19 Декабря 2024

Четверг, 18:04

«МЕЧТАЮ О МИРЕ БЕЗ ПАНДЕМИИ»

Гамида ОМАРОВА: «Никакие технологии не могут заменить живого контакта, живого обмена мыслями»

Автор:

15.06.2020

«Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу…» Эти строки из «Песенки про меня», сочиненной Аллой Пугачевой в 1978 году, всплыли в памяти совсем не случайно. Героиня этого рассказа - актриса, телеведущая, профессор, писатель, народная артистка Азербайджана Гамида Омарова. Добрый светлый человек, живущий по нравственному закону своих предков, четко разделяя принципы добра и зла, и не принимающий компромиссных подмен. Говорить с ней о ней было невероятно сложно. Потому что она то и дело отвлекалась от темы и начинала рассказывать (довольно увлеченно и подробно!) о своих коллегах. И знаете что? Это не первое интервью с известной и популярной личностью. Но впервые это был человек, который все время хочет говорить не о себе, а о других.

 

Любящая

Она ни словом, ни интонацией, ни намеком за многочасовое общение в структуре onlineне давала понять, что она - особенная. Нет. Чрезвычайно скромный, бескорыстный, открытый людям и добру человек. Живет она так же, как жила ее мама: отзываясь на чужую боль, умея вовремя протянуть руку помощи тем, кто в этой помощи нуждается. Вот и в этом разговоре о ней, о ее смежных специальностях (актриса и педагог) она все время соскальзывала в плоскость совсем другого разговора. Гамиде ханым важно было донести информацию о том, какие замечательные и все без исключения талантливые ее однокурсники первого выпуска ВГИКа (1979), какие необыкновенно интересные молодые актрисы и актеры, молодые режиссеры, с которыми сводит ее судьба на съемочных площадках страны. Говорила так искренно и так вдохновенно о каждом из коллег, что возникло непреодолимое желание отправиться вместе с ней и на съемочную площадку сериала «Отцовский очаг», в котором она снимается третий год, и на встречу с однокурсниками. Поразительная скромность актрисы, которую снимали не только на отечественной киностудии «Азербайджанфильм», но и на киностудиях Ялты, Таджикистана, Ирана… О себе Гамида Омарова говорила между прочим, а вот о других - долго, вдумчиво, с искренностью, которую можно уравнять с любовью.

Отдельная тема - ее студенты. Ласково, по-матерински говорит она о них, восхищаясь их влюбленностью в кино… Мы не говорили о профессии как о профессии. Но говорили о ней как о стиле и смысле жизни.

- Как уживаются в пространстве духа Гамиды Омаровой ролевые функции: актриса, педагог, мама?..

- С трудом. Но надо успевать! Вот ты - мама, потом - педагог, актриса, прохожий, телеведущая, родственница, опять мама, педагог, друг, актриса, хозяйка дома, писатель… До недавнего времени - и дочь. Моя мама ушла, когда мне было 54 года, но я до сих пор ощущаю ее потерю так остро, будто это случилось вчера. Время не притупляет боль и не лечит! Разговоры о том, что актрисы являются представительницами богемного образа жизни, - всего лишь миф. Это только кажется, что у актрис жизнь как в сказке, - красивая, полная прекрасных неожиданностей. Но на самом деле мы живем как все. Я отношусь к той категории актрис, которые делают все сами, заботясь о быте и домашнем очаге. У меня нет прислуги, которая бы делала всю работу по дому вместо меня. Я с детства приучена мамой к тому, что женщина сама должна заботиться о жизненном пространстве своего дома. Мне, как и очень многим нашим актрисам, надо все делать самой и успевать так, чтобы любая из перечисленных функций была выполнена качественно. Поэтому все стараюсь делать с душой.

- А какая из этих функций у вас все-таки в приоритете?

- Мой сын - самая важная составляющая моей жизни. Мне очень хочется, чтобы в его жизни все сложилось хорошо и счастливо. В его жизни и в жизни его друзей. Хочу, чтобы все они нашли свое место в жизни и были счастливы.

- Насколько остро ощущаете потребность в постоянном интеллектуальном и эмоциональном обновлении?

- Сейчас моя жизнь складывается так, что я не испытываю дефицита обновления: снимаюсь, преподаю, веду передачи на телевидении. Это и есть процесс постоянного обновления.

- Как давно сотрудничаете с телевидением и занимаетесь педагогической деятельностью?

- Немногим более 30 лет.

- Насколько я знаю, ваша практика телеведущей не замыкается только на Баку, у вас есть ряд программ, которые создавались и на телевидении других городов нашей страны?

- Да. В Баку на канале AzТV-1 я с 8 марта 1986 года и до 2007 года вела программу «Ретро», после - авторскую программу «Киноштрих». Потом были мои авторские программы на ANSСеанс»), «Медениййет» («Современное зарубежное кино»); на телевидении Шеки - «Современное азербайджанское кино», на ТVХачмаза - «Не забытые мастера азербайджанского кино».

