23 Декабря 2024

Понедельник, 00:10

«МУЗЫКА НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ»

Махир ТАГИЗАДЕ: «Азербайджанскую музыку можно изучать бесконечно и вновь находить в ней что-то новое, интересное и неизведанное»

Автор:

01.04.2020

Звуки музыкальных инструментов, доносящиеся из маленьких кабинетов Школы искусств имени Фикрета Амирова №6, звонкие голоса ее учеников, бюст маэстро Фикрета Амирова с устремленным вдаль взглядом, возвышающийся у входа в школу. Именно в такой творческой атмосфере началась беседа с солистом Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, баритоном, лауреатом международных и республиканских конкурсов, лауреатом премии «Молодежи» Махиром ТАГИЗАДЕ. Впрочем, локация была выбрана не случайно - ведь Махир, несмотря на довольно молодой возраст, уже педагог и воспитывает будущее музыкальное поколение страны. Он твердо убежден: «Усовершенствование и еще большее развитие национальной музыки в руках нашей талантливой молодежи». Серьезное отношение к своему делу, огромная любовь к национальному достоянию, неравнодушие к музыкальному будущему страны заставляют его работать не покладая рук.

- Как обстоят дела с классической музыкой в нашей стране?

- С моей точки зрения, немного неоднозначно. Конечно, на сегодняшний день уделяется огромное внимание развитию и пропаганде нашей музыки. Но к главным проблемам в сфере музыки я бы отнес равнодушие слушателей к классике. Для музыканта зритель - самое ценное богатство, на которого и направлена вся его деятельность. Я бы призвал всех наших сограждан и гостей города посещать концерты, проявлять интерес к нашей работе, а также дарить своей душе приятные впечатления. К нашему счастью, у нашей музыки есть крепкий и величайший фундамент. Это бессмертные композиторы Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Фикрет Амиров и многие другие. Они считаются легендами - китами, на которых зиждется азербайджанская музыка. Но у нас есть и другой - современный состав, который создает качественную и достойную внимания музыку. Считаю, что наряду с нашими корифеями должна пропагандироваться и музыка молодых композиторов. Поверьте, наше новое музыкальное поколение растет в руках истинных профессионалов. Поэтому считаю, что усовершенствование и еще большее развитие национальной музыки находится в руках нашей талантливой молодежи.

- Можно ли вас отнести к сторонникам продвижения оперной музыки?

- Считаю, что один народ нельзя представлять только в одном цвете - белом или черном. Надо показать всю яркость, сочность, всю вокальную культуру, классическую школу. Только подумайте, каким колоритом мы обладаем. Вся наша музыка, как и искусство и культура, достойна всестороннего освещения. Что касается оперы, не секрет, что именно в Азербайджане была написана Узеиром Гаджибековым первая на Востоке опера. Следовательно, истоки восточной оперной традиции закладывались именно на нашей родине. Это значит, что мы можем вдвойне гордо и уверенно гастролировать по всему миру с нашими бессмертными творениями оперного искусства. Например, театр оперы и балета Казахстана «Астана опера» в 2018 году в театре Карло Феличе в Италии показал знаменитую казахскую оперу «Абай» на казахском языке. Итальянцы аплодировали стоя. Хотелось бы видеть такие же аншлаги за рубежом и на наших спектаклях. Тем более 2020 год в Италии объявлен Годом азербайджанской культуры. Это и есть шанс удивить европейского зрителя.

- Какой наш оперный спектакль был бы интересен для представления за рубежом?

- О, это хороший вопрос. Опера «Севиль» Фикрета Амирова, которая написана в европейском стиле, а также «Кероглу» Узеира Гаджибекова - героическая опера, великолепная музыка, яркий колорит и демонстрация наших древних корней - сделают свое дело. К примеру, не секрет, что оперетта «Аршин мал алан» звучала в Лос-Анджелесе на английском языке и получила большое признание.

- У вас наверняка возникали интересные случаи на гастролях?..

- Я пел в Польше, Беларуси, России, странах Прибалтики, Турции, Германии, Италии. Даже посчастливилось поехать в Кувейт вместе с маэстро Ялчыном Адыгезаловым. Как-то я был в Польше на мастер-классе после конкурса вокалистов имени Бюльбюля. Так получилось, что меня попросили исполнить что-нибудь национальное. Я спел арию Мардана из оперы «Вэтэн» («Родина») Кара Караева, после которой зрители воскликнули: «Шостакович!».

- Почему произведение Караева отнесли к творениям Шостаковича?

