, что «Оскар» вручается сэру Чарльзу Спенсеру (Чарли) Чаплину в номинации «За бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством». И Чаплин, глядя с экрана в зал, в год своего 130-летия, сквозь Время, обратился к зрителям XXI века с ответной речью, произнесенной им на церемонии вручения «Оскара». Дрогнувшим голосом, со слезами на глазах сказал: «Спасибо! Спасибо за оценку моего творчества, спасибо, что пришли. Спасибо!» Возникло ощущение, что вот сейчас мы, бакинцы, живущие в XXI веке, вручили гению еще одну награду - наше признание, нашу память, нашу любовь и благодарность человеку, который действительно БЫЛ, а не слыл, в большом Искусстве кино. И слава его, и достижения были подлинными. Так же, как и награды - вполне заслуженными. А он в ответ на наш порыв и наше преклонение ответил словами благодарности.
А потом великий Артист с легкой грустью смотрел с экрана в зал, давая возможность прозвучать громким аплодисментам. Они звучали дольше, чем в Голливуде в 1972 году! На три минуты, но все равно дольше. Это ведь и наш Чарли Чаплин. Он принадлежит миру так же, как и наша любовь принадлежит искусству под названием «Кино»! И еще долго-долго зрители не покидали зал, подойдя к сцене и глядя на экран, обменивались впечатлениями, радуясь тому, что пространство настоящего Искусства не имеет ни границ, ни национальной принадлежности, ни временных рамок. И мы говорим об этом Чаплину с любовью…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: