24 Апреля 2024

Среда, 11:00

ЛОГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ

Неформальная встреча глав государств СНГ показала успешность диалога Баку со странами региона в 2019 году

Автор:

01.01.2020

Участие президента Азербайджана Ильхама Алиева по приглашению Владимира Путина в неформальной встрече глав государств СНГ в Санкт-Петербурге 20 декабря можно назвать логическим финальным аккордом интенсивного для азербайджано-российских отношений 2019 года. Это также является успешным результатом выстраивания Баку эффективных экономических и политических диалогов со своими ближайшими соседями по СНГ и в целом с региональными государствами.

Неформальная встреча глав государств СНГ состоялась в дни проведения заседания Высшего евразийского совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эта международная экономическая организация, созданная в 2014 году, включает пять стран: Россию, Беларусь, Армению, Казахстан и Кыргызстан (плюс Молдова в качестве наблюдателя) и сотрудничает с Китаем, Ираном, Сингапуром, Вьетнамом, Сербией через создание зон свободной торговли - ЗСТ (например, Тегеран официально присоединился к ЗСТ в ЕАЭС в конце октября 2019 года). Ядром организации называют Союзное государство России и Беларуси, которое было создано еще до ЕАЭС, и Москва и Минск продолжают углублять интеграцию двух стран. То, что у ЕАЭС существует множество неурегулированных проблем, всегда признают, прежде всего, сами ее участники, но, тем не менее, организация продолжает постоянную кропотливую работу, направленную на экономическое сближение стран-участниц и партнеров.

Баку не входит в ЕАЭС, но активно и внимательно следит за тенденциями в организации, за всеми процессами на евразийском пространстве. И это неудивительно на фоне того, что Азербайджан имеет тесные двусторонние взаимоотношения практически со всеми членами ЕАЭС, кроме Армении, оккупировавшей 20% территории Азербайджана. Интерес к этой организации продиктован также геостратегическим положением страны, входящей в «каспийскую пятерку», а также занимающей центральное место в международных транспортно-транзитных проектах, например в проекте «Север - Юг».  С учетом общего прошлого экономики стран бывшего СССР во многом взаимодополняемы, и, конечно, крайне нерационально терять то, что уже наработано и действует, - гораздо выгоднее на этом фундаменте строить новое. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что главное экономическое преимущество ЕАЭС - это упрощение торговли для экспортеров малого и среднего уровня, которые не имеют посредников и работают сами по себе. Понятно, что и это не может не интересовать Азербайджан. Равно как и в целом наращивание объемов взаимной торговли со своими партнерами, а также особенно актуальные в последнее время инвестиции в технологические сферы, наукоемкие отрасли.

При этом по-настоящему полноценное сотрудничество и интеграция в регионе (учитывая всех игроков, включая Иран, возможно Турцию) исключаются из-за неурегулированного карабахского конфликта. В экспертном сообществе и среди политических элит время от времени обсуждается вопрос о вероятности членства Азербайджана в ЕАЭС. Однако тут определяющим моментом является то, что действующая с 2015 года организация была создана на основе единого таможенного союза и экономического пространства, а это в любом случае подразумевает отсутствие каких-либо территориальных споров. То есть чисто по определению взаимодействие Азербайджана и Армении в рамках ЕАЭС не представляется возможным до урегулирования карабахского конфликта. При этом попытки Еревана использовать эту площадку против Азербайджана категорически отвергаются другими участниками организации. 

Все помнят, как в 2014 году, еще до вступления в ЕАЭС Еревана, тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что Армения может сделать это только в рамках тех границ, которые признаны Организацией Объединенных Наций, то есть без Нагорного Карабаха. Такой же позиции придерживался и президент Беларуси Александр Лукашенко. Армении тогда явно и в прямом и в переносном смысле указали на ее границы. Также случилось и сейчас, когда Никол Пашинян оказался за одним столом с Ильхамом Алиевым, прекрасно осознавая, что пусть даже Баку и не является членом ЕАЭС, его весовая категория все равно намного значительнее.  

