28 Марта 2024

Четверг, 22:59

ПЕЧАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ В УОТФОРДЕ

Страны НАТО не могут определиться ни со своими основными угрозами, ни с тем, как на них реагировать

Автор:

15.12.2019

Саммит НАТО, прошедший 3-4 декабря в городе Уотфорде под Лондоном и посвященный 70-летию основания этого Альянса, праздничным назвать сложно. Самым его большим достижением сами участники признали утверждение обновленного плана относительно стран Балтии и Польши - по сути технического документа, который до этого отказывалась подписывать Турция, недовольная своими партнерами по Альянсу, но потом все-таки смягчившая свои позиции. 

Еще до встречи в Уотфорде президент Франции Эммануэль Макрон раскритиковал не только Анкару, но и вообще весь НАТО, назвав его мозг мертвым. Глава Белого дома Дональд Трамп, который сам не раз нелестно высказывался о НАТО, на слова президента Франции оскорбился, и уже при встрече в Великобритании он и Макрон эмоционально поспорили о разных вопросах, включая действия Турции в Сирии. В свою очередь президент США привез через океан свое обычное недовольство партнерами, не желающими выплачивать заранее обговоренные суммы в общий натовский котел. 

При этом самым неловким моментом стало то, что за спиной американского лидера его коллеги - главы Великобритании, Франции и Канады фактически посмеялись над ним. Но шутку, предназначавшуюся только для четверых, услышал весь мир, включая самого Трампа, который назвал канадского премьера «двуличным» и уехал с саммита раньше срока.

Канцлер Германии Ангела Меркель вела себя слишком незаметно (что в последнее время становится тенденцией), а премьер Британии Борис Джонсон, занятый всеобщими выборами и Brexit, вообще от политических дискуссий откровенно уклонялся. Что и говорить, обстановка вышла не слишком конструктивной, не очень дружественной и вообще не соответствующей поводу - юбилею самого сильного военно-политического союза в мире. 

 

В каждой шутке есть доля правды

В принципе, после видео с шуткой над главой Белого дома, распространенным Canadian Broadcasting Corporation, рассказ о единстве в НАТО, наверное, можно было бы и закончить. Партнеры Трампа стали подтрунивать над тем, что он устроил большую импровизированную пресс-конференцию, на которой затронул многие волнующие его вопросы. Такой несвоевременный «неформат» партнеров не порадовал и во время приема в Букингемском дворце. Канадский премьер-министр Джастин Трюдо, беседовавший с Борисом Джонсоном, Эммануэлем Макроном, а также принцессой Анной, смеясь, сказал буквально следующее: «Он опоздал, потому что он устроил дополнительную пресс-конференцию на 40 минут, - вот так-то вот! У его команды челюсти аж до пола отвисли». Видео, где ответа Макрона не слышно, а Джонсон улыбается, тотчас же распространилось, как вирус, по всем соцсетям. Все сразу поняли, о ком идет речь, да и сам Трюдо позже не стал отпираться, что говорил о Трампе, правда, все же попытался смягчить неловкость в стиле «вы меня не так поняли», отметив, что имел в виду неожиданное решение Трампа провести следующую G7 в своей резиденции в Кэмп-Дэвиде. Но американский президент, кажется, этому не очень поверил и поэтому отменил планы на финальную пресс-конференцию, многозначительно отметив, что уже ответил на много вопросов, и уехал раньше срока. И напоследок назвал своего партнера по Альянсу - Трюдо «двуличным». Как подчеркнули американские СМИ, из тех, которые не слишком жалуют Трампа, таким образом глава Белого дома лишился шанса блеснуть с исторической речью, которая бы ему сейчас пригодилась в связи с приближающейся президентской кампанией и на фоне нависшего над ним импичмента. 

В свою очередь, как написали британские СМИ, нынешнему президенту США к шуткам за спиной не привыкать - это происходит почти на каждой встрече в верхах. Да и на саммит в Уотфорд он уже приехал как персона нон грата, даже его родственная душа в политике Борис Джонсон дал понять, что не нуждается в его поддержке, - возможно потому, что многие сторонники Джонсона не любят Трампа. Позже Джонсон умудрился провести пресс-конференцию, во время которой ни разу не упомянул Трампа по имени. Сам же глава Белого дома все происходящее связал с раздражением коллег по поводу его очередного напоминания о выплатах в общий бюджет Альянса. 

Действительно, на каждом официальном и неофициальном слете лидеров НАТО президент США поднимает этот вопрос - постоянно повторяет, что европейцы «недоплачивают» за обеспечение своей безопасности, а США тратят до 70% и выше всех расходов. В этот раз Трамп даже пообещал воздействовать на неплательщиков своими излюбленными торговыми рычагами. Еще в 2014 году члены НАТО договорились в следующие десять лет «стремиться приблизиться» к уровню военных расходов в 2% ВВП, но по итогам этого года до намеченной планки добираются только восемь стран Альянса, причем, что интересно, большинство из них - это не самые сильные в военном и экономическом плане, а как раз наоборот - Греция, Польша, Эстония, Латвия и Литва. То есть очевидно, что Трампа раздражает отношение к этому вопросу, прежде всего, со стороны Франции и Германии. В то же время негласный ответ партнеров на эти претензии хорошо известен - НАТО больше всего выгоды приносит США, таковы уж сложившиеся правила игры, и никто не виноват, что Трамп больше бизнесмен, чем политик.