- В этом сыграло роль то, что Кара Караев был учеником Шостаковича, чувствовалась единая школа. Что я и объяснил присутствующим, указав на композиторский гений нашего Кара Караева. В Грузии же на IIМеждународном конкурсе вокалистов имени Давида Андгуладзе я спел песню Тофика Гулиева «Ночная серенада». Она произвела на знатоков такое неизгладимое впечатление, что сразу после ее исполнения у меня попросили ноты и перевод произведения. Это еще одно доказательство, что к нашей музыке есть большой интерес и она очень легка для восприятия. Несмотря на то, что армянские участники пытались навредить моему исполнению, член жюри той же национальности дал мне высокие баллы по всем категориям. Хотел меня пригласить на международный конкурс Арама Хачатуряна и в связи с этим подарил сертификат. Правда, потом забрал со словами: «Я забыл, что ты азербайджанец и не сможешь приехать к нам» (смеется).

- Как получилось, что вы занялись музыкой?

- В детстве мама часто водила меня с сестрой на различные оперные постановки и концерты. Приходя с работы и видя, как мы бездельничаем и пытаемся представить музыкальные инструменты с помощью карандашей, она посчитала, что у нас есть музыкальная жилка, и решила отдать в музшколу. И совсем неожиданно музыка стала частью моей жизни. Я чрезмерно благодарен ей за это. На какой бы ступени я ни находился завтра и какую бы сцену ни покорил, всегда буду помнить, что двери в яркий и красочный мир музыки открыла мне именно мама. Мой отец всегда был против моей профессии, считая, что не мужская это работа - петь или играть на инструменте. Кажется, он только сейчас начал осознавать, что все-таки я занимаюсь чем-то интересным (смеется). Да, я закончил Школу искусств имени Кара Караева. Помимо нее я посещал специализированную музыкальную школу имени Бюльбюля, поэтому могу сказать, что она также оказала влияние на меня. Там очень строгое образование. Потом я поступил в Бакинскую музыкальную академию имени Узеира Гаджибекова и по совету очень весомого человека в музыкальной сфере начал преподавать в музыкальных школах.

- Как же к молодому педагогу относятся студенты?

- Всех своих учеников я заставляю учить сольфеджио и музыкальную теорию и получаю хорошие результаты. У меня есть воспитанники, которые абсолютно не знакомы с музыкальной теорией. И я вполне осознаю, что делаю это не конкретно для одного ученика, а для целой страны, потому что в будущем этот ребенок будет представлять нас за рубежом, он будет вести дискуссии по поводу музыкальной культуры Азербайджана, станет лицом нашей страны. Для меня важно, чтобы народ, к которому я принадлежу, был грамотным. Наше поколение понимает и знает национальную «культурную кухню», а вот дети не очень.

- Какие новшества ввели конкретно вы?

- В исполнении, например, трех джазовых ноктюрнов, которые создал Кара Караев, причем спустя 30-35 лет. Я был первым исполнителем всех этих трех джазовых ноктюрнов с камерным оркестром. Кара Караев написал их для джазового оркестра, а я подумал, почему бы не поступить по-караевски и не сделать оркестровку для камерного оркестра?! И впервые в Азербайджане вместе с камерным оркестром мы проделали это все на должном уровне. Маэстро Теймур Геокчаев - на тот момент главный дирижер и художественный руководитель Камерного государственного оркестра имени К.Караева, директор специальной музыкальной школы имени Бюльбюля, полностью поддержал меня и настолько обрадовался этой идее - просто невозможно передать. Все почему-то считают, что в караевском творчестве вокальной музыки мало. Я искал и нашел как в Москве, так и в Баку его вокальную музыку - она имеет большую значимость для азербайджанской музыки.

Также я делал оркестровки к некоторым народным песням, которые никогда не исполнялись. Собрал некоторые ноты народных песен, сделал обработку, исправил кое-какие моменты и создал целую картину. Я человек, который очень уважает то, что было создано до нас, но постоянно жаждет нового, свежего и яркого. Думаю, что неправильно слушателю давать слушать одни и те же произведения. Это может привести к тому, что они вовсе потеряют интерес к музыке.

- Что же движет вами?

- Поверьте, у меня одна цель: показать все достоинства и многообразие палитры азербайджанской музыкальной культуры. Могу сказать по своему опыту, что ее можно изучать бесконечно, вновь и вновь находить в ней что-то новое, интересное и неизведанное.

- Вы работали со многими дирижерами. С кем вам было легко работать?

