25 Апреля 2024

Четверг, 10:14

ВТОРАЯ ВОЛНА

В период пандемии террористические организации в мире не то чтобы ослабли, а, наоборот, еще больше активизировались

Автор:

15.06.2020

В последние месяцы в сводках международных новостей тема противостояния терроризму отошла на второй план, уступив место информации о борьбе с распространением пандемии COVID-19. Это и понятно: по своим последствиям пандемия, к сожалению, превзошла урон, нанесенный терроризмом различным странам, - как материальный, так и моральный. В связи с этим может сложиться впечатление, что террористическая активность в мире ослабла и терроризм, образно выражаясь, «ушел на карантин».

Между тем международные аналитические центры обращают внимание, что террористические организации за истекшие месяцы, напротив, значительно активизировали свою подрывную деятельность. Достаточно отметить, что только в марте-апреле число террористических операций в Ираке и Сирии возросло на порядок. Кроме того, ареал террористической активности постепенно расширяется. За ряд терактов - на Филиппинах, Мальдивах и в Мозамбике - ответственность на себя взяла группировка «Исламское государство» (ИГ). Особую тревогу вызывает рост числа боевиков в Ираке.

 

Ирак: возрождение терроризма?

Как известно, еще в конце 2017 года иракское правительство объявило, что боевики ИГ в Ираке практически уничтожены. Однако время показало поспешность этого утверждения. Обзор ситуации в регионе свидетельствует, что военное присутствие террористов по-прежнему ощущается в сельских районах Анбара, Диялы, Киркука, Салахуддина и Мосула. Несмотря на то, что иракская армия продолжает проводить операции против боевиков в этих частях страны, полностью ликвидировать очаг сопротивления не удается.

Террористическая группировка ИГ значительно активизировалась в Ираке, особенно в сельской местности, на фоне политической нестабильности и проблем в области безопасности. Кроме того, на ситуацию влияет и вывод сил коалиции под руководством США из-за вспышки коронавируса.

В этих условиях ИГ пытается усилить свой оперативный потенциал в наиболее удаленных районах страны. При этом использует ослабление центральных структур и местных администраций после массовых акций протеста против иракского правительства. Как известно, осенью прошлого года Ирак потрясли массовые акции протеста в связи с ухудшающимися условиями жизни населения и ростом коррупции, что вынудило премьер-министра Аделя Абдул-Махди уйти в отставку.

По данным Верховной комиссии по правам человека Ирака, в результате протестов, начавшихся 1 октября, в стране, по меньшей мере, были убиты 496 граждан, а 17 тыс. получили ранения. Отставка Абдул-Махди 1 декабря, последующий правительственный кризис и разногласия между иракскими политическими партиями проложили путь ИГ для расширения  деятельности на всей территории страны, особенно на северо-западе.

Повысить свою мобильность и возможности для ведения боевых действий, активизировать проведение террористических актов позволили ИГ следующие шаги. Это комендантский час, введенный на всей территории Ирака в связи с COVID-19, действия международных коалиционных сил под руководством США, которые приостановили свою деятельность в регионе на два месяца. Кроме того, начался вывод американских войск с шести военных баз, находящихся в Ираке.

В частности, ИГ стало восстанавливать позиции в тех регионах, где  пробелы в безопасности обнаруживают себя больше всего. Специалисты отмечают, что после того как силы коалиции прекратили свою материально-техническую и разведывательную поддержку иракскому правительству, боевики почувствовали, что их час снова настает.

На руку им сыграло также отсутствие солидарности между центральным правительством и курдским региональным правительством Ирака (КРГ). Их разногласия создают «коридор возможностей» для расширения поля деятельности ИГ в тех районах на севере Ирака, где некогда его присутствие было наиболее ощутимым. 

Конечно, боевики пока недостаточно сильны, чтобы участвовать в крупных боях, но чувствуется, что они активно восстанавливают свои силы, в частности, рекрутируя в свои ряды все новых членов. 

Официальные статистические данные свидетельствуют, что за первые четыре месяца 2020 года из-за нападений ИГ и других актов насилия в Ираке погибли в общей сложности 170 гражданских лиц и сотрудников служб безопасности. А специалисты делают неутешительные прогнозы о том, что если эта тенденция продолжится, то ИГ может восстановить свои прежние позиции за сравнительно небольшой отрезок времени.

