29 Марта 2024

Пятница, 18:28

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВАРВАРСТВО

Или о том, как уничтожение исторических памятников может происходить сознательно и целенаправленно

Автор:

15.01.2020

Угроза президента США Дональда Трампа атаковать исторические памятники Ирана, без преувеличения, ввергла в шок очень многих представителей мирового сообщества. В своей манере подавать заявления красочно глава Белого дома объявил, что США «взяли на прицел 52 иранских объекта» (в соответствии с 52 американскими заложниками, захваченными Ираном много лет назад), включая и «объекты культурного наследия». Несмотря на то, что госсекретарь Майк Помпео и секретарь безопасности Марк Эспер изо всех сил пытались как-то смягчить заявление Трампа, он продолжал в твитах и во время выступления перед журналистами оправдывать свою позицию: «Если таков закон… Мне нравится соблюдать закон. Но они убивают наших людей, они взрывают наших людей, а мы должны быть очень бережны с их культурным наследием? Это не работает таким образом. Скажу так. Если Иран сделает что-то, что они не должны делать, они столкнутся с очень серьезными последствиями». 

Конечно, все были почти уверены, что до «серьезных последствий» не дойдет, но все равно заявление Трампа покоробило многих - особенно историков, ученых, правозащитников, представителей ООН и, в самих США, конечно, членов Демократической партии. «Делать военной целью культурные объекты незаконно, а также варварски. Угрозы Трампа в отношении Ирана низводят США до уровня ИГИЛ и «Талибана» и совсем не подходят лидеру самой сильной военной державы в мире», - высказало свое мнение авторитетное издание New York Times. Американский сенатор Элизабет Уоррен считает, что уничтожение объектов культурной ценности, согласно международному праву, является военным преступлением. А сенатор-демократ Эд Марки убежден, что слова Трампа являются предательством американских ценностей. Он попытался получить согласие верхней палаты Конгресса на принятие резолюции, которая классифицировала бы нападения на культурные объекты как военные преступления. Однако документ был заблокирован главой комитета Сената США по вооруженным силам республиканцем Джеймсом Инхофом. Но зато позже Палатой представителей Конгресса США была принята резолюция, ограничивающая полномочия Трампа по применению вооруженных сил против Ирана и заодно высвечивающая глубокие разногласия в Вашингтоне по поводу политики в отношении Исламской Республики. Впрочем, на вопрос о том, сколько американских политиков в душе было готово поддержать угрозы Трампа в отношении культурных объектов ИРИ, ответ вряд ли найдется. Слишком уж это скандальное заявление. 

 

Повод призадуматься

С другой стороны, слова Трампа ценны тем, что еще раз позволили задуматься о том, что мы, в целом, предпочитаем не замечать. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта была принята в 1954 году по следам массовых разрушений объектов культурного наследия во время Второй мировой войны. Позже, в 1972 году была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО). В 2017 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций подтвердил, что нанесение незаконных ударов по объектам и зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки, благотворительности, или историческим памятникам может при определенных обстоятельствах и в соответствии с международным правом быть военным преступлением. Однако эти и другие документы не смогли уберечь от разрушения во время конфликтов уже современного периода истории множество культурных памятников, особенно на Балканах, Ближнем Востоке, в Средней Азии, Африке и также на Кавказе. Это случилось и продолжает иметь место в ходе многочисленных локальных конфликтов или, как сейчас принято говорить, прокси-войн. Так, в марте 2001 года талибы взорвали две статуи Будды VI века, которые были высечены в скалах, окружающих афганскую долину Бамиан. В 2012 году исламские террористы-туареги разграбили и взорвали Гао-Саней - археологический памятник XI века на севере Мали. По данным National Geographic, 70% коллекции Национального музея Афганистана было разграблено во время постоянных конфликтов последних десятилетий. 

После свержения Западом режима Саддама Хусейна разорению подверглось богатейшее культурное наследие Ирака. Только сожженная центральная библиотека Мосула с древними рукописями уже достаточный повод, чтобы считать произошедшее культурной трагедией в глобальных масштабах. Также разграблены артефакты Национального музея в Багдаде, относящиеся к шумерской, аккадской цивилизациям, Ассирии и Вавилонии. При этом считается, что только в доме Саддама Хусейна хранилось 40 тыс. старинных манускриптов, и их судьба до сих пор неизвестна. 