- Чем и как заполняете личное пространство: читаете, смотрите фильмы, пишете воспоминания, изучаете языки?

- Мечтаю выспаться, говорила я на протяжении многих лет. Ритм жизни был такой, что для сна тоже не хватало этого самого личного пространства. Сейчас я вспоминаю об этом со светлым чувством ностальгии. Так случилось, что все мое личное пространство неразрывно связано с профессиональной деятельностью и творчеством, с жизнью моего сына и родни. И в этом пространстве есть время и для чтения, и для просмотра новых фильмов, и для написания рассказов, и для общения с друзьями, и для написания нового учебника, и для портретных зарисовок…

- Сколько книг написано вами и о чем они?

- Первую книгу «Я была счастлива после смерти» писала на протяжении почти 25 лет. В нее вошли рассказы, связанные с мамой, ее воспоминаниями, размышлениями подрастающего сына, моей профессией и смешными случаями на съемочной площадке. Хотелось какие-то мгновения из нашей жизни задержать, оставить во времени и поделиться этими мгновениями человеческого счастья с другими. Сюда же вошла и первая часть моего сценария для кино. А остальные четыре книги написаны об истории мирового кино как учебное пособие для студентов. Но мне кажется, книги будут интересны и тем, кто любит кино и интересуется его современным развитием.

- Есть ли у вас кумиры среди актеров и режиссеров в большом кино?

- Да. Это мастера отечественного экрана, с чьим творчеством - актеров и режиссеров - связаны и мое профессиональное становление, и вся моя профессиональная жизнь. Я всех вспоминаю с любовью и благодарностью. Всех! Потому что каждый из них со мной, начинающей актрисой, готов был делиться секретами своего мастерства. Как я могу это забыть?

- Что является основополагающим в понятии «Я - актриса»?

- Интерес к жизни, интерес к человеку, его мыслям, мотивам его действий и поступков. Словом, ко всему тому, что мы вкладываем в понятия «человеческие взаимоотношения» и «жизнь».

- Где острее чувствуете свою принадлежность к актерской профессии: на театральной сцене или на съемочной площадке?

- Жизнь распорядилась так, что для меня профессия началась в 1980 году на съемочной площадке. Это был художественный фильм «Золотая пропасть» (экранизация повести Ибрагима Мусабекова), первый фильм режиссера Фикрета Алиева и моя первая после ВГИКа роль Шафиги. Так в мою жизнь вошло кино. В год - три, иногда и четыре фильма. Поэтому тогда и речи не было о том, чтобы я пошла в театр, хотя такая возможность была, как и у многих моих однокурсников из мастерской Евгения Матвеева. Театр в моей жизни появился позже. Сейчас, например, по контракту играю в спектакле ТЮЗа «По ту сторону забора». Играю девятый год. Я получаю удовольствие от сцены и сиюминутного контакта со зрителем, но самой большой любовью остаются для меня кино и съемочная площадка.

- Как вы считаете, можно ли ролевую функцию «ведущая телепрограммы» рассматривать как составляющую актерской профессии? Или она по сути ближе роли «педагог»?

- Я думаю, что в основе ролевой функции «ведущая» есть и актерское начало, и педагогическое. Ведь это творчество, которое не только просвещает и образовывает, но и очаровывает. От этих трех составляющих зависит рейтинг каждой телепередачи.

- Вы были студенткой ВГИКа (мастерская Евгения Матвеева) в советское время. Сравнивая себя и своих однокурсников с современными студентами первого курса, можете ли сказать, в чем вы, тогдашние, проигрываете им, нынешним? И в чем они, сегодняшние, проигрывают вам, тогдашним?

- Вы знаете, у каждого времени свои особенности. Но есть нечто, что остается неизменным. Это образовательная структура, методика преподавания и атмосфера ВГИКа, которая постоянно провоцирует (в хорошем смысле!) на творческие поиски и «заражает» любовью к профессии навсегда.

- Сейчас, в силу предлагаемых обстоятельств под названием «пандемия», вам приходится вести занятия на удалении, то есть посредством компьютерной связи. Как вы считаете, какая из форм подачи лекционного материала качественнее: в режиме реального времени - «здесь и сейчас» или online?

- Я не отрицаю всех достоинств технологий, пришедших в нашу жизнь. Но и моя практика, и практика моих коллег-педагогов, которую мы получили за период пандемического кризиса, показывает, что качественным обучение может быть не на удалении, а в режиме реального времени. То есть здесь и сейчас: педагог - студент. Никакие технологии не могут заменить живого контакта, живого обмена мыслями и творческого проникновения в суть изучаемого предмета.

- Студенты, обожающие вас, рассказывают о том, что вы создали для них специальный учебник. И как он называется?

- Надеюсь, что расположение студентов ко мне вызвано не столько учебником, который посвящен кинематографу США периода немого кино 1895-1929 годов, сколько нашим взаимным интересом. Кстати, многие из них еще даже не видели эту книгу. А сейчас я завершаю работу над второй книгой. Она о периоде звукового американского кино 1929-1941 годов. Мне интересны мои студенты с их взглядами и интересами к жизни. Надеюсь, что и им интересно со мной на наших занятиях по истории мирового кино. Книга называется «Кино США: 1929-1941».