 

Нужна ли надежда?

Кстати, обмен нелицеприятными определениями начался также с европейской стороны Альянса - французский президент в интервью журналу Economist в начале ноября заявил, что у НАТО случилась «смерть мозга». Макрон высказал сомнения и в эффективности статьи 5 устава Альянса, предусматривающей коллективный ответ всех стран НАТО в случае нападения на одну из них. На такие выводы его натолкнули турецкая военная операция на севере Сирии и покупка Турцией у России зенитных ракетных комплексов С-400. «Мы имеем нескоординированные агрессивные действия союзника по НАТО, Турции, в районе, где на кону наши интересы [...] А если режим Башара Асада решит в ответ ударить по Турции, вступим ли мы в конфликт в рамках НАТО? Это важнейший вопрос». Макрон также отметил, что Турция относительно своих планов в Сирии проконсультировалась только с США, и все это подрывает единство Альянса. 

Между тем за несколько дней до саммита в мировой прессе появились сообщения, что Турция грозилась наложить вето на новый план обороны стран Балтии и Польши от России, если союзники Анкары по НАТО не признают общим врагом и террористической организацией действующие в Сирии курдские Отряды народной самообороны (YPG). Проблема в том, что те, кого Анкара считает террористами, для коалиции во главе с США долгое время являются союзниками в борьбе с ИГИЛ. 

Об утверждении обновленного плана относительно стран Балтии и Польши в конце концов удалось договориться, и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг преподнес это как большое достижение и как знак, что члены НАТО «способны двигаться вперед, обновлять и пересматривать наши позиции». Хотя, по сути дела, речь идет о техническом вопросе: это рутинное обновление перечня военных мер и пока не утверждена новая редакция плана, просто действует старая. 

Если про план очень скоро все забыли, то слова Макрона продолжают обсуждаться на разных уровнях. Ведь французский президент также заявил, что из-за вторжения Турции в Сирию туда возвращается ИГИЛ, и в какой-то момент вообще обвинил Анкару в сотрудничестве с террористами. «Мне жаль, что у нас нет единого определения терроризма. Когда я смотрю на Турцию, сейчас они сражаются против тех, кто сражается вместе с нами, кто сражался вместе с нами плечом к плечу против ИГИЛ. А иногда они даже сотрудничают с марионетками ИГИЛ. И это - стратегический вопрос! Если мы будем дискутировать только о том, сколько мы платим, не имея четких определений относительно такой ситуации, - это несерьезно! Несерьезно по отношению к нашим солдатам, несерьезно по отношению к нашим народам!» Таким образом, Макрон совсем не по-партнерски и не «по-юбилейному» бросил камни и в сторону Анкары, и в сторону Трампа. Но и ему самому досталось сполна - его слова о военном суверенитете раскритиковали многие европейские политики, в том числе руководство Германии. Все они заявили, что блок НАТО был и будет основой европейской безопасности. А на слова о «смерти мозга» больше всего обиделся Трамп, назвав их оскорбительными и «очень, очень неприятными» для 28 участников (хотя ранее сам называл Альянс «устаревшим»). 

Если же учесть, что для празднования юбилея и общий фон выдался крайне негативным - масштабная общенациональная забастовка против пенсионной реформы во Франции, набирающая обороты процедура импичмента Трампа в Вашингтоне, досрочные выборы и Brexit в Великобритании, теракты на Лондонском мосту и стрельба в Гааге, - то не стоит удивляться, что впечатления от встречи в Уотфорде противоречивые. Понятно, что напряженность внутри Альянса достигла такой точки, когда уже не считается даже нужным ее скрывать. 

Но самое тревожное, что страны НАТО не могут определиться ни со своими основными угрозами, ни с тем, как на них реагировать, - то ли стоит по-прежнему держать в качестве главного врага Россию, то ли Китай, то ли терроризм. Странно, что лидеры стран - членов Альянса никак не признают - мир изменился и больше нет консолидированной четкой угрозы, под борьбу с которой НАТО когда-то и создавался. Скорее сейчас приходится реагировать на постоянно возникающие новые задачи, которые зависят от большого числа факторов. Так, и Россия, и Китай, и курдские отряды в Сирии могут быть для тех или иных членов Альянса и соперниками, и партнерами, в зависимости от того, что брать за точку отсчета и каков желаемый результат. Но структура НАТО, по крайней мере пока, слишком консервативна, чтобы подстроиться под такой динамизм. Поэтому все труднее становится добиваться инвестиций в военные возможности Альянса и в целом договариваться. «У нас плохие внешние симптомы, зато очень хорошее содержание. И это прекрасно. НАТО, конечно, еще силен и может реорганизоваться», - уверен Йенс Столтенберг. Однако, похоже, вопрос заключается не в том, может ли НАТО реорганизоваться, а в том, нужно ли это.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

283


Актуально