20 Апреля 2024

Суббота, 10:21

ЗА СЧЕТ НЕНЕФТЯНОГО СЕКТОРА

Для поддержания стабильных темпов экономического роста Азербайджан будет делать упор на развитие сферы услуг и технологий

Автор:

15.01.2020

Азербайджан уже долгие годы сохраняет стабильные темпы экономического роста. И пусть последние несколько лет они не такие высокие, как раньше, зато рост валового продукта с недавних пор стал обеспечиваться в основном за счет ненефтяного сектора. Это подтверждают и предварительные итоги завершившегося 2019 года, и уже опубликованные прогнозы макроэкономической картины 2020-го.

 

Десятые доли ВВП

В результате реформ, нацеленных на развитие ненефтяного сектора, в 2019 году его доля в структуре ВВП Азербайджана увеличилась на 3,1-процентных пункта, т.е. до 59,7%. Соответственно доля нефтяного сектора в ВВП сократилась с 43,4% в 2018 году до 40,3% - в 2019-м.

В этом и в последующие три года, согласно прогнозам правительства Азербайджана, активная политика диверсификации экономики, где главная роль отводится развитию ненефтяного сектора, будет продолжена.

В отличие от 2019 года (итоги 11 месяцев), когда темпы роста ненефтяного сектора Азербайджана на 61% опережали нефтяной, в 2020-м эта разница увеличится уже до 90%. Доля нефтяного сектора в ВВП Азербайджана, по прогнозам, в этом году составит 28,7 млрд. манатов, а ненефтяного - 54,6 млрд. манатов.

В 2021 году разрыв между ростом нефтяного и ненефтяного секторов Азербайджана увеличится почти на 91% в пользу второго. При этом удельный вес ненефтяного сектора в общем объеме ВВП как в 2020, так и в 2021 году составит 65,6%.

Вместе с тем в будущем году нефтегазовый сектор впервые за последние годы вновь опередит по темпам роста ненефтяной. И этот серьезный рост (4,5% в 2021 году против 0,9% - в 2020-м) связан с увеличением газодобычи в рамках известных масштабных проектов. Но уже в последующие годы темпы нефтегазового роста вновь будут снижаться, тогда как в ненефтяном секторе темпы роста сохранятся в районе 3,3-3,8%%.

Согласно прогнозам правительства, ежегодный прирост ВВП с 2020 года составит минимум 3%, тогда как за январь-ноябрь 2019 года производство внутренней валовой продукции едва превысило 2%. И это самый высокий показатель за последние пять лет.

По словам исполнительного директора Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Вюсала Гасымлы, это было обеспечено за счет 3,5-процентного роста ненефтяного сектора. При этом рост ненефтяной промышленности зафиксирован на уровне 13,9%, в растениеводстве - 11,3%, в секторе услуг информации и связи -15,9%, в сфере туризма - 11,1%. Вместе с тем еще не достигнуты должные темпы в сферах строительства, транспорта и логистики.

Впрочем, 3-процентный показатель на 2020 год заложен не только в госбюджете, но и в стратегических дорожных картах. В последующие годы кривая роста должна также идти вверх - как до внушительных 3,7% в 2021 году (за счет вышеуказанной газодобычи), так и до стабильных 3,1% - в 2022-м и 3,2% - в 2023-м.

Конечно, это далеко не предел реальных возможностей азербайджанской экономики, и руководство страны неоднократно высказывало недовольство медленными темпами реализуемых реформ.

Правда, и у правительства есть обоснование: за последние 15 лет экономика выросла в 3,3 раза и на основе имеющейся базы, отмечают специалисты, более высокие темпы роста обеспечить сложно.

Но эксперты, в свою очередь, считают, что обеспечение адекватных темпов роста в любом случае неизбежно - хотя бы потому, что демографическая ситуация в стране положительная и численность населения увеличивается достаточно быстро. Так, сегодня Азербайджан по среднему темпу роста жителей входит в топ-5 стран в Европе, а рост ВВП, приходящийся на душу населения, составляет 1,2%, что не может считаться удовлетворительным. Это может привести к конвергенции со странами региона, над которыми мы имеем превосходство, то есть их показатели могут приблизиться к нашим, что, естественно, крайне нежелательно.

 

Период индустриализации

В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: почему же так сложно добиться более внушительных темпов роста ВВП страны? По мнению экспертов, одной из главных причин является перенасыщение промышленного потенциала. Дело в том, что из-за отсутствия у Азербайджана выхода к океану в более высоком росте промышленного производства нет необходимости - то есть выгодные рынки для производимой продукции найти не так легко. Но это вовсе не означает, что Азербайджан отказывается от развития промышленности, сельского хозяйства - это будет продолжено. Однако, считают эксперты, сегодня необходимо делать больший упор на сектор услуг - именно он видится наиболее перспективным в будущем, что отражено и в макроэкономических прогнозах последующих лет. Так, если в 2020-2023 годах промышленное производство увеличится на 14,1%, то сфера информации и связи - на 30,1%, сектор туризма - на 24,9%.

