19 Декабря 2024

Четверг, 17:09

ТИХО И СКРОМНО

Рафик Алиев ушел из жизни так же, как жил: без лишней суеты, шума, помпезных речей

Автор:

01.05.2020

Он ушел в самый разгар пандемии. Ушел так же тихо и скромно, как жил: без лишней суеты, шума, помпезных речей. Проститься пришли только родные и близкие. Остальные - друзья, коллеги, ученики, просто знакомые - прощались с народным артистом Азербайджана Рафиком Алиевым, находясь в самоизоляции. Вместо прощальных бурных аплодисментов странички в соцсетях буквально взорвались эмоциональными откликами на скорбную весть: каждый хотел рассказать о нем то, что, на их взгляд, было в этом человеке главным. А главным в жизни скромного художника и человека Рафика Алиева было все: доброта, отзывчивость, дружелюбие, умение слушать, готовность прийти на помощь, мастерство, любовь и преданность профессии, вера в высшую идею Искусства, вера в человечность и человека. Им хотелось, чтобы мир знал, какой человек уходит за его пределы. Им хотелось, чтобы слова любви, скорби, сожаления и боли были «услышаны» уходящей душой. Он ушел от нас 15, а 16 апреля 2020 года похоронен на кладбище бакинского поселка Маштага. 

 

Из обычного мальчика в Рафика Алиева

Родился в 1949 году в селе Мердинли Карягинского (ныне Физулинского) района Азербайджана, который сегодня находится под оккупацией соседней Армении. В школу пошел в Баку. Рос, как и все бакинские мальчишки: играл в футбол, войну и разведчиков, читал книги, не пропускал новинки кино. Словом, советское детство формировало в нем те качества, которые присущи людям поколения «шестидесятников», а когда встал вопрос о выборе профессии, уже точно знал, что хочет заниматься театральным искусством. Родители, мечтавшие видеть своего сына адвокатом или врачом, хотя и не пришли в восторг от выбора сына, возражать не стали. И как только школа осталась позади, а аттестат зрелости оказался в кармане, он тут же отправился на поиски того единственного вуза, который смог бы реализовать его желания и мечты. Сдав выпускные экзамены в школе, Рафик в итоге поступил в Ленинградский институт культуры им. Н.Крупской. Вот так в 1968 году он и стал студентом режиссерского факультета кафедры телевидения, которую через год преобразовали в отделение культурно-просветительской работы. Потом была служба в рядах вооруженных сил советской армии. Об этом интересном периоде его жизни и о том, что до ухода в армию он все же успел поработать актером в театре Выборга, а потом служил на Черноморском флоте, а также о многих других интересных фактах биографии Рафика Алиева рассказывает в своей книге «Вместе» Земфира Багирзаде (Баку, 2018). После демобилизации он вернулся в родной Баку и поступил в Институт искусств им. М.Алиева. В 1976 году его педагог по сценической речи Гасан Аблудж предложил перспективному студенту попробовать показаться в ТЮЗе на главную роль, которую уже играл заслуженный артист Антон Доброневский в спектакле «Побег» по пьесе Рустама Ибрагимбекова. Надо ли говорить, с каким волнением и трепетом приступил к освоению роли 26-летний студент? Испытание сценой он, видимо, прошел успешно, потому что его заметил режиссер Азерпаша Нейматов, предложивший начинающему актеру роль Бумбараша в музыкальном спектакле с тем же названием. После вышедшего на экран одноименного фильма Николая Рашеева с Валерием Золотухиным в заглавной роли это было дерзостью и риском неимоверным! Рисковали оба. Но именно эта роль превратила студента Рафика в актера Рафика Алиева. Он проснулся, как принято в этом случае говорить, знаменитым: о нем говорили в театральных кругах, его узнавали на улице. И с этого момента его творческая и человеческая судьба стала складываться совсем иначе. 

 

У каждого свой Рафик Алиев

Рассказывать о нем непросто. Практически невозможно. Потому что любое сказанное или написанное слово будет звучать полуправдой. Ведь у каждого из тех, кто его знал, любил, дружил или не дружил, - свой Рафик Алиев: это народный артист, игравший в кино и на сценах ТЮЗа, театра «Ибрус», антрепризы Центра Pro-Cent, обладатель премий «Золотой дервиш» и «Хумай»; это режиссер, ставивший спектакли в ТЮЗе, театре «Ибрус», Национальном академическом театре драмы, снявший фильмы «Самая простая фамилия», в том числе для детей и про детей «Урок»; это продюсер; это заместитель председателя Союза театральных деятелей Азербайджана (СТД), возглавлявший при нем пять творческих лабораторий; Рафик Гаджиевич также педагог, в середине 90-х художественный руководитель студии «Мердинли» (при ТЮЗе), педагог по актерскому мастерству в Бакинском университете культуры и искусств. Рафик Алиев снялся более чем в 20 художественных фильмах - «Последняя ночь уходящего года», «Дедушка дедушки нашего дедушки», «Газельхан», «Аккорды долгой жизни», «Посол зари» и многих  других. Последней работой в кино для народного артиста стала роль доктора в фильме «До свидания, Шмидт!», вышедшем на большие экраны в 2019 году.