- Прекрасно зная историю мирового кино, скажите, у какого режиссера снялись бы с радостью и удовольствием? И в каком жанре еще хотели бы попробовать свои профессиональные силы?

- Отвечу так: давно мечтаю и с удовольствием бы снялась в комедийном жанре. Очень хочется попробовать свои силы в острохарактерной роли. Снялась бы у Кустурицы и Скорсезе.

- Вы снимаетесь в кино с 1980 года. Вами сыграно множество разных ролей, создано множество женских характеров. Вас, наверное, сложно удивить каким-то сценарием или оригинальностью режиссерского замысла. И тем не менее, скажите, пожалуйста, есть у нас сегодня молодые специалисты в сфере кино, о которых мы с гордостью можем сказать, что они гордость национального кино?

- У нас очень много талантливых молодых актеров и режиссеров. И в сериалах, и в большом кино. Сейчас я снимаюсь в сериале «Отцовский очаг» режиссера Руфата Шахбазова и с удовольствием отмечаю молодых и перспективных актеров, которых уже знают наши зрители. Это Мансура Ахмедова, Зульфия Гурбанова, Кенуль Наджафзаде, Турал Ахмед, Рашад Бахтияров, Заур Алиев, Расим Джафар, который очень много снимается в последние годы. У нас очень много талантливой молодежи, которая успешно работает и в большом кино, и в сериалах. Многие из них уже сказали свое слово в искусстве кино, а у многих это еще впереди. Но у нас есть эти профессиональные силы.

- Как вы думаете, почему сегодня так плохо пропагандируется и совсем не прокатывается национальное кино?

- Это отдельная и сложная тема. Дело в том, что сейчас активно развивается коммерческое кино. И не всегда качественно. А вот на госзаказе только фестивальные фильмы, которые не пользуются успехом у зрителя. Фестивальные не приносят дохода и рассчитаны на узкую аудиторию интеллектуалов. Раньше снимали очень много стандартных и некачественных фильмов. Но в последнее время у нас появились качественные картины. Особо хочу отметить фильм «Занавес». Это авторское кино режиссера Эмиля Гулиева. Некоммерческая секция азербайджанского кино представлена фильмами «Красный сад» (реж. Мирбала Салимли), «Гранатовый сад» (Ильгар Наджафов), «Степняк» (Шамиль Алиев) и другими. И это тоже очень хорошее кино! Фильмы отмечены на международных фестивалях, получили свои заслуженные награды.

- А что сегодня происходит на арене международного кино?

- Главный факт: восточный кинематограф завоевывает симпатии зрителей по всему миру. Очень интересно работают режиссеры Турции, Ирана, Кореи. Кино Востока развивается бурно. Восток со своим разнообразием и колоритом очень уверенно входит в мировое пространство киноискусства. Пример тому - южнокорейский фильм «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. Первый фильм, снятый не на английском языке и получивший «Оскара» в номинации «Лучший фильм» и еще в трех номинациях премии «Оскар» в 2020 году. В 2019 году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» 72-го Каннского кинофестиваля.

- При Министерстве культуры создан Совет по кино. Можете ли вы прокомментировать факт создания такой структуры?

- Узнала из СМИ и приятно удивлена тем, что основная часть совета - молодежь.

- Как вы относитесь к самой себе: актрисе, педагогу, матери, другу?

- Терпимо. Но скажу нескромно: хотела бы иметь такого друга, как я!

- Если бы у вас была возможность переписать свою жизнь заново, то что бы вы в ней переписали набело?

- Ничего! Это же моя жизнь. Хотя… Я, пожалуй, больше бы уделяла внимания своей маме. Не уехала бы учиться в Москву, а осталась бы рядом с ней. Мамы нет, но потребность в постоянном общении с ней осталась. Поэтому каждый четверг я езжу к ней на могилу. Приношу ей цветы, говорю с ней и мне становится легче. Когда мне бывает трудно, я мысленно обращаюсь к маме, и ее лицо возникает передо мной таким, каким я запомнила его в последние мгновения маминой жизни. Она смотрит на меня улыбаясь. Хочу нарисовать ее портрет, именно с этой последней ее улыбкой…

- О чем сегодня мечты народной артистки Гамиды Омаровой?

- Я хочу и мечтаю о мире, которому не будет угрожать пандемия; о мире, где можно свободно заниматься творчеством и общаться не по телефону, а в реальном времени и в реальном пространстве; чтобы можно было обмениваться мыслями, глядя в глаза друг другу, а не на монитор компьютера или экран планшета! Чтобы я могла спокойно, а не по СМС навещать по четвергам свою маму. Я мечтаю, чтобы на земле не было пандемий и карантинов; чтобы все эти неприятности уже закончились и навсегда остались в прошлом…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

404


Актуально