В мире также наблюдаются интересные тенденции в глобализации: если раньше крупные компании стоимостную цепочку строили на основе товаров, теперь это переходит на базу сферы услуг и цифровизации. «Поэтому мы должны увеличивать число электронных услуг, чтобы подключиться к глобальному тренду с опережением темпов. Это говорит о том, что у Азербайджана должно поменяться видение о путях экономического развития», - считает В.Гасымлы.

По его словам, цель проводимых в 2019 году в Азербайджане таких масштабных реформ заключалась в подготовке страны к следующему этапу развития, который будет сосредоточен именно на новейших мировых тенденциях.

Вместе с тем, по мнению международных организаций (Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и др.), более высокие темпы экономического роста Азербайджана возможны при продолжении реформ. Они должны быть нацелены на то, чтобы позволить ненефтяному частному сектору играть более значимую роль в формировании ВВП страны.

При этом ЕБРР прогнозирует, что рост азербайджанской экономики составит 2,8% в 2019 году и 2,4% - в 2020-м. А объясняет это тем, что волатильность цен на сырьевые товары представляет собой основной риск для перспектив роста на ближайший период. Хотя одновременно устойчивость экономики к внешним шокам поддерживается значительными буферами ликвидности, поскольку совокупные официальные валютные резервы Центробанка и активы Госнефтефонда примерно равны номинальному ВВП на 2019 год.

Похожее заключение делает и ВБ, в свою очередь прогнозирующий рост экономики Азербайджана в 2019 году на уровне 2,5%, 2020-м - 2,3%,  2021-м и 2022-м - на 2,1%. Согласно обзору банка «Перспективы мировой экономики: Медленный рост, политические вызовы», долгосрочный рост экономики Азербайджана зависит также от устранения уязвимости в финансовом секторе. Кроме того, инвестиции в человеческий капитал, повышение качества образования положительно скажутся на темпах экономического роста. При этом ВБ указывает, что Азербайджан, как и другие нефтедобывающие страны региона (Россия, Казахстан), остается уязвимым к сильным колебаниям цен и волатильности на сырьевых рынках.

Говоря о макроэкономической ситуации в Азербайджане, необходимо подчеркнуть также, что, реализуя крупные инфраструктурные проекты, правительство не только смогло сохранить профицит платежного баланса (профицит счета текущих операций по итогам 9 месяцев 2019 года равен 11,6% ВВП), но и увеличило валютные резервы страны. Сегодня их совокупная сумма превышает $50 млрд., достигнув 70% ВВП. Таким образом, в будущем Азербайджан будет обладать весьма внушительным финансовым резервом для решения важных экономических задач и обеспечения безопасности государства в целом.

 

 Инфляция вне опасности

Положительное сальдо платежного баланса позволяет также сохранить в Азербайджане инфляцию на низком уровне. В торговом балансе образовался 6-миллиардный профицит, который по итогам 2019 года будет еще больше благодаря импорту монетарного золота. Профицит госбюджета только за 11 месяцев составил порядка 1 млрд. манатов.

Известно, что если нет давления двух балансов (платежного и бюджетного) на инфляцию, то никаких серьезных колебаний в ценах не будет. К тому же на внутреннем валютном рынке также прослеживается баланс между спросом и предложением, даже образовался избыток валюты, что наблюдается на депозитных аукционах и аукционах по нотам Центробанка. Это тоже говорит об отсутствии давления на инфляцию в среднесрочной перспективе.

Не зря Центральный банк Азербайджана в самом конце прошлого года заявил, что не ожидает в 2020 году серьезных изменений в динамике инфляции. По словам председателя Центробанка Эльмана Рустамова, ЦБА постарается удержать и поддерживать инфляцию в 2020 году на уровне 4%. Отметим, что правительство Азербайджана на 2020 год предполагает среднегодовую инфляцию на уровне 4,6%.

«Правительственный прогноз инфляции и целевой показатель инфляции Центрального банка остаются неизменными - на уровне около 4±2%. Это приведет к росту реальных доходов», - сказал председатель ЦБА.

Конечно, рост потребительских цен в Азербайджане связан с целым рядом рисков - как глобального, так и внутреннего характера. Среди глобальных рисков ЦБА в первую очередь отмечает более низкий, чем ожидалось, рост мировой экономики, продолжение протекционизма и возможные колебания цен на нефть в условиях геополитической нестабильности. «К внутренним рискам следует отнести расширение денежной массы в результате фискальной активности и фискального дефицита, инфляционное расширение потребительских кредитов, а также асимметричность ожиданий», - отмечает ЦБА.

Напомним, что Центробанк Азербайджана с прошлого года фокусирует свою монетарную политику именно на инфляции, а не на стабильности курса маната. И чем стабильнее этот показатель, тем легче будет правительству придерживаться выполнения и остальных макроэкономических прогнозов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

267


Актуально