 

Ирак - это только часть проблемы

Между тем сведения, поступающие и из других регионов планеты, довольно неутешительны. Так, кроме Ирака, Сирии, Йемена, ряда стран Сахары и Сахеля, а также Афганистана, активность террористических групп отмечена за истекший период на Филиппинах, в Мозамбике, на Мальдивских островах и в других местах, что может объясняться фактом соперничества этих структур. 

Так, группировка «Боко харам» рассчитывает распространить свое влияние на значительные части Африканского континента к югу от Сахары. Еще в марте 2020 года в Чаде боевики группировки совершили нападения, в результате которых погибли не менее 98 солдат. Эксперты полагают, что жесткие карантинные меры, которые распространяются также на деятельность военных, могут оставить «Боко харам» «дверь открытой» для дальнейшего расширения ее территории.

В целом сокращение и ограничение действий воинских контингентов других стран Запада в зоне деятельности террористических структур заметно влияют на повышение их активности. Террористические организации, таким образом, могут быть заинтересованы в распространении пандемии, несмотря на риск заражения своих представителей.

Нередко сам COVID-19 используется идеологами террористических движений для запугивания и дезориентации широких масс. Болезнь нередко преподносится как «кара» или «справедливое возмездие» за уничтожение ИГ или гибель главарей «Аль-Каиды» и прочих организаций. В Западной Африке лидер «Боко харам» заявил, что вирус является наказанием для тех, кто не подчиняется исламу, и предложил в качестве решения стать последователем его организации. В других странах пропагандисты террористов предлагают встать на путь «возмездия» за смерть Багдади и тем самым освободить планету от опасного заболевания. В условиях низкого авторитета властей и официальной позиции многие люди склонны доверять подобной пропаганде. 

Террористические организации смогли консолидировать и нарастить свои силы в эти тяжелые  времена, поскольку они наиболее эффективно использовали возникшие трудности. В последние недели нигерийский лидер «Боко харам» Абубакар Шекау заявлял, что пандемия COVID-19 вызвана «злом», призвав своих членов атаковать Запад и использовать его слабость. Активизация пропагандистских кампаний, распространяющих экстремистские идеи, может оказаться чрезвычайно опасной и в долгосрочной перспективе.

В настоящее время наблюдается также значительный рост экстремистской активности в интернете, что повышает риск усиления краткосрочной и среднесрочной радикализации.

 

Два зла современного мира

Существуют серьезные долгосрочные опасения, что государства, ослабленные серьезными экономическими последствиями пандемии, будут более уязвимы к появлению или возрождению террористических групп. Многие террористические группы сами отмечают, что из-за пандемии ресурсы многих правительств, в частности, предназначенные для обеспечения безопасности, сильно ослабли.

Одна из серьезных проблем заключается в том, что COVID-19 может привести к возрождению интереса террористов к использованию химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Известно, что еще до пандемии целый ряд террористических движений активно интересовался возможностью применения биологического и химического оружия. Хотя фактов по использованию их экстремистами было немного. При этом серьезные препятствия к доступу террористов к этим видам оружия, безусловно, сохраняются. Огромное влияние COVID-19 на ослабление структур, отвечающих за безопасность в разных странах, может вновь вызвать интерес деструктивных сил к использованию запрещенных видов оружия.

Между тем, какой бы сложной ни была ситуация с распространением COVID-19, приоритеты человечества по борьбе с терроризмом меняться не должны. Защита наиболее уязвимых слоев общества от рисков, создаваемых террористическими организациями, должна по-прежнему быть в центре внимания международного сообщества.

Поскольку весь мир продолжает приспосабливаться к ситуации, ставшей следствием распространения пандемии COVID-19, изменяя методы ведения бизнеса, способы общения и времяпрепровождения, все внимание сегодня обращено на решение внутренних проблем. В то же время эксперты в разных странах призывают не закрывать глаза на ситуацию с активизацией терроризма. В противном случае, как только угроза COVID-19 будет нейтрализована, мир может столкнуться с новой глобальной волной экстремизма. Помимо угрозы, которую это явление представляет для тех, кто живет на затронутых экстремистской активностью территориях, существует более широкий риск для всего остального мира. Терроризм, как и пандемия, не знает границ, борьба с одним злом не исключает борьбы с другим.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

273


Актуально