- Да, верно, мне посчастливилось работать почти со всеми дирижерами Азербайджана. Для меня одним из значимых дирижеров был и останется Рауф Абдуллаев. На моих первых совместных с ним выступлениях он оказал мне ощутимую поддержку, когда я из-за стресса не мог начать свое исполнение. Тогда я был самым молодым участником Международного конкурса вокалистов имени Бюльбюля. Он всегда умел спасти в самой трудной ситуации и вселить уверенность. Недавно я начал работать с молодыми и талантливыми дирижерами нашей страны: Орханом Гашимовым, который окончил Московскую государственную консерваторию, и Мустафой Мехмандаровым. Считаю их профессионалами своего дела. Мне было легко работать также с Фуадом Ибрагимовым, маэстро Ялчыном Адыгезаловым и Эюбом Гулиевым. В Азербайджане очень сильная дирижерская школа.

- Расскажите о своем проекте об оперных певцах Азербайджана.

- Год назад мы запустили проект под названием OperasingersofAzerbaijan, целью которого было рассказать людям искусства, да и всем, кому интересно, о наших певцах, в свое время покорявших на уровне бывшего Советского Союза сцены. Сегодня их имена мало кому известны. Так, благодаря этой работе мы в том числе узнали о многих зарубежных певцах, которые в свое время приезжали к нам и работали в Азербайджане. Проект по некоторым причинам в данный момент приостановлен, но для меня огромная честь, что он способствовал созданию других немаловажных проектов, которые также связаны с историей и именитыми деятелями музыкальной сферы Азербайджана всех времен.

- Сегодня вы сами являетесь солистом Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета…

- С января я приступил к своей работе в Театре оперы и балета. Получил предложение на прослушивание и после одного проверочного спектакля был приглашен стать частью этого замечательного храма музыки. Радует, что руководство Азербайджанского оперного театра привлекает молодых музыкантов. Вместе с обновлением состава появляются новые идеи, новый репертуар, новые постановки, что привлекает и зрителей. За это огромная благодарность и признание директору театра, заслуженному деятелю искусств Акифу Меликову, а также главному дирижеру театра, заслуженному артисту Азербайджана Эюбу Гулиеву.

В данный момент исполняю маленькие партии, но я приложу все усилия, чтобы начать играть в главных ролях. Правда, это очень трудно, потому что конкуренция жесткая. Хотя вне стен оперного театра мне уже удалось спеть две большие оперы. Принял участие в спектакле вместе с солистами Одесского национального академического театра оперы и балета Эдуардом Мартынюком, Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимиром Громовым, солисткой Украинской национальной оперы Татьяной Ганиной. И это для меня большая честь на своем первом спектакле оказаться на сцене с такими артистами. Также работаю с народными артистами Азербайджана Али Аскеровым и Акрамом Поладовым, заслуженной артисткой Инарой Бабаевой и многими другими. Большая гордость и достижение для меня то, что на сегодняшний день я стал коллегой своим педагогам, таким, как заслуженная артистка АР Фарида Мамедова. Что может быть лучше?!

- С кем же легче работать - с женщинами или мужчинами?

- Откровенно говоря, с женщинами. Они по своей природе любят управлять, направлять и контролировать. А мужчины по большой части равнодушные (смеется).

- Нашли ли вы свою музу?

- Да, я очень счастлив. У меня в жизни есть человек, который вместе со мной может пережить все трудные и радостные моменты как и в личной, так и в творческой жизни... Считаю везением, что она тоже занимается музыкой и работает, как и я, в оперном театре. Так как она знает всю эту кухню очень хорошо, мне в профессиональном плане с ней легко и интересно. Мы с ней мыслим одинаково. Порой смотрим на какую-то ситуацию абсолютно с противоположного ракурса, но в итоге, сами того не понимая, все равно приходим к единому выводу. Благодаря этому человеку я стал к себе еще требовательнее. Всегда пытаюсь добиваться еще больших высот - некое максималистское отношение к себе сложилось. Этот процесс происходит и у нее. Что может быть лучше, когда два человека могут так положительно влиять друг на друга?! Я каждый день благодарю Бога за то, что моя муза появилась в моей жизни.

- Что для вас музыка?

- (задумался) Это один из способов выразить себя, рассказать о своих переживаниях, поделиться чувствами. Каждая мелодия, песня имеет глубокий смысл и несет определенную мысль. Когда человеку плохо, он слушает грустные песни, когда хорошо - веселые. Таким образом он создает некий фон своему внутреннему состоянию. Все мы зависимы от музыки. Музыка создается для человека, а человек живет для музыки...



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

326


Актуально