У каждого, кто сегодня скорбит по нему, свои воспоминания, свои переживания, свой образ, свои слова и чувства. Как, например, у режиссера телевидения Намика Ширалибекова, который, вспоминая о процессе обучения на режиссерском факультете (начало 80-х), говорит о Рафике Алиеве как о человеке, навсегда сформировавшем его отношение к Искусству и творческому процессу. Именно учитель научил понимать значимость дела, которому служишь не по принуждению, а по велению сердца. Сегодня Намик Ширалибеков - известный телевизионный режиссер, самостоятельная творческая личность. Он считает, что Рафик Алиев один из тех, кто сыграл основополагающую роль в его профессиональном становлении, поскольку умел быть для своих студентов строгим, требовательным и интересным: «У нашего учителя был особый дар. Он был мастером разговора со студентами. Умел выстроить диалог так, что сразу было ясно: процесс учебы - это залог будущего. Если оно и может начаться, то здесь, в студенческой аудитории, если ты - часть этого процесса. Или не начнется никогда, потому что ты - вне этого процесса. Рафик Алиев - человек, к которому можно было прийти с любым вопросом или просьбой. Он всегда находил время, чтобы внимательно выслушать, приободрить или дать совет. Потому что ему был интересен человек - каждый, кто приходил к нему. Пока живу, я буду помнить его. Всегда».

Соцсети переполнены словами благодарности и любви к артисту, режиссеру, педагогу Рафику Алиеву. Он был контактным и коммуникабельным человеком, улыбчивым и позитивным. Знал ли он, какое количество людей испытывает по отношению к нему чувство искренней привязанности, любви и благодарности? Наверное, нет. Думал ли об этом? Наверное, нет. Он просто жил. Гордился детьми и внуками. Любил жизнь. Любил свою профессию. И… все время хотел! Создавать новые проекты в театре и кино, заниматься педагогикой, общаться с друзьями… Хотел ставить спектакли, играть в кино и на сцене, хотел профессионального и идейного обновления для театрального процесса в стране, хотел возродить в стране кино о детях и для детей, хотел дерзких постановочных проектов своих учеников. Он всегда хотел жить и радоваться каждому дню, хотел быть нужным - всегда! - людям, делу и профессии, которым служил верно и преданно всю свою жизнь. Он хотел и умел мечтать. Мечтать и верить в свои мечты, в то, что они сбываются. Одной из последних была мечта, что целевой курс актеров и режиссеров, отправленных Минкультуры для обучения в Московский театральный институт им. Б.Щукина, вернувшись на родину, в Баку, обретет официальный статус государственного Камерного молодежного театра. 

Для него это было важным по нескольким причинам: сохранить курс как некую целостную профессиональную структуру, способную создать новый альтернативный театр, соответствующий современным требованиям театрального искусства; театральный процесс в стране нуждается в творческом и идейном обновлении и приток новых молодых профессиональных сил может возродить утраченную традицию аншлагов в театральных залах страны.

 

17 марта 2020 года

17 марта Рафик прислал мне на WhatsApp запись фрагмента вечера, посвященного памяти Вагифа Самедоглу. Вечера, в котором были заняты выпускники Щукинского театрального вуза и который прошел в марте этого года в московском Доме журналистов. Это наши бакинские дети: за четыре года учебы в Москве они сумели подняться на такой уровень профессионального мастерства, который может составить конкуренцию любому сложившемуся театральному коллективу. Они умеют все то, что должны уметь драматические артисты, и даже больше. Потому что в московском вузе разглядели и сумели развить в наших детях те скрытые возможности, о которых они даже и не догадывались! И теперь, если это необходимо по сценарию пьесы, они с легкостью превращаются в акробатов, эквилибристов и цирковых жонглеров, в оперных и джазовых исполнителей, в первоклассных танцоров. Не говоря уже о работе со словом, которое для них еще не утратило своего первоначального значения. 17 марта… Я даже подумать не могла, что это короткое, с трудом дававшееся ему общение, последнее. Мы никогда не были друзьями, но какое-то время я сотрудничала с его студией «Мердинли», потом - с театром «Ибрус» и антрепризой Центра Pro-Cent, где и пересекались наши профессиональные интересы. Он всегда производил впечатление человека, бесконечно преданного делу. Это вызывало уважение и симпатию. Теперь его нет. И я должна отдать долг памяти человеку, который всегда хотел, чтобы сегодняшний день в искусстве был лучше вчерашнего. Он умирал и, умирая, думал и о профессиональном будущем целевого курса. Рафик Алиев очень хотел, чтобы я написала об этом. Я обещала, соглашаясь с его логическими доводами, но отодвигала это на неопределенное время. На потом, когда закончится период самоизоляции - я приду в СТД, зайду к нему в кабинет, он улыбнется приветливой улыбкой человека, который рад твоему приходу, и мы поговорим, все обсудим. Он верил, что его услышат, наверное, чувствовал, что уходит, и понимал, что это станет его последним посланием друзьям и обществу. Зная, что он тяжело болен, я ни разу не подумала о том, что его может не стать, что он через месяц уйдет и я не смогу даже проститься с человеком, который хотел обновлений. Всегда. Он ушел, как и жил, - тихо и скромно. Создание Камерного молодежного театра было его последней мечтой и желанием. Он надеялся, что еще успеет увидеть этих ребят на сцене. Всех вместе. В одном театре. Что теперь? Я - не знаю…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

369


Актуально