Между тем в основе отношений стран-соседей и ближайших партнеров определенно должны лежать не только интеграционные экономические и политические факторы, но также общие исторические ценности. Наверное, поэтому о своем неприятии положений резолюции Европарламента от 19 сентября 2019 года «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» президент России Владимир Путин заговорил именно в присутствии коллег по СНГ. Путин привел выдержки из 17 исторических документов периода до Второй мировой войны, напоминающих, что договор между Советским Союзом и Германией (пакт Молотова-Риббентропа) вряд ли можно назвать, как минимум, единственным документом, который «поделил Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны». 

Слова российского президента оказались созвучны тому, что в октябре прошлого года на заседании Совета глав государств СНГ в Ашхабаде говорил лидер Азербайджана Ильхам Алиев, подчеркнувший, что пересматривать итоги войны и интерпретировать их по-новому крайне неправильно. В Ашхабаде азербайджанский лидер отметил, что главы государств СНГ неоднократно выступали против героизации фашистов, но, к сожалению, именно это сейчас и происходит в Армении. В Ереване в 2016 году был установлен огромный памятник фашистскому палачу и предателю Гарегину Тер-Арутюняну, служившему у немецких фашистов под кличкой Гарегин Нжде. И.Алиев отметил, что деятельность Нжде осуждается в докладах МИД России, но армянское руководство придерживается иной точки зрения. Кстати, чуть позже - в ноябре 2019 года - президент Армении Никол Пашинян в ходе своей встречи с российскими журналистами в Ереване попытался провести параллели между Гарегином Нжде и бывшим наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, то есть опять-таки имея в виду пакт Молотова- Риббентропа, а также приравнять Нжде к диссидентам вроде Солженицына, которые тоже сидели в тюрьме после Великой Отечественной войны. Пашинян также попытался упрекнуть азербайджанского лидера в том, что он использует «этот формат» (встречи в рамках СНГ) для обсуждения данного вопроса. Но ведь и в Ашхабаде, и вот недавно в Санкт-Петербурге речь шла именно о том, что недопустимо презентовать собственные трактовки итогов Второй мировой войны. При этом невозможно не подчеркнуть общегуманистические позиции, с которых выступил Ильхам Алиев, не только отметивший вклад Азербайджана в общую Победу над фашизмом, но признавший и вклад армянского народа. Ведь основное, что хотел донести президент Азербайджана, - это то, что армяне, в первую очередь, сами должны очиститься от позорного пятна и демонтировать скандальный памятник. 

Но это зависит от политической воли и от того, кто и какие конечные цели преследует для себя лично и для своих народов. Баку в своей политике откровенен и никогда не скрывал, что его внешняя политика основывается только на национальных интересах и без всякого предубеждения в ту или иную сторону. Подтверждением может служить тот факт, что как к вероятности вступления в ЕАЭС Азербайджан с такой же тщательностью подходит и к возможности членства в ВТО или же к сотрудничеству с ЕС. 

Именно с этого ракурса стоит рассматривать и декабрьский визит Ильхама Алиева в Санкт-Петербург, где, кроме всего прочего,  состоялась его двусторонняя встреча, третья по счету в 2019 году, с Владимиром Путиным. Как отметил И.Алиев на встрече с руководителями азербайджанских диаспорских организаций в Санкт-Петербурге, «сегодня российско-азербайджанские связи находятся на самом высоком уровне в истории». Достаточно коснуться только встреч на высшем уровне, чтобы получилась вполне впечатляющая картина - три президентские встречи, взаимные визиты на уровне министров, председателя Совета Федерации России, различных должностных лиц, а также очень успешный официальный визит под конец года первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой в Москву. Не говоря уже о внушительном списке экономического взаимодействия между двумя странами в 2019 году, перечисление которого займет много времени. Поэтому совершенно логично, что российский президент пригласил Ильхама Алиева на встречу в Санкт-Петербург, где сверялись часы и подводились итоги 2019 года, строились планы и наверняка было много возможностей для важного в межгосударственных отношениях закулисного общения.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

347


Актуально