Далее, уже после начала войны в Сирии, за дело взялись террористы ИГ и в руины были обращены прекрасная Пальмира, ассирийские «Ворота бога» в Ниневии, Великая мечеть в Алеппо. Были стерты с лица земли многие мечети XVI-XVIII веков и серьезно поврежден построенный между 1142 и 1271 годами Крак де Шевалье, который считался одним из самых хорошо сохранившихся замков крестоносцев в мире. Этот список, к сожалению, можно продолжать очень долго, ведь Двуречье, или современный Ирак, Сирия - это колыбель истории человеческой цивилизации, где буквально каждый квадратный метр земли отмечен историей.

 

Целенаправленное разрушение памятников и Армения

То, что спасение культурных ценностей не было хорошо организовано и задокументировано со стороны сил западной коалиции в том же Ираке, и нынешние угрозы Трампа, конечно, дают почву для различных версий из разряда «теории заговора», гласящих, что на самом деле уничтожение памятников происходит сознательно и целенаправленно. С какой целью? Либо чтобы постепенно лишить национальные государства их истории, поскольку так в будущем будет легче растить поколения «унифицированных» людей - идеальных и одинаковых потребителей. Либо, согласно другой версии, кто-то очень хочет что-то скрыть или подогнать под свой лад в мировой истории. Проще говоря, сфальсифицировать. Верить в эти предположения или нет - личное дело каждого, и рассматривать их без официальных доказательств нет смысла. Но на том, что касается фальсификации, стоит остановиться подробнее, поскольку в наше время действительно существуют целые государства, занятые придумыванием новой истории на былых разрушенных артефактах. 

Историко-культурные памятники на оккупированных Арменией азербайджанских территориях или бесследно уничтожаются, или же фальсифицируются под армянские. Вследствие военной агрессии Армении в Азербайджане были оккупированы албанские храмы в городе Шуша (подвергшиеся затем арменизации), крепостные стены, входящие в Шушинский историко-архитектурный заповедник, дворцы карабахских ханов, дом-музей Хуршидбану Натаван, мавзолей Моллы Панаха Вагифа, худаферинские мосты, множество мечетей и еще сотни историко-архитектурных и природных памятников. На захваченных территориях разграблены и сожжены десятки музеев, библиотек и картинных галерей, где хранились артефакты, связанные с историей и культурой азербайджанского народа, художественные и культурные произведения. Наряду с морально-психологическим ударом, нанесенным населению, по предварительной и не до конца установленной оценке, экономике Азербайджана причинен ущерб в размере более $300 млрд. Азербайджанские власти, ученые, политики и общественные деятели постоянно говорят об этом на разных международных площадках, приводя в доказательства исторические документы, отчеты миссий ОБСЕ, съемки со спутника, но особых действий со стороны мирового сообщества не следует.

Уничтожение культурного наследия составляет совсем иной вид ущерба, даже не сравнимый с убийствами людей. Смысл в том, что эти памятники принадлежат не только определенной нации, а всему человечеству. Именно поэтому угрозы Трампа в адрес Ирана, который пригрозил обрушить американскую военную мощь не на промышленные или научные, а именно на культурные объекты Ирана, сильно задели многих людей, которые даже и не особо что-то знают и не особо симпатизируют Исламской Республике. 

При этом, несмотря на мнение демократов и «приговор» New York Times, все же с трудом верится, чтобы глава Белого дома зашел так далеко. Просто почти за четыре года многие так и не смогли привыкнуть к излишне эмоциональному стилю нынешнего американского президента. С другой стороны, в последнее время международная политика становится слишком рациональной, и именно бизнесмен Трамп усилил этот тренд, каждый раз предпочитая считывать выгоду, забывая о ценностях. То есть угрозу Трампа в адрес культурных объектов Исламской Республики стоит рассматривать в том же ряду, что и его нападки на собственных союзников по НАТО или выход из ряда международных договоров, в первую очередь по климату. Такое отношение, конечно, серьезно сдвигает красные флажки того, что можно или нельзя. И самое главное, чтобы в такой ситуации никто случайно не заигрался.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

